Валерий ПЕДДЕР, генеральный директор ООО «НПП «Метромед»: «В рамках кластера будет работать и создаваемое нами НИИ медицинского приборостроения»

Дата публикации: 11 ноября 2009

На сегодняшний день производство медицинской техники в нашем регионе представлено в двух формах – разрозненные малые предприятия, предприятия ВПК и НИИ, занимающиеся разработками в этой области. На этом фоне появление третьей формы — кластера по созданию новых биомедицинских технологий и медицинской техники, объединяющего достижения омских специалистов, – требование времени и один из векторов инновационного развития России. Один из пионеров медицинского приборостроения в Омске — директор ООО «Научно-производственное предприятие  «Метромед» академик Валерий ПЕДДЕР, с которым встретилась внештатный корреспондент «КВ» Елена ЛЯХОВА и задала ему ряд вопросов.

— Валерий Викторович, помнится, попытка консолидации ученых и производителей медицинских аппаратов уже была предпринята однажды в комплексной региональной программе развития медицинского приборостроения «Медприбор», утвержденной постановлением губернатора № 124-п от 9 марта 1995 год. Что стало с этой программой сегодня?
— Создание этой программы начиналось в 1994 году организационной группой, в которую входили президент Российской ассоциации медико-инженерного сотрудничества (РАМИС) генерал-майор Юрий ЧЕСНОКОВ, генеральный директор РАМИС Геннадий ПАШКОВ, начальником отдела экономического комитета администрации области Владимир ЛИЗУНОВ, генеральный директор омского завода «Автоматика» Петр ВЕРХОЛЕЗОВ, я — в то время заведующий Республиканской межвузовской НИЛ биомедицинских технологий и приборостроения ОмГТУ и многие другие. Предполагалось фактически с нуля создать отрасль медицинского приборостроения в Омске. В проект было вовлечено около 30 предприятий, включая малые предприятия, вузы, предприятия ВПК. Схема взаимодействия выглядела следующим образом. НПП «Метромед» и ряд лабораторий и кафедр ОмГТУ в сотрудничестве со специалистами Омского государственного медицинского института проводили научные разработки по медико-технической тематике, результаты которых на договорной основе передавались заинтересованным предприятиям-производителям. Какое-то время программа работала, но постепенно сошла на нет, хотя сама идея консолидации была замечательной. На плаву (имеется в виду выпуск медицинских приборов) остались немногие: омский завод «Автоматика», Омский электромеханический завод, НПК «Криогенные технологии», НПП «Метромед». Какое-то время продержался завод им. Козицкого, выпустив всего 25 наших приборов. Крупным предприятиям стало невыгодно делать медицинские приборы, поскольку потребное количество производимых приборов относительно мало, а удельные производственные затраты велики. В то же время прежние, принятые в СССР системы регистрации и сертификации медицинский изделий, а также лицензирование их производства перестали существовать, а новые до сих пор не оптимизированы и окружены бюрократическими сложностями. К тому же возникают известные сложности перепрофилирования предприятий, десятилетиями специализирующихся на производстве военной техники. Малым предприятиям, специализирующимся только на выпуске медицинских приборов, выжить проще за счет проведения более гибкой технической политики, оптимизации затрат на изготовление медизделий и пр.

— В чем принципиальные особенности медицинских приборов, которые производит ваше предприятие?
— Все началось в далеких 70-х годах прошлого столетия. Нами вместе с омскими врачами — профессорами Азарием КАБАНОВЫМ, Иваном ПЛАКСИНЫМ, Николаем МИШЕНЬКИНЫМ, Анной ЛЕТУЧИХ — было показано, низкочастотный ультразвук и низкоинтенсивное излучение лазера (красный спектр) в сочетании с лекарственными препаратами более эффективно заживляет раны. Так, например, у пациентов хирургического профиля ускорялось заживление ран после аппендэктомии; у пациентов с сенсоневральной тугоухостью улучшался слух; у пациенток с воспалительными гинекологическими заболеваниями удавалось добиться излечения в значительно более короткие сроки. Накопленный опыт позволил разработать и поставить на серийное производство высокоэффективные ультразвуковые аппараты типа «Тонзиллор», «Гинетон», «Стоматон», «Проктон», «Аудиотон», «Россоник» и пр.

