4 февраля в Советском районном суде Омска состоялось слушание по уголовному делу, возбужденному в отношении бывшего сотрудника Омской таможни Вадима ВИСНЕРА и директора ООО «Актив плюс» (агентство недвижимости) Елены ЯРОСЛАВКИНОЙ. Их обвиняют в совершении преступления, предусмотренного п. а, ч. 2, ст. 322-1 УК РФ — организация незаконного пребывания иностранных граждан в Российской Федерации, совершенная организованной группой.
Обвинительное заключение
По версии гособвинения, в конце 2008 года ЯРОСЛАВКИНА, имея намерение заняться организацией незаконного пребывания иностранных граждан в РФ, дала объявления в ряде омских газет о том, что она предоставляет услуги по регистрации, подготовке документов для оформления гражданства и оказанию иного содействия в сфере миграции. В этот же период предпринимательница познакомилась с сотрудником Омской таможни ВИСНЕРОМ и вступила с ним в преступный сговор, чтобы совместно организовывать за денежное вознаграждение легализацию незаконно находящихся на территории региона иностранных граждан. Согласно распределению ролей, ЯРОСЛАВКИНА должна была искать клиентов из числа иностранных граждан, у которых истек срок законного пребывания в РФ, получать от них национальные паспорта и деньги за оказание услуги. Затем она передавала документы и часть денег ВИСНЕРУ, чтобы тот обеспечивал незаконное внесение в миграционные карты и национальные паспорта отметок, свидетельствующих о пересечении российско-казахстанской границы. Дело в том, что в служебные обязанности ВИСНЕРА входило дежурство на железнодорожном КПП Исилькуль-13, через который проходит электропоезд Петропавловск — Исилькуль. Когда ВИСНЕР возвращал готовые документы ЯРОСЛАВКИНОЙ, она помогала иностранцам оформлять регистрацию в Омске и отправляла по почте в УФМС России по Омской области документы, необходимые для постановки на миграционный учет. Полученные за свои услуги деньги (по 3-6 тысяч рублей с каждого клиента) подсудимые делили между собой. По данной схеме подсудимые помогли незаконно оформить миграционные документы восьми гражданам Узбекистана и Киргизии. Для видимости ЯРОСЛАВКИНА заключала с ними договоры на оказание содействия в получении временной регистрации в Омске.
По закону срок пребывания в РФ иностранных граждан, прибывших без получения визы, не может превышать 90 суток. По истечении данного срока иностранец обязан выехать за пределы РФ, если он не получил разрешения на продление срока пребывания или на временное проживание на территории РФ. Иностранец при въезде в РФ обязан получить на границе и заполнить миграционную карту, которая возвращается на пункт пропуска через границу, когда данное лицо покидает пределы РФ. Таким образом, иностранец, въехавший на территорию РФ с нарушением установленных правил, не имеющий документов, подтверждлающих право находиться в РФ, либо уклоняющийся от выезда из РФ, по истечении срока пребывания является незаконно находящимся на территории РФ и несет за это ответственность. По мнению гособвинения, ВИСНЕР и ЯРОСЛАВКИНА осозновали, что иностранцы, которым они помогли оформить миграционные документы, нарушили закон, ведь фактически они не выезжали за пределы РФ по истечении срока их пребывания, а значит, и имеющиеся у них миграционные карты и штампы в паспортах не могут считаться действительными.
Позиция подсудимых
ЯРОСЛАВКИНА и ВИСНЕР отрицают создание устойчивой преступной группы и свое участие в ней, по их словам, их взаимоотношения носили исключительно спонтанный характер. ВИСНЕР свою вину признал частично — только в том, что осозновал, что помогаетиностранцам незаконно оформить миграционные документы. По его словам, он знал, что для получения миграционной карты иностранцам необходимо лично пересечь границу РФ. