Двадцать третьего октября в Москве состоялась ежегодная конференция «Российский банковский сектор: рост или выживание», на которой шла речь о финансовой ситуации в России на фоне глобального экономического кризиса. В ее работе принял участие главный редактор «КВ» Марат ИСАНГАЗИН. В предыдущем номере мы представили читателям выступление президента Альфа-Банка Петра АВЕНА. В текущем, продолжая тему, предлагаем ответы на вопросы заместителя председателя правления, со-руководителя блока «Корпоративно-Инвестиционный банк» Альфа-Банка Владимира ТАТАРЧУКА. Большая часть представленных ниже вопросов была задана именно «КВ».
— Удалось ли Альфа-Банку договориться с группой «ПРОДО», в отношении которой и ряда ее «дочек» («Омский бекон», мясокомбинат «Омский») банком поданы иски о банкротстве?
-С группой компаний «ПРОДО», несмотря ни на что, мы продолжаем переговоры. Нам не удалось прийти к каким-то соглашениям, которые бы сделали возможным реструктуризацию долга компании,поэтому мы продолжаем надеяться, что суд будет рассматривать наше заявление по банкротству ряда предприятий группы «ПРОДО» и это позволит нам с каким-то образом получить возврат наших кредитов. Хотя я должен отметить, что по группе компаний «ПРОДО» у нас есть целый ряд вопросов к той задолженности, которая неожиданно появилась на компаниях группы (возможно, имеется в виду общий долг тридцати предприятий холдинга «ПРОДО» в размере 1,6 млрд рублей оффшору с Британских Виргинских островов Nevem Overseas Limited — «КВ»). И это предмет исследования компетентных органов. Мы соответствующее заявление сделали и будем анализировать, что это за задолженность, потому что нас как кредитора это двигает даже вместе с другими кредиторами в положение, когда мы не контролируем 51% кредиторской задолженности группы компаний «ПРОДО». Здесь есть еще повод к тому, чтобы компетентные органы сделали свои выводы, что это за задолженность, которая образовалась за последние месяцы. Но вместе с тем я хочу отметить, что продолжаются переговоры с господином ДАВИДОВИЧЕМ и другими акционерами группы компаний «ПРОДО». И мы не исключаем достижения договоренности о какой-то реструктуризации. По крайней мере переговоры об этом идут. Если мы достигнем понимания по всем параметрам, то мы об этом сразу объявим. Но пока не договорились, будем двигаться по судебной, к сожалению, дороге.
-Вы уже обратились в правоохранительные органы?
-По некоторым предприятиям мы уже обратились в компетентные — хороший термин — органы.
-Омский предприятия есть в том списке, по поводу которых обратились?
-Я не помню точно, по-моему да. Но возможно нет. Точно не помню. Мы пошли по самым больным точкам, где больше всего такой дебиторской задолженности. Поэтому я не знаю «Омский бекон» входит туда или нет.
-Вы сказали с акционером ДАВИДОВИЧЕМ и другими. У него какая доля?
-Это информация коммерческая, конфиденциальная, которую мы не вправе раскрывать о наших клиентах. Даже проблемных.
-Что вы предложили в условиях реструктуризации?
-Я бы тоже не стал раскрывать условия реструктуризации, потому что мы пока ни о чем не договорились. Это пока некоторые мысли разных сторон относительно тех или иных условий. Это пока не то,что можно показывать и рассказывать.
— Если смотреть статистику ЦБ, то видно, что в разных отраслях совершенно разная доля просрочки: от нуля до 12% она колеблется. Какие самые критические, с вашей точки зрения, сейчас отрасли из ваших заемщиков?
