Александр ГОРБУНОВ, министр промышленной политики, транспорта и связи Омской области: «Чиновник должен расшибиться в лепешку и предоставить вам госуслугу. Смешно звучит? Но так будет»

Дата публикации: 28 октября 2009

Двадцатого октября состоялась пресс-конференция министра промышленной политики, транспорта и связи Омской области Александра ГОРБУНОВА. Представляем читателям самые существенные выдержки из выступления министра.

Итоги 9 месяцев

Довольно быстро восстанавливается легкая промышленность, что и объяснимо, ведь при дорожающей валюте импортозамещение в первую очередь начинается с товаров народного потребления. Существенно подросли предприятия, связанные с гособоронзаказом: ОАО «Конструкторское бюро транспортного машиностроения» – 265% роста по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, ОМО имени Баранова — 203%, Автоматика – 116%. Если говорить в целом по отраслям, там ситуация несколько сложнее, потому что есть лидеры, которые быстро растут, но есть и — слово «аутсайдеры» здесь, может быть, не очень уместно, — скажем так, предприятия, которые еще не успели перестроиться или по объективным причинам их кризис затронул сильнее. По перерабатывающим отраслям промышленности сейчас идет отставание, которое мы достаточно быстро нагоняем. Если говорить о темпах прироста, они соответствуют общероссийским: примерно 85 – 86 % (с учетом статистической погрешности) по отношению к соответствующему периоду прошлого года. Сложнее ситуация в нефтехимии: тот рост, который они сейчас дают, недостаточен, чтобы покрыть падение первых месяцев.
Энергетика
Правительство Омской области направило в Минэнерго РФ письмо с предложением о перерегистрации компании ТГК-11 в Омской области. На наш взгляд, неправильно, когда компания, 80% активов которой располагается в Омской области и 20% — в Томской, сама по себе находится в Новосибирске. Поэтому такое письмо и появилось. Кроме того, речь там шла об инвестиционной программе дополнительной выработки электрических мощностей в Омской области.

