Все идет по плану

Дата публикации: 02 декабря 2009

В последние годы на экономической карте Омской области стало появляться немало новых перспективных предприятий. При этом значительная их часть строится не только в областном центре, но и в районах области. Эта тенденция прослеживается и в нынешнем году, несмотря на финансовый кризис.

Врез
Появившиеся за последние три года и строящиеся предприятия в районах Омской области
Через несколько месяцев начнет работу крупяной завод в Калачинске (который будет самым большим в России, а возможно, и в мире), там же скоро выдаст продукцию завод по производству ваты из льна. В Кормиловке строится завод стеклотары. В Таврическом скоро начнет работу завод рапсового масла, в том же районе, в селе Харламове, готовится к открытию китайское трикотажное производство. На севере Омского района компанией «Титан» будет построен биокомплекс. На станции Иртышское уже начал работу завод по ремонту колесных пар. В Москаленках действует новый мясоперерабатывающий завод компании «Сибирский деликатес». Действуют предприятия по производству стройматериалов в Нижней Омске, Саргатке, Шербакуле. Эти производства, что важно, ориентированы на использование местного сырья.

Решения о размещении производств в том или ином населенном пункте Прииртышья принимаются частными инвесторами не спонтанно. Как правило, эти решения идут в русле политики правительства Омской области по территориальному планированию размещения производительных сил (еще употребляется термин «районирование»). Эта политика строится на принципе сбалансированного развития муниципальных образований региона с учетом особенностей каждой территории.
Районирование широко применялось в советской плановой экономике. Поскольку все районы Омской области, были почти полностью сельскохозяйственные, то специфика экономики каждого из них определялась исходя из природно-климатических условий. После перехода к рынку и начала послекризисного восстановления экономики в 2000-е годы, региональные власти вновь стали использовать территориальное планирование. Теперь, в обновленном виде, адаптированном к рыночной экономике.
Принципы территориального планирования экономики в нашем регионе отражены в «Стратегии социально — экономического развития Омской области до 2020 года», которая была утверждена указом губернатора Леонида ПОЛЕЖАЕВА в феврале 2006 года.
«При переходе к рыночной экономике появились новые особенности размещения производительных сил в Омской области.Устойчивый экономический рост невозможен без учета особенностей территорий, снижения территориальных диспропорций социально-экономического развития, создания условий для развития точек роста во всех районах Омской области» — говорится в этом документе.
— Считаю принципиально важным в каждом муниципальном образовании активизировать работу по поиску и развитию своих точек роста, — подчеркнул губернатор Омской области Леонид ПОЛЕЖАЕВ, выступая с Бюджетным посланием на 2009 год. — В уже принятых программах муниципальных образований также выделены ключевые точки роста территорий. Однако существующий разрыв в уровне развития районов области явно свидетельствует о том, что работа по выявлению и поддержке таких точек роста должна быть значительно усилена.