— Для того, чтобы ответить на ваш вопрос, надо понимать специфику банка. Например, в области финансирования строительства Альфа-Банк вообще не делал проектного финансирования, и поэтому у нас в основном заложены только те законченные объекты недвижимости, которые уже приносят денежный поток. Недострой Альфа-Банк вообще не финансировал. Такова была наша политика. Поэтому просрочка в этой области у нас минимальна. В других направлениях тоже не отмечу яркой отраслевой специфики. Многие автодилеры, скажем, действительно попали в тяжелую ситуацию, но Альфа-Банк решил этот вопрос, и сейчас это не такая острая проблема. Да, действительно, те, кто торговал автомобилями и за счет кредитных средств строил новыебизнесцентры, новые автомагазины, эти компании попали в тяжелую ситуацию в связи с драматическим падением спроса. Наверное, имеет смысл отдельно сказать о компаниях, которые занимались торговлей, но при этом имели большую долговую нагрузку, но у нас сейчас в портфеле таких проблем нет. Проблема была, но мы нашли способ закрыть этот долг. Авиаперевозчики находились в сложной ситуации. Сначала были высокие цены на бензин. Потом пришел кризис, обслуживание долгов, падение пассажиропотока, которое испытывают сейчас все авиакомпании, но я должен отметить, что многие авиаперевозчики достойно выходят из этой серьезной ситуации. В частности, мы реструктурировали задолженность компании «Сибирь». Более того, предложили даже при определенных условиях увеличение рисков на эту компанию со стороны Альфа-Банка. Также достойно выходит из этой ситуации компания Трансаэро. Но Альфа-Банк и пострадал от авиаперевозчиков. Я имею в виду компанию Эйрюнион и господина АБРАМОВИЧА. И здесь мы двигаемся полным ходом по всем формальным процедурам, которые предусмотрены законом, чтобы получить удовлетворение из имущества, которое осталось от Эйрюнион.
— Что вы имеете в виду под увеличением риска для авиакомпании «Сибирь»?
— Да, мы готовы были не просто реструктуризировать долг, но и в одном из вариантов, который продолжает обсуждаться, предлагаем увеличение объемов кредитования. Я не хотел бы углубляться в детали до того, как мы об этом договоримся. Думаю, здесь вопрос двух-трех месяцев. Но независимо от этого наше сотрудничество с «Сибирью» развивается, мы, в частности, все больше обслуживаем денежных потоков этой авиакомпании.
— С теми активами, которые вам в случае неуплаты кредитов достаются, насколько их реализация позволяет погасить долги? Банк в этом случае срабатывает в минус или удается хотя бы по нулям пройти?
— К сожалению, даже качественные залоги, которые были у нас по целому ряду кредитов в связи с той ситуацией, которая сегодня существует на рынке, уменьшились в стоимости. Поэтому когда мы забираем это имущество и продаем его, мы не выручаем тех денег, которые мы могли бы выручить в докризисное время. Часть активов вообще продавать смысла не имеет, потому что они стоят около нуля. Поэтому мы часть активов, возможно, будем развивать, вкладывать деньги и продавать только потом. Поэтому сейчас я не могу ответить на вопрос: достаточно ли активов? Это зависит от целого ряда факторов: как будет вести себя экономика, насколько будет успешна та компания А-1, которая была создана в Альфа-групп, чтобы управлять подобного рода активами. Мне кажется, не должно быть иллюзий: когда банк взыскивает обеспечение, в большинстве случаев это на грани покрытия кредита. Да и то это в хорошем случае. Если говорить об Альфа-Банке, имущество, которое мы забираем, процентов на 70 должно покрыть кредиты, которые были выданы под эти залоги.
— Альфа-Банк судится с группой компаний «Титан» о возврате кредита. Ходят слухи, что банк скупает долги «Титана» у других кредиторов. Так ли это?
— Это ложь. А во-вторых, если бы даже такое происходило, мы долги, как правило, покупаем с двумя целями: во-первых, это усиление нас как кредиторов в разговоре с компанией. Если она начинает бегать и прятать активы, если мы купим еще ее кредиторскую задолженность, то в банкротстве им будет тяжелее, нежели у нас будет маленькая задолженность. Во-вторых, это заработок, если мы покупаем долг дешевле, то потом за него будем требовать больше. Это никак не связано с нашим желанием активы какие-то покупать.