Биографии великих — это то, что неизменно выступает в качестве бонуса к их творчеству
Английский исследователь РЕЙСФИЛД издал свою книгу в 1997 году. Как написал он в предисловии, «Любая биография — это вымысел, которой тем не менее должен быть увязан с документальными данными. В нашем жизнеописании Чехова предпринята попытка расширить пределы привлекаемых источников. В результате фигура писателя стала еще более неоднозначной», — написал РЕЙСФИЛД в предисловии, подчеркивая, что ореол чеховской святости померк, но гениальности и очарования в Чехове не убавилось.
В России первое издание перевода вышло почти пять лет назад: тогда бестселлер лондонского литературоведа и впрямь вызвал в России переполох. По выражению обозревателя Елены Новоселовой из «РГ», «был очкастый «борец со всяческой пошлостью», а стал высокий красавец, которому ничто человеческое не чуждо». Между тем, каковыми бы ни были родовые качества советского и постсоветского литературоведения, к биографии рейсфилдовского пера это не имеет никакого отношения. Книгу интересно читать хотя бы потому, что, во-первых, РЕЙСФИЛД не отягощен разнообразными табу, а во-вторых, ему удалось получить доступ в российские архивы в первые годы перестройки, чем он со всей полнотой и воспользовался. Практически он изучил все, что только можно, связанное с Чеховым.
Стоит также учесть, что Антон Павлович, старательно охранявший свою частную жизнь от публичного взгляда, имел-таки склонность скрупулезно собирать и хранить письма, счета и расписки, имеющие отношение к нему и его семье. Так что исследователю было где разгуляться. На взгляд дежурного по клубу, книга получилась на редкость достойной и захватывающей.