Энергетики предлагают отсыпать из золы насыпи для омских дорог

Дата публикации: 25 ноября 2009

Отдельными проектами по переработке золы омских ТЭЦ в строительные материалы проблему утилизации отходов не решить, поскольку их слишком много, а рынок строительных материалов откорректирован кризисом в строительной отрасли. Именно о том, как можно использовать золошлаковые материалы масштабно, и шла речь на научно-практической конференции, которая состоялась на прошлой неделе, 17 ноября, в Омском филиале ОАО «ТГК-11». Проблемы и перспективы использования золошлаковых материалов (ЗШМ) в условиях кризиса в строительной отрасли обсуждали вместе с энергетиками представители региональной исполнительной и законодательной власти, омской науки, а также потенциальные потребители золошлаковых материалов.

— Вопрос использования золошлаков стоит для компании остро, — пояснил директор Омского филиала ОАО «ТГК-11» Виктор ГААК. — Существующие золоотвалы омских ТЭЦ уже давно исчерпали все резервы, объем ЗШМ превышает на сегодняшний день 62 млн тонн и возрастает ежегодно на 1,4 млн тонн, эксплуатационные затраты на содержание золоотвалов тоже возрастают, что не может не влиять на себестоимость производства тепловой и электрической энергии. В наращивание секций золоотвалов ТЭЦ-4, ТЭЦ-5 необходимо инвестировать свыше 1,4 млрд рублей.

Сами энергетики, по словам Виктора ГААКА, проблемой переработки ЗШМ занимаются давно и активно. Поддерживают и инвесторов, кто готов вкладывать деньги в проекты по изготовлению различных стройматериалов из золошлаков. В начале 2008 года на ТЭЦ-4 была введена в эксплуатацию первая очередь новой установки отбора сухой золы производительностью 210 тыс. тонн в год, что полностью закрывает потребность в ЗШМ двух действующих на ТЭЦ-4 предприятий, производящих строительные материалы. В планах ТГК-11 строительство установки сухого отбора золы мощностью 280 тысяч тонн в год и на ТЭЦ-5, где, по словам Виктора ГААКА, компания «Основа Холдинг» намерена строить комплекс по производству цемента и золокерамического кирпича. Планы по переработке ЗШМ есть и у НПП «Основа», которое будет производить с использованием золы ТЭЦ минеральную вяжущую смесь «Зольцит», по своим свойствам ничем не уступающую цементу, но более дешевую.

Цены на сухую золу находятся сегодня на уровне, который даже ниже себестоимости сухого отбора, однако объемы потребления золошлаков в 2009 году не только не растут, но и снижаются. Причины понятны. Во-первых, кризис в строительной отрасли. Во-вторых, несовершенство законодательства, направленного на сохранение экологического равновесия в регионе. В-третьих, отсутствие экономического регулирования потребления ЗШМ. И отдельные проекты, как считают энергетики, уже не изменят ситуацию. Нужны комплексные региональные программы по освоению отходов омских станций, в которых следует учесть как мировой, так и российский опыт использования ЗШМ. Необходимо прямое использование золошлаковых материалов непосредственно из золоотвалов. И в этом смысле Омску есть чему поучиться у соседей. По информации, прозвучавшей на круглом столе, в Новосибирской области в настоящее время используется 400-450 тысяч тонн ЗШМ в год, что составляет практически 50% от общего объема отходов, поступающих на золоотвалы новосибирских станций.

По мнению доктора технических наук и заведующего кафедрой «Проектирование дорог» СибАДИ Виктора СИРОТЮКА, золы уноса сухого отбора – это вполне приемлемый материал для многих целей дорожного строительства. А если ЗШМ использовать при возведении насыпей автомобильных дорог, то можно было бы сформировать спрос, который измеряется не в тысячах, а в миллионах тонн.

— Основные элементы, куда мы рекомендуем использовать ЗШМ, – это укрепленные подстилающие слои, это земляное полотно. Речь не идет о том, чтобы транспортировать золошлаки на расстояние в 100-150 километров, что явно невыгодно. Но если возводить насыпи пригородных дорог, то эффект подсчитать легко. 30-40 километров пригородных дорог – это уже 1 млн кубометров, — пояснил Виктор СИРОТЮК. – Совместно с ТГК-11 мы разработали местный нормативный документ, который полностью отвечает требованиям Закона «О техническом регулировании», основан на тех нормативах по использованию золошлаков, которые действуют сегодня. Этот документ отвечает, с нашей точки зрения, на все существующие вопросы. И мы обязательно получим одобрение разработанного документа в Росавтодоре, тем более что руководитель этого агентства, когда был в Омске, заинтересовался этим вопросом.

Недооценку золошлаков при разработке проектов строительства автомагистралей, планировочных насыпей, рекультивации полигонов ТБО, жилищного и промышленного строительства отмечали и остальные участники круглого стола. Были озвучены и различные варианты выхода из этой ситуации. По общему мнению участников мероприятия, чтобы преодолеть инерцию в работе с ЗШМ, необходимо иметь на местном уровне преференции для тех предприятий, которые работают с золошлаковыми материалами омских ТЭЦ. С этой целью решено было обратиться в Законодательное собрание Омской области, чтобы ускорить рассмотрение и принятие закона Омской области «О реализации региональной программы использования ЗШМ омских ТЭЦ в регионе». Также было принято решение обратиться с просьбой к НП «Межрегиональный союз проектировщиков и архитекторов Сибири», Союзу строителей Омской области и Омскому областному союзу предпринимателей, чтобы они изучили вопрос внедрения в производство разработанного ТГК-11 и омской дорожной наукой стандарта по использованию ЗШМ омских ТЭЦ в дорожном строительстве. 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2009/11/46/energetiki_predlagayut_otsipat_iz_zoli_nasipi_dlya_omskih_dorog