На общем собрании некоммерческого партнерства «Сибирское машиностроение» 2 ноября были подведены итоги за пять месяцев работы. Генеральный директор организации Валерий ЖИЛЬЦОВ сообщил, что в скором времени будут представлены презентации шести пилотных проектов, которые намерены реализовывать в Сибирском федеральном округе предприятия Омской области, члены НП «Сибирское соглашение».
«Сибирское машиностроение» на смену «СибВПКнефтегаз-2000»
Министр промышленной политики, транспорта и связи Омской области Александр ГОРБУНОВ проинформировал, что программа «Сибирское машиностроение», направленная на развитие промышленности в СФО и утвержденная в июле 2008 года, состоит из десяти подпрограмм, две из которых — «Сибирское машиностроение — ТЭК» и «Сибирское машиностроение — транспорт» — находятся в зоне ответственности Омской области. На НП «Сибирское машиностроение», членами которого на данный момент являются 19 омских предприятий и одно московское ММПП «Салют», возложены функции головной исполнительной дирекции этих подпрограмм. В частности, организация Валерия ЖИЛЬЦОВА занимается разработкой и согласованием на региональном и федеральном уровнях материалов и документов по проектам «СибМаш-ТЭК» и «СибМаш-транс», проведением маркетинговых исследований, презентаций, подготовкой и оформление конкурсной документации для участия в тендерах.
— Смысл создания программы и ее подпрограмм — концентрация маркетинговых усилий для продвижения продукции предприятий на рынках России и в дальнейшем Зарубежья. Маркетинг в данном случае понимается в широком смысле – не только как определение характеристик и объемов продукции, географических точек, где нужно ее реализовывать, но и способ определения точек роста, инновационного потенциала, повышения эффективности. От работы НП мы должны ждать инициативной, скрупулезной работы по продвижению нашей продукции на рынках, а также организации взаимодействия членов партнерства, — заметил Александр ГОРБУНОВ.
А такая представительная организация, как «Салют», по мнению членов партнерства, должна стать серьезной силой в продвижении предприятий Омской области на новые рынки сбыта.
Министр также напомнил, что для нашего региона проект «Сибирское машиностроение» является продолжением реализации областной программы «СибВПКнефтегаз-2000», которая была принята еще в 1996 году и признана удачной на федеральном уровне.
Вначале бизнес-план, потом – деньги
Валерий ЖИЛЬЦОВ рассказал, что НП «Сибирское машиностроение» и ЗАО ПО «Электроточприбор» на серию взрывобезопасных энергосберегающих светодиодных светильников уже разработали совместное технико-коммерческое предложение, необходимое для поиска базовых заказчиков. Помимо этого сформированы концептуальные варианты бизнес-планов шести пилотных проектов, которые будут реализовываться на территории СФО в рамках инновационной программы «Сибирское машиностроение». Это такие проекты, как производство самоходных грузовых платформ «Арктика — АВП» (ОАО «ТПЦ «СибВПКнефтегаз», ОАО «КБТМ»), газотурбинных энергосиловых установок мощности до 1, 5 МВт (ФГУП «ОМО им. Баранова», ОАО «ОМКБ»), энерговагонов нового поколения и газотурбинных силовых установок мощностью 0, 5-2 МВт на жидком газе («ОМО им. Баранова», «ММПП «Салют»), системы непрерывного контроля целостности магистральных продуктопроводов (ОНИИП), колесных тележек новой конструкции «гибкое колесо» (ОмГУПС, ТПЦ «СибВПКнефтегаз), а также системы контроля, учета и управления энергоресурсами энергоемких объектов (НПО «МИР», ОмГУПС).
— В аппарате полпреда президента РФ по СФО Анатолия КВАШНИНА в ближайшем времени ждут от нас презентации этих проектов, и мы их предоставим. Без бизнес-планов все двери инвестиционных домов для нас закрыты как на государственном, так и отраслевом уровне, тем более на банковском. Поэтому это очень серьезная работа, без которой мы дальше не продвинемся, — отметил гендиректор НП «Сибирское машиностроение».
Поддержал докладчика заместитель председателя исполкома межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» Геннадий ГУСЕЛЬНИКОВ, сообщивший о том, что бизнес-планы и техническая документация нужны НП для оптимальной генерации федеральных средств.
– Находясь в фазе выхода из рецессии, экономика России начинает генерировать средства, часть которых может быть вложена в перспективные инвестиционные проекты. Поэтому инструментарием продвижения наших идей будут красочные буклеты, дающие информацию о том, что мы собираемся делать. Для устранения барьеров, возникающих при реализации межрегиональной программы, мы инициировали на уровне Совета Федерации процесс комплексной доработки законодательства страны на предмет их исключения. Председатель Сергей МИРОНОВ принял такое решение, — добавил он.
Потенциальные заказы
Валерий ЖИЛЬЦОВ добавил, что 38 тем и проектов омской подпрограммы «СибМаш-ТЭК» вошли в целевую комплексную программу Минпромторга РФ «Создание высокотехнологичного оборудования для ТЭК на основе потенциала ОПК на 2010–2015 годы», которая пока проходит согласование в Минпромторге и Минэнерго. Из федерального бюджета на эти цели уже выделено на всю Россию 36 млрд рублей. Как считает гендиректор, для членов НП это неплохой шанс для получения каких-либо федеральных средств и в Омске.
Планируются положительные сдвиги и в реализации подпрограммы «СибМаш-транс», которую официально поддержали ОАО «РЖД», Минпромторг РФ, Минтранс РФ. По словам Валерия ЖИЛЬЦОВА, в данный момент создается совместная рабочая группа для формирования приоритетных проектов из омской подпрограммы для ОАО «РЖД» на 2010-2011 годы.
— Мы сформировали там порядка 10 приоритетных тем для рассмотрения на рабочей группе. Кстати, РЖД увеличивает инвестиционную программу на этот год на 10 млрд рублей, что в общем составляет 262,5 млрд рублей. У РЖД появились дополнительные доходы. В частности, сокращение перевозок составило 15% в текущем году вместо 19%. Компания планирует получить прибыль – 2,1 млрд рублей, — уточнил гендиректор НП «Сибирское машиностроение».
Помимо этого дирекция НП работает над проектами для «Газром нефти», Сибирской энергетической ассоциации, ТГК-11, МРСК Сибири и Транссибнефти. В ближайшее время компании рассмотрят возможность включения разработок омских предприятий в свой производственный процесс.
В целях сокращения затрат и сроков, считает Валерий ЖИЛЬЦОВ, членам НП необходима кооперация по освоению инновационной продукции. Этот вопрос будет обсуждаться на ближайшем собрании партнерства.
Сергей ЩЕРБАНЕВ