— Что это за аппараты, каковы объемы производства?
— У нас было 47 разработок еще со времен работы в лаборатории НИИ при омском политехническом институте, из которых 23 медицинских аппарата подготовлены или выпускаются серийно. В ближайшее время к серийному производству будет подготовлено не менее 4-6 медицинских изделий, применение которых будет наиболее эффективным в онкологии, эндокринологии, артрологии, ортопедии и травматологии, дерматологии и пр. Так постепенно наше предприятие совместно со специалистами ОмГМА, Московской медицинской академии им. Сеченова и АлтГМУ наращивает темпы внедрения в здравоохранение России новых высокоэффективных технологий лечения, разработанных в Омском регионе.
Объемы выпуска созданной нами медицинской техники секретом не являются. В этом году мы произведем не менее 200 аппаратов, в следующем хотим нарастить объемы до 300 приборов. Необходимо отметить, что при госзаказе наше предприятие имеет возможность без особого напряжения увеличить объем производимой продукции до 2-3 тысяч изделий в год. А пока ориентируемся на спрос потребителей, поступают заказы – мы их выполняем. Кризис, как ни странно, не сказался на продажах наших изделий.

— Насколько выгодно сегодня заниматься разработкой и производством медицинской техники?
— Сразу же отмечу, что это не самый прибыльный бизнес. В своей работе мы ориентированы не столько на получение максимальной прибыли, сколько на интерес, связанный с активным внедрением новейших медицинских технологий лечения населения, обеспечиваемых производимыми нами аппаратами, — дабы за державу обидно не было. Рентабельность производства аппаратов достигает в среднем 25 — 30%. Из получаемой прибыли не менее 10 — 15% реинвестируется в новые перспективные разработки. Особенность наших подходов к производству такова, что стоимость производимых нами аппаратов в разы ниже западных аналогов. Так, например, стоимость аппаратов типа «Тонзиллор», «Гинетон», «Стоматон», «Кавитон» и пр. для хирургического и терапевтического лечения различных заболеваний составляет в среднем 50 — 55 тысяч рублей, в то время как зарубежные ультразвуковые аппараты аналогичного класса – в 4 — 6 раз дороже.

— Если отечественная медтехника дешевле иностранной, то логичнее укомплектовать ею омские лечебные учреждения.
— Да, значительный процент высокотехнологичной и наукоемкой медицинской техники поставляется в Россию из-за рубежа. Однако с середины 90-х годов прошлого века по настоящее время значительное число медицинских учреждений Омского региона оснащено в том числе и метромедовской медицинской техникой (ультразвуковые аппараты типа «Тонзиллор», «Гинетон», «Стоматон», «Проктон», «Аудиотон», «Россоник», «Озотрон», «Пролонг» и пр.). Качество этих аппаратов таково, что большинство из них эксплуатируется в лечебных учреждениях до сих пор. Все же около 80 процентов наших аппаратов уходит за пределы Омского региона и эксплуатируется в лечебных учреждениях Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Барнаула, Владивостока и др., а также в ближнем и дальнем зарубежье: в Белоруссии, Казахстане, Германии, Иордании, Америке, Израиле и пр. Где только не осела наша медтехника!
Большое количество наших аппаратов закупает Москва через посреднические фирмы, и далее проследить их путь невозможно, как и подготовку медицинских специалистов для работы на этих аппаратах перед внедрением в клинику. Раньше существовала централизованная организация «Росмедтехника», которая заключала договоры со всеми потребителями и производителями медицинской техники, занималась продвижением новой медицинской техники в регионы, организацией ее ремонта и обслуживания и пр. К сожалению, сейчас этой структурообразующей отраслевой организации нет. А так как фирмы-посредники получают с продажи аппаратов свой процент дохода, то чем дешевле изделие, тем меньше их доход. Поэтому получается, что поставлять импортное оборудование потребителю выгоднее, чем отечественное.

— Сейчас в Омске вновь создается кластер по биомедицинским технологиям и медицинской технике. Как считаете, станет ли эта мера достаточно эффективной для развития омского медицинского приборостроения?
— Думаю, что у собрания профессионалов разных специальностей для решения одной общей задачи, имеющей государственное значение, есть перспективы. Причем в кластере должны работать различные специалисты – медики и биоинженеры. В рамках кластера планируется участие и НИИ медицинского приборостроения, создаваемого ОмГТУ, ОмГМА и НПП «Метромед», где специалисты и ученые в области биомедицинских технологий и приборостроения смогут объединить свои усилия для решения проблем современного здравоохранения.

Елена ЛЯХОВА



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2009/11/44/139321