Чернобыля могло и не быть

Дата публикации: 02 декабря 2009

Большинство техногенных катастроф происходит по причине человеческого фактора. За примерами далеко ходить не надо: авария на Чернобыльской АЭС, радиационная авария в бухте Чажма, арзамасская железнодорожная катастрофа и множество других произошли по вине человека. Многочисленные ДТП случаются из-за того, что у водителей накапливается усталость, и они не могут адекватно оценивать ситуацию. Однако в скором времени у рабочих вредных производств, летчиков, диспетчеров, водителей появится возможность пройти полный медосмотр всего за несколько минут, и для этого не придется стоять в очередях в поликлиниках. Омич Владимир КУЗНЕЦОВ изобрел прибор для экспресс диагностики психофизиологического состояния здоровья человека. Что это за аппарат и как он работает, разбирался корреспондент «КВ» Максим ДУБОВСКИЙ.

? Владимир, что вы изобрели и как ваш прибор работает?
? Наш прибор называется экспресс-анализатор состояния (ЭАС -1).По таким показателям, как электрическое сопротивление кожи, сердечная динамика, температура тела и еще паре параметров он за несколько минут выносит вердикт о состоянии физического и психологического здоровья человека.
? Сколько будет стоить ваш прибор?
? Цена опытного образца составила немногим более 40 тысяч рублей. Но большая часть этих денег пошла на оплату услуг консультантов, программистов и других людей, принимавших участие в разработке прибора. При массовом производстве стоимость существенно снизится. К тому же мы планируем выпускать несколько модификаций как для предприятий, так и для бытового использования. Поэтому наше изобретение будет по карману практически всем.
? Для чего вообще нужен ваш прибор?
? Наша разработка позволит быстро, а главное, точно определить психологическое и физическое состояние человека. На современных предприятиях очень сложный производственный цикл, поэтому малейшая ошибка рабочего может повлечь серьезные последствия. Что и произошло на Чернобыльской АЭС. Наш прибор отслеживает состояние здоровья человека и выносит вердикт — здоров ли исследуемый, может ли он выполнять свои профессиональные обязанности.
? Как к вам пришла идея создания этого аппарата?
? Первая моя специальность — «Техносферная безопасность». Я видел людей, пострадавших на вредных производствах. Зрелище не для слабонервных. И я понял, что единственный способ защиты от влияния вредной среды — постоянный мониторинг состояния здоровья.
? А вы можете рассказать о своем изобретении более подробно?
? Не хотелось бы, потому что наш прибор находится на стадии патентной защиты. Сейчас проводится процедура патентного поиска, выявляются аналоги. Могу лишь сказать, что никакие анализы не берутся, по электрическому сопротивлению кожи определяется состояние внутренних органов, вводится трендовая модель возможного состояния здоровья, которая затем математически обрабатывается. Более подробно о его работе я расскажу, когда у меня над кроватью будет висеть патент в рамочке и на столе будет стоять прибор с моим логотипом.
? Боитесь, что украдут идею?
? Нет, не боюсь. Единственным способом защиты интеллектуальной собственности сегодня, помимо патента, является уникальная технология. Нужно сделать так, чтобы прибор было нерентабельно подделывать. Наша технология достаточно наукоемкая. Но все-таки, как говорит мой знакомый, от китайцев никто не застрахован, поэтому в технические тонкости я бы предпочел не вдаваться.
? А почему бы сразу не запатентовать изобретение на международном уровне?
? Дело в том, что это довольно дорогое удовольствие — цена процедуры тысяч. В Америке или Европе патентуют практически все, даже если немного усовершенствуют конструкцию. В России все не так: у нас очень долгое время почти все изобретения существовали только на бумаге. Но сейчас ситуация начала изменяться — государство выделяет больше средств на исследования, появились фонды, которые оказывают ученым поддержку.
? Патент на ЭАС-1 принадлежит вам или политеху?
? На основании договора патенты принадлежат Техническому университету — это одно из условий финансирования того же Фонда Бортника. При создании малого предприятия мой патент будет нематериальным активом. Поэтому прибыли будут делиться между мной, университетом и государством
? А не обидно, что за свою разработку получите процент, а не всю прибыль?
? Если бы не поддержка университета и Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (Фонда Бортника), то этого прибора вообще бы не существовало. А то, что я получу процент от продаж, а не всю прибыль, меня не огорчает, ведь все дальнейшие разработки и модификации будут принадлежать мне.
? Как вы считаете, ваш прибор будет востребован на рынке?
? Безусловно, благодаря нашему прибору люди смогут следить за состоянием своего здоровья в режиме реального времени, причем с очень высоким процентом точности. А для кого не важно собственное здоровье? Мне кажется, что, для того чтобы наверняка узнать состояние собственного организма, никаких денег не пожалеешь. Мы не собираемся отбирать хлеб у врачей: показания нашего прибора не истина последней инстанции. Все равно к врачам придется ходить, но благодаря нашему прибору это можно будет делать реже. И диагноз врача будет более точным.
? Владимир, каковы ваши дальнейшие планы?
? Под эгидой университета хотим открыть малое предприятие, наладить производство не только этих приборов, но и вообще научных разработок, внедрять их в производство для широких масс пользователей. Ведь в нашей стране много талантливых ученых, а хороших идей еще больше.
? Скажите, Владимир, вы окончили политех, поступили в аспирантуру, учитесь в ОмГУ на юрфаке, кем вообще работать собираетесь?
? Я хочу продолжать научную деятельность, создавать рабочие места для людей. Но с волками жить — по волчьи выть. Пока у нас законодательство находится на стадии формирования, необходимо знать законы и в них ориентироваться, хотя бы для того, чтобы защищать свои права. Поэтому я и пошел учиться на юрфак.
? Как вообще могло так получиться, что аспирант первого курса смог создать прибор, не имеющий аналогов в мире?
? Дело в том, что я не один создавал этот аппарат, над ним работала целая команда. Мой научный руководитель — доктор технических наук Алексей НОВИКОВ. Также принимали участие преподаватели медицинской академии, доктора медицинских наук Александр КОРШУНОВ и Андрей ЧЕРНЫШЕВ. Во многом благодаря им моя идея и воплотилась в жизнь. Также хочу воспользоваться случаем и поблагодарить Дмитрия ФЕДОСОВА, руководителя омского отделения Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Благодаря ему я получил грант Фонда Бортника в размере 200 тысяч рублей, также он свел меня с нужными людьми. Я думаю, что в очень скором времени наше изобретение появится на рынке. Но это будет зависеть от того, насколько быстро завершится патентный поиск.
— Как потратили деньги?
— Я купил ноутбук для работы. Очень много денег ушло на оплату услуг консультантов, программистов и других людей, принимавших участие в работе над моим изобретением.
— Владимир, как вы считаете, почему западные ученые не создали подобный аппарат?
— Наверное, им этот аппарат не так нужен, как нам. Ведь на Западе медицинское обследование проходит несколько иначе, чем у нас. В России медосмотр — зачастую пустая формальность. Наши врачи не уделяют должного внимания больным. А с появлением нашего аппарата люди смогут самостоятельно следить за своим здоровьем.


Максим ДУБОВСКИЙ 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2009/12/47/chernobilya_moglo_i_ne_bit