11 января Куйбышевский районный суд Омска признал виновным предпринимателя Александра НИКИФОРОВА в преступлении, предусмотренном ч. 3 ст. 30 и ч. 3 ст. 159 УК РФ — «покушение на мошенничество, то есть хищение чужого имущества путем обмана, совершенное в крупном размере, если при этом преступление не было доведено до конца по независящим от этого лица обстоятельствам». Суд назначил ему наказание в виде лишения свободы сроком на 2 года с отбыванием в исправительной колонии общего режима.
Суть дела
Александр НИКИФОРОВ — бывший технический директор ООО «Руслайн» (занималось строительством жилого комплекса «Старая Роща»), а ныне директор ООО «Ассоциация «Лес». Суд установил, что в конце января 2009 года НИКИФОРОВ, имея умысел на хищение чужого имущества путем обмана, сообщил своему хорошему знакомому — директору ГПИ «Омсккоммунпроект» МАКАРОВУ С. Ю. заведомо ложную информацию о том, что в отношении последнего возбуждено уголовное дело и ведутся оперативно-розыскные мероприятия (скрытое наблюдение, прослушивание телефонных переговоров и т. п.). Дело в том, что чуть ранее МАКАРОВ обращался к НИКИФОРОВУ за помощью — просил узнать у каких-нибудь знакомых в правоохранительных органах, подозревается ли он в каких-либо преступлениях. МАКАРОВУ стало известно, что предприниматель, которой он сдает в аренду несколько помещений в здании Омсккоммунпроекта, тайно записывает его переговоры с ней по поводу аренды. Как пояснил суду МАКАРОВ, он не имел права сдавать в аренду помещения своего института, потому опасался уголовной ответственность за это. По словам МАКАРОВА, подсудимый созвонился со своим знакомым ЧЕРНАКОВЫМ, работающим в юридической фирме «РУСправо», куда они позже вдвоем подъехали для консультации.
МАКАРОВ рассказал ЧЕРНАКОВУ суть проблемы, после чего тот сказал, что ему необходимо определить фронт работ, а только после этого он сможет назвать сумму вознаграждения и заключить договор на оказание юруслуг, попросил также документы по аренде и копию устава. МАКАРОВ договорился с ЧЕРНАКОВЫМ о связи через НИКИФОРОВА, телефонами не обменивались. На следующий день НИКИФОРОВ позвонил МАКАРОВУ, со слов последнего, и сказал, что от ЧЕРНАКОВА узнал, что в отношении МАКАРОВА действительно возбуждено уголовное дело за незаконную сдачу в аренду помещений института, что за ним ведется слежка и т. п. НИКИФОРОВ объяснил МАКАРОВУ, что ЧЕРНАКОВ раньше работал в правоохранительных органах начальником как раз того подразделения, которое якобы занимается делом МАКАРОВА, поэтому в курсе всех событий. МАКАРОВ пояснил суду, что, со слов НИКИФОРОВА, ЧЕРНАКОВ согласился взяться за решение данного вопроса, однако за прекращение уголовного дела потребовал 15 тысяч долларов США. Эти деньги, со слов НИКИФОРОВА, ЧЕРНАКОВ якобы должен был передать в качестве взяток должностным лицам УВД. По словам МАКАРОВА, подсудимый нагнетал обстановку — говорил, что за МАКАРОВЫМ и его семьей следят, прослушивают их телефоны, что вот-вот его арестуют, что ему грозит лишение свободы сроком на 12 лет, настоятельно убеждал его передать деньги ЧЕРНАКОВУ.
В итоге МАКАРОВ 12 февраля 2009 года написал заявление в правоохранительные органы о том, что НИКИФОРОВ предложил ему за вознаграждение закрыть уголовное дело через ЧЕРНАКОВА. МАКАРОВ согласился участвовать в ОРМ и под наблюдением сотрудников правоохранительных органов передать деньги НИКИФОРОВУ. По договоренности НИКИФОРОВ приехал в офис к МАКАРОВУ вечером 12 февраля, где последний передал ему часть названной суммы — 270 тысяч рублей, а вторую половину пообещал отдать после закрытия уголовного дела. Когда НИКИФОРОВ с деньгами выходил из кабинета, его задержали сотрудники милиции.
Позиция подсудимого
Александр НИКИФОРОВ в суде своей вины не признал и показал, что умысла на завладение деньгами МАКАРОВА он никогда не имел, психологического воздействия на него не оказывал. По словам подсудимого, он всего лишь хотел помочь МАКАРОВУ, а деньги предназначались ЧЕРНАКОВУ — МАКАРОВ якобы сам просил его передать деньги в «РУСправо».
Показания свидетеля
Суд установил, что свидетель ЧЕРНАКОВ А. В. действительно до работы в фирме «РУСправо» (до октября 2007 года) был заместителем начальника ОРЧ КМ по линии БЭП № 1 УВД по Омской области. По его словам, в конце января 2009 года за юрконсультацией к нему обратился клиент «РУСправо» НИКИФОРОВ — привел своего знакомого МАКАРОВА. ЧЕРНАКОВ, по его словам, предложил МАКАРОВУ предоставить необходимые документы для того, чтобы можно было оказать ему юридическую помощь. Но МАКАРОВ так и не сделал этого, поэтому и договор на оказание юруслуг с ним не был заключен. Когда МАКАРОВ начал сомневаться в компетенции фирмы «РУСправо», ЧЕРНАКОВ решил, что работать с данным клиентом не будет. Более с МАКАРОВЫМ ЧЕРНАКОВ не виделся и не созванивался, справок о нем у бывших коллег из милиции не наводил. Какой-либо договоренности с НИКИФОРОВЫМ о том, что последний передаст ему деньги от МАКАРОВА, по словам ЧЕРНАКОВА, у него не было.
Выводы суда
Суд посчитал, что вина подсудимого полностью доказана. Это подтверждается последовательными и не противоречивыми, по мнению суда, показаниями потерпевшего МАКАРОВА, которые, по мнению суда, объективно подтверждаются показаниями свидетеля ЧЕРНАКОВА, а также показаниями других свидетелей. Суд также учел, что подсудимый написал явку с повинной в период предварительного следствия, из которой следует, что НИКИФОРОВ взял у МАКАРОВА деньги для последующей их передачи ЧЕРНАКОВУ — последний должен был отдать их в качестве взяток должностным лицам УВД за прекращение уголовного дела в отношении МАКАРОВА. Вина подсудимого также подтверждается материалами ОРМ, а также аудиозаписями разговоров между НИКИФОРОВЫМ и МАКАРОВЫМ, которые скрыто сделал последний. В качестве смягчающих обстоятельств суд учел, что НИКИФОРОВ ранее не был судим, написал явку с повинной, имеет двух несовершеннолетних детей, имеет проблемы со здоровьем. Подсудимый был взят под стражу в зале суда. Приговор в законную силу еще не вступил и может быть обжалован.