Двадцать второго декабря в Омском областном суде началось рассмотрение уголовного дела в отношении трех человек, которые подозреваются в совершении дерзкого разбойного нападения с применением огнестрельного оружия на двух омичей, занимавшихся обналичиванием денег в ряде банков города. «КВ» писали, что 7 сентября 2007 года в самом центре города, на улице Чкалова, в середине дня было совершено разбойное нападение на двух мужчин, находившихся в салоне автомобиля «Шевроле-Нива», припаркованного у омского офиса МДМ-Банка. В результате чего из автомобиля была похищена значительная сумма денег — около трех миллионов рублей. От полученных ранений один из потерпевших скончался на месте, а второй, спустя сутки, в больнице.
Подсудимые подозреваются в совершении на территории Омска целого ряда преступлений, среди которых кража, грабеж, бандитизм, разбой, убийство, угон автомобиля, незаконное хранение оружия, боеприпасов и наркотиков. Следствие предполагает, что какие-то преступления они совершили по одиночке, а в каких-то участвовали либо по двое, либо втроем, причем одни преступления были по предварительному сговору, а другие совершались спонтанно.
Например, по версии гособвинения, подсудимые периодически проезжали на автомобиле по центральным улицам города и наблюдали за людьми, которые выходили из офисов банков. Сценарий действий мог быть такой — один наблюдал, затем звонил второму и называл номер автомобиля, тот выслеживал авто жертвы и инсценировал ДТП. Пока участники ДТП разбирались, к машине жертвы подъезжали двое других (или один) участников преступной группы и похищали находившееся в ней имущество — сумку с деньгами и т. п. Если машина была заперта, то могли разбить окно или иным способом вскрыть ее, а чтобы не было преследования, подозреваемые могли проколоть автомобилю жертвы шины. Самим жертвам преступлений каких-либо повреждений обычно не наносили. Одного из подсудимых обвиняют в том, что он организовал преступную группу для совершения преступлений по подобному сценарию, определил в них роли каждого участника группы, руководил действиями группы по телефону, принял меры для вооружения группы и обеспечения ее автотранспортом и т. д. Гособвинение считает, что подобным же образом подсудимые выследили 22 марта 2007 года мужчину, вышедшего из омского офиса «Инвестсбербанка» с большой сумкой и севшего в автомобиль, напали на него и ограбили. В этот раз во время налета один из участников преступной группы удерживал потерпевшего за шею. Сумма похищенного составила 2,6 млн рублей.
7 сентября 2007 года, по версии гособвинения, подсудимые приметили двух мужчин с большой сумкой, которые вышли из омского офиса Сибэс-Банка и сели в автомобиль «Шевроле-Нива». Когда машина остановилась на стоянке около омского офиса МДМ-Банка, подсудимые подъехали к ней сзади так, чтобы она не смогла сдвинуться с места, а затем вооруженные напали на водителя и пассажира «Шевроле-Нивы». Застрелив потерпевших, подсудимые скрылись на своем авто, прихватив с собой сумку с 2,8 млн рублей. Подсудимый, которого обвиняют в организации банды, свою вину в данной части, а также во всех остальных вменяемых ему преступлениях не признал. Он согласился только с тем, что действительно похитил барсетку из незапертого автомобиля, припаркованного на одной из улиц города, который попался ему случайно. Двое других подсудимых признали только свое соучастие в разбое в отношении водителя и пассажира «Шевроле-Нива», но убийство последних и все остальные вменяемые обвинением преступления категорически отрицают.Подсудимым от 30 до 35 лет. Двое из них грузины (один ранее не был судим, а второй был ранее осужден за кражу), один — русский (зарегистрирован в Московской области, ранее был осужден на 9 лет за разбой и освобожден условно-досрочно). Имеют либо среднее, либо неполное среднее образование.
Из допроса потерпевшего — сына одного из погибших — стало известно, что он вместе с отцом и его компаньоном (другом семьи) с 2006 года занимался некими финансовыми операциями. Ежедневно снимали в разных банках Омска с нескольких счетов суммы от 1 до 5 млн рублей и передавали их различным людям в салоне своего автомобиля «Шевроле-Нива». Самое интересное, что потерпевший так и не смог пояснить суду, что за деньги они снимали, откуда поступали средства, кому и на каких условиях передавали их. По его словам, сделки по передаче денег договорами или расписками не оформлялись — отношения с клиентами строились исключительно на доверии, но каких-либо подробностей о своих клиентах он сообщить не может. Причем, как утверждает потерпевший, абсолютно никаких мер по обеспечению личной безопасности компаньоны не принимали, в частности, оружия с собой не возили и вообще какого-либо алгоритма действий на случай ограбления у них не было. По словам потерпевшего, он уверен что, если бы на его отца и его компаньона было бы совершено нападение, то они не стали бы оказывать сопротивление, а просто отдали бы деньги. На вопрос одного из адвокатов, являлась ли деятельность погибших предпринимателей законной, потерпевший слегка неуверенно ответил, что являлась. Причем данная деятельность являлась для них, со слов потерпевшего, единственным источником дохода.
Из показаний потерпевшего стало известно, что 7 сентября 2007 года они договорились с отцом встретиться на стоянке около омского офиса МДМ-Банка после того, как отец с компаньоном снимут примерно 1,3 млн рублей в Сибэс-Банке. Позже данную наличность они должны были передать в этот же день каким-то клиентам. Со слов сына, он подъехал на своем авто к МДМ-Банку, передал отцу личные сбережения на 1,5 млн рублей якобы для того, чтобы тот отвез их домой. Ничего подозрительного на стоянке в тот момент не заметил. Затем сын поехал по своим делам. Когда он подъезжал к перекрестку на ул. Жукова, ему позвонил отец и сказал: «Приезжай — нападение!». Сын вернулся к офису МДМ-Банка на улице Чкалова. В «Шевроле-Ниве» нашел на переднем пассажирском сиденье раненого отца — он был в сознании и сказал, что «было нападение, подбежали двое, стреляли». На заднем сиденье лежал без сознания компаньон отца. Каких-либо следов борьбы, по словам сына, ни в машине, ни рядом с ней он не заметил, а также не заметил каких-либо людей рядом. Вызвал скорую, до ее приезда отец больше ничего не говорил о случившемся, а когда она подъехала, отец самостоятельно дошел до машины и сел в нее. Спустя сутки он умер в больнице. По заключению врачей компаньон скончался на месте происшествия еще до того, как к нему подъехал сын второго пострадавшего. «КВ» продолжают следить за развитием событий.