Омский НПЗ намерен конкурировать с лучшими НПЗ Европы

Дата публикации: 25 ноября 2009

В 2009 году на Омском НПЗ (дочернее предприятие «Газпром нефти») были завершены работы по реконструкции блока вторичной перегонки бензинов на АВТ-10, и это лишь часть масштабной среднесрочной инвестиционной программы, которая включает в себя ряд крупных инвестиционных проектов. Общий объем финансовых вложений компании «Газпром нефть» в обновление производственных объектов Омского НПЗ планируется в этом году на уровне 8,8 млрд рублей. А в 2010 году компания планирует завершить строительство установки изомеризации легких бензиновых фракций (пуск в третьем квартале) и строительство установки гидроочистки бензинов каталитического крекинга (проект французской фирмы Axens).

На перспективу

Уже сейчас «Газпромнефть-ОНПЗ» занимает, напомним, лидирующие позиции среди российских производителей моторного топлива. В 2008 году производство товарных бензинов составило на предприятии 5,2 млн тонн (в том числе автомобильных – 3,6 млн тонн). При этом доля высокооктановых бензинов – 77,8%. А выпускаемые с апреля 2008 года марки «Супер Евро-98» и «Премиум Евро-95» занимают уже больше 9% в общем объеме производства автомобильных бензинов.

По объемам переработки Омский НПЗ уверенно держит второе место в России (по прогнозам в 2009 году будет переработано 18,34 млн тонн, в 2010 году — 18,7 млн тонн). Ожидаемая глубина переработки составит 86,77%. Ну а дальнейшее поэтапное строительство новых мощностей и реконструкция имеющихся позволят сформировать на Омском НПЗ один из самых современных наборов технологических процессов, существующих на сегодняшний день в мировой нефтеперерабатывающей отрасли.

— Перед «Газпромнефть-ОНПЗ» стоит задача выхода на конкурентоспособный уровень с лучшими НПЗ Европы и мира, — говорит технический директор предприятия Александр ГЛАЗОВ. — А залог воплощения амбициозных планов — значительный производственный резерв, действующая программа инвестиционного развития и высокий кадровый потенциал.

Дизельное ускорение

В 2009 году в России, напомним, вступил в действие технический регламент «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту», который предусматривает выпуск дизтоплива с содержанием серы не более 500 ppm. В начале года предприятие испытывало некоторую нехватку мощностей гидроочистки, поэтому выполнение таких спецификаций для всего объема производимого ОНПЗ дизтоплива было делом несколько проблематичным. Но уже в апреле, как говорит главный технолог завода Александр КУБАРЕВ, на омском заводе заработала установка гидроочистки дизтоплива Л-24/9, где улучшение свойств дизельного топлива производится за счет вовлечения цетаноповышающих и противоизносных присадок, и это позволило ОНПЗ производить продукцию с содержанием серы менее 10 ppm (соответствует стандарту «Евро-5»).

Замена каталитической системы на другой заводской установке гидроочистки — Л-24/7 — позволила выпускать топливо с содержанием серы не более 50 ppm, что соответствует стандарту «Евро-4». И, наконец, совсем недавно была завершена модернизации установки гидроочистки Л-24/6, на которой после восстановления двухпоточной технологической схемы можно очищать дизтопливо до норматива «Евро-3». Причем и летнее, и зимнее одновременно. А весь объем работ по модернизации установок гидроочистки позволил предприятию значительно улучшить качество всего объема выпускаемого дизтоплива.

В ближайшей перспективе, по словам Александра КУБАРЕВА, планируется строительство новой установки гидроочистки дизельного топлива мощностью 3 млн тонн в год по проекту фирмы UOP. Ввод в эксплуатацию технологической новинки позволит увеличить выпуск товарного дизтоплива по спецификациям «Евро-4» (с 2012 года) и «Евро-5» (с 2015 года) до 6,5 млн тонн в год.

Модернизация нон-стоп

Следует отметить, что значительный объем работ по ремонтам и реконструкции технологических установок ОНПЗ проводится без приостановки выпуска основных видов продукции. Достигается это, как рассказал заместитель технического директора предприятия Александр Бондарь, за счет частичной взаимозаменяемости технологических мощностей. Во время, например, недавнего планового капитального ремонта газофракционирующей установки (ГФУ-2) некоторые ее функции исполняла секция газоочистки и газоразделения С-100 установки каталитического крекинга 43-103. В качестве заместителя другой мощности эта секция выступила впервые. Пришлось изменять технологический режим, подбирать новые параметры, чтобы продукция на выходе соответствовала предъявляемым требованиям.

Но вообще подобные схемы, когда функции одних производственных объектов исполняют другие, применяется на ОНПЗ регулярно. На омском предприятии эксплуатируются две установки каталитического крекинга, и если есть необходимость остановки одной, то повышенную нагрузку принимает на себя другая. А функции вакуумной перегонки мазута на период простоя установки КТ-1/1 берут на себя установки АВТ. Конечно, какая-то продукция выпускается в меньшем объеме, но в целом, как заверил Александр БОНДАРЬ, ассортимент ОНПЗ не сокращается даже в ремонтные периоды и полностью соответствует производственной программе.


 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2009/11/46/omskiy_npz_nameren_konkurirovat_s_luchshimi_npz_evropi