Омсктрансмаш
Должно состояться заседание Военно-промышленной комиссии при Правительстве Российской Федерации с повесткой дня «О ходе банкротства ГУП «Омсктрансмаш». Сегодня бывший Омсктрансмаш разделен на две неравные части: большая выкуплена ОАО «Конструкторское бюро транспортного машиностроения», меньшая (в составе которой находится базовое литейное производство) пока находится в ведении арбитражного управляющего, хотя и была выкуплена ООО «Челябинский тракторный завод — Уралтрак» (состоялся ряд арбитражных судов, в рамках которых данная сделка оспаривалась). Позиция правительства Омской области — оба предприятия должны быть объединены под брэндом КБТМ, как наиболее известным и обладающим всеми лицензиями для производства спецтехники. Чтобы не получилось так: забором разделили и теперь через забор детали судорожно пытаемся передавать, ведь технологическая цепочка на предприятии по-прежнему одна. И это объединенное предприятие должно быть в госсобственности — напрямую или посредством вышестоящего Уралвагонзавода.
О выставке вооружений
Уже составлен в Москве календарь выставок на ближайшее время и в нем выставка ВТТВ-2011 поменяла статус: из международной стала межрегиональной. Во время последней ВТТВ-2009 мы уже говорили: аббревиатура та же должна остаться — ВТТВ, но уже с другой расшифровкой. Например, высокие тхнологии, техника и вооружения. В принципе эта работа идет, мы хотели бы поменять подход к формированию выставки в 2011 году – в меньшей степени делать акцент на сухопутных вооружениях, в большей — на той части промышленной продукции, которая у нас в Омской области производится. Мы предполагаем, что в 2011 году у нас сменится организатор выставки. Сейчас мы уже письма направили в Ростехнологии и в Роскосмос. Если вы помните, все предыдущие годы организатором выставки был Минпромторг, который сейчас начал говорить, что слишком много стало федеральных выставок одной и той же тематики. Речь идет о том, что аналогичная выставка есть московская, есть Нижний Тагил. Сейчас мы пытаемся создать такие условия, которые позволят лучше демонстрировать промышленный потенциал Омской области: он все-таки сосредоточен не только в производстве вооружения сухопутных войск. В основном, на наш взгляд, это электроника, высокотехнологичные отрасли, ракетно-космический комплекс. Соответственно, меняются организаторы выставки. Думаю, выставка к 11 году найдет свое место среди других российских выставок, но с уже с другим организатором и с несколько другой направленностью. Если она при этом станет межрегиональной, на мой взгляд, это не очень страшно. Иностранные партнеры ведь не за статусом едут. В первую очередь им интересны те предприятия, которые представлены на выставке. Если нам удастся привлечь больше предприятий, немножко поменяв тематику, и, соответственно, закрыть больший спектр интересов для зарубежных партнеров или партнеров за границами нашего региона, это будет очень хорошо. А арабские шейхи и генералы из африканских стран с неменьшим интересом будут изучать выставочные композиции ОНИИП, ММПП «Салют» и ГКНПЦ имени Хруничева.
Об исках Минобороны к омским предприятиям за опоздание с госзаказом
Предприятию, чтобы выполнить гособоронзаказ или на следующий год этот гособоронзаказ получить, нужно пройти конкурсные процедуры, которые заканчиваются где-то в декабре, когда становится окончательно известно, что да, вот это конкретное предприятие выиграло конкретный заказ. Но для его выполнения необходимо уже в январе начать производство, а чтобы это производство начать, нужно иметь деньги. Но они по госообронзаказу к этому времени не поступят: это заранее известно. Что делает предприятие? Оно идет в банк и получает кредит, отдавая в залог свою недвижимость. Что произошло в текущем году? Банки пересмотрели требования к залогу: если раньше под какое-то здание, условно говоря, можно было получить кредит в 100 млн рублей, то сейчас под это же здание можно получить только 80 млн. Причем на гораздо более жестких условиях: под большие проценты, на меньший срок и т.д. Поэтому предприятия попали в крайне затруднительное положение. Государство, правда, тоже это, надо сказать, поняло, и уже к августу предприятия, завязанные на оборонзаказ, получили примерно 60% оплаты от суммы заказа – это беспрецедентно. Обычно они получают где-нибудь в ноябре-декабре. Тем не менее понятно, что любые такие емкие производства требуют серьезных вложений и нередко возникают кассовые разрывы, которые нечем покрывать. Возникает срыв плановых сроков, потом эти сроки наверстываются. Я, конечно, понимаю чиновников Минобороны, но здесь, на мой взгляд, сначала государство должновыполнить свои гарантии, а потом уже требовать с предприятий заказанные объемы, а не наоборот.
Электронное правительство
Смысл проекта электронного правительства состоит в том, чтобы для рядового гражданина максимально упростить взаимодействие с органами власти. Предполагается, что рядовой гражданин не обязательно должен идти куда-то в орган исполнительной власти, за какой-то там бумагой, например. В идеале гражданин через Интернет подключается к серверу электронного правительства, на котором вывешены требования для получения той или иной государственной услуги. Ведь по существу, когда вы приходите за какой-то справкой к чиновнику, вы получаете государственную услугу. Не чиновник должен соблаговолить вам ответить и позволить что-то сделать, а он должен, скажем так, для вас расшибиться в лепешку и эту услугу предоставить. Смешно звучит? Но на самом деле это так. Надеюсь, в недалеком будущем через Интернет вам даже удастся на это посмотреть. Смысл именно такой. В идеале вы подключаетесь к сайту в Интернете, на котором все государственные услуги расписаны. Написано, что необходимо сделать, чтобы получить эту государственную услугу. Грубо говоря, здесь же на сайте нужно ткнуть мышкой туда-то, заполнить такие-то графы, в какой-то момент, возможно, какой-то электронный код ввести, который вас идентифицирует, после этого система сработает. В Исландии, например, можно даже паспорт заграничный получить путем ряда запросов в Интернет. Чтобы аналогичное появилось и у нас, надо пройти ряд этапов. Первый — информирование граждан: вы заходите на сайт и видите весь перечень государственных услуг, которые государство может оказать на данной территории, причем там указано, что для это необходимо сделать. Далее вы выходите на сервер и заполняете необходимую форму и система контролирует правильность заполнения, чтобы не случилось ситуации, когда вы пришли с бумажкой к чиновнику, а он заявит: здесь запятая не там стоит, здесь слово забыли, а здесь написано красной пастой, а нужно – зеленой. Если у человека нет Интернета, он подходит к инфокиоску, которые будут размещаться в местах общественного пользования – почты, телеграфы, телефоны и так далее, и делает все ровно то же самое. В принятой правительством Омской области программе пока прописаны первая и вторая фаза. Есть, правда, проблема, с которой столкнулись на Западе: государство готово оказать услугу, а жители еще не готовы – не знают, не хотят, предпочитают живое общение и так далее и тому подобное. Поэтому достаточно большая часть в программе отводится информированию.
ОМО имени Баранова
Когда текущим летом в ОМО имени Баранова случилась сложная ситуация с финансированием, была создана совместная рабочая группа министерства и предприятия по выходу из кризиса. Там был принят ряд решений, которые в итоге помогли ОМО. В частности, мы обращались по реструктуризации задолженности в различные организации, в том числе государственные органы. Обращались на ММПП «Салют», к которому ОМО имени Баранова все-таки еще не присоединилось и поэтому, казалось бы, не очень-то и обязаны они были барановцам помогать, с просьбой скорейшей оплаты производственного заказа (они головные в этом заказе), обращались так же к государству с просьбой выдачи госгарантий. Все эти меры какое-то действие оказали, и состояние дел на предприятии стабилизировалось.


 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2009/10/42/640176