По итогам анализа экономики муниципальных образований в Омской области выделено несколько экономических зон и определены для них специализация и возможные точки роста.
Центральный экономический район, в который входят город Омск и Омский район (центр – г. Омск).
«Точками роста» Центрального экономического района определены:
— создание промышленно-производственной особой экономической зоны;
— организация новых высокотехнологичных инновационных производств;
— нефтехимический комплекс;
— машиностроительный комплекс;
— биотехнологический комплекс;
— агропромышленный комплекс;
— мультимодальный транспортный узел и транспортно-логистические центры;
туризм.
Северный экономический район (Тарский, Усть-Ишимский, Большеуковский, Седельниковский, Знаменский и Тевризский районы (центр – г. Тара)
Точки роста:
-добыча нефти и газа, рудных песков циркон-ильменитовой россыпи;
-добыча и переработка сапропеля;
-производство торфобрикетов;
-производство льноволокна;
-лесопереработка, производство древесных гранул;
-транспортный коридор (автомобильная дорога «Тобольск — Тара — Томск»).
Западный экономический район (Азовский, Исилькульский, Крутинский, Любинский, Марьяновский, Москаленский, Называевский, Тюкалинский районы (центр — город Исилькуль).
«Точки роста:
-растениеводство, молочное и мясное скотоводство
-переработка сельскохозяйственной продукции;
-добыча и переработка сапропеля;
-производство кирпича;
-транспортный узел (потоки грузов по Транссибирской железнодорожной магистрали, в Республику Казахстан);
-туристско-рекреационная зона.
Восточный экономический район (Большереченский, Горьковский, Калачинский, Колосовский, Кормиловский, Муромцевский, Нижнеомский, Саргатский районы (центр — город Калачинск)
«Точки роста»:
-животноводство;
-переработка сельскохозяйственной продукции;
-производство кирпича;
-транспортный узел (транзит грузов по Транссибирской железнодорожной магистрали);
-туристско-рекреационная зона.
Южный экономический район (Нововаршавский, Одесский, Оконешниковский, Павлоградский, Полтавский, Русско-Полянский, Таврический, Черлакский, Шербакульский районы Омской области (центр – п. Нововаршавка)
Точки роста:
— зерновое производство;
-животноводство;
-ремонт колесных пар
-транспортный коридор (транзит грузов в страны Центральной Азии);
-приграничное торговое сотрудничество.
-Учитывая специализацию районов, правительство региона ведет переговоры с потенциальными инвесторами, предлагая им площадки для размещения будущих предприятий, – рассказывает заместитель министра экономики Омской области Елена РУСИНОВА – Инвесторы, планируя новый проект, учитывают множество факторов — стабильность в регионе, расстояние от источников сырья, от рынков сбыта, наличие инфраструктуры, квалифицированного персонала, налоговый режим, стоимость земли и недвижимости и другие. Инвесторы и их консультанты пользуются нашей информацией. По сути, анализируя специфику экономики территорий и предоставляя результаты анализа инвесторам, региональные экономические службы облегчают им принятие решения о выборе местоположения будущих производств.
Конечно, в условиях рыночной экономики государственная власть не может указывать частным инвесторам, где им строить предприятия. Однако для влияния на них существуют более тонкие инструменты, обобщенно именуемые частно-государственным партнерством. Эффективно в этом плане государственное софинансирование строительства инфраструктуры. Для того чтобы привлечь инвестора – ГК «Титан» для строительства аграрной части биокластера, на северо-востоке Омского района на деньги бюджета Омской области строится автодорога Петровка – Калиновка — Трусовка. Ввод в действие газопроводов, электрических сетей также усиливает привлекательность для инвестора определенных территорий и населенных пунктов.
Региональная власть может запускать программы стимулирования выращивания определенных видов сельхозпродукции, которые станут сырьем для новых производств. В Омской области такими видами сельхозпродукции стали лен, рапс, овес. Строящиеся сейчас заводы по их переработке буду работать на омском сырье.
В некоторых случаях. если вопрос имеет большое социальное значение, место расположения новых производств определяется договоренностями между главой региона и руководителями крупных монополий. Яркий пример – завод по ремонту колесных пар на станции Иртышское. Из-за оптимизации количества работников железной дороги возникла угроза массовой безработицы в поселке Большегривское, который был монопоселком при крупной железнодорожной станции Иртышское. Губернатор Омской области Леонид ПОЛЕЖАЕВ решил вопрос с руководством РЖД о строительстве здесь нового предприятия — завода по ремонту колесных пар.
Судя по количеству инвестиционных проектов, реализуемых в районах Омской области, политика региональной власти по развитию территорий является успешной. При этом город Омск не остается обделен – в нем тоже запускаются новые проекты и создаются новые рабочие места. В перспективе привлечение инвестиционных проектов позволит решить проблему безработицы в сельских муниципальных образованиях, наполнить их бюджеты собственными доходами, повысить качество жизни в глубинке.



 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2009/12/47/vse_idet_po_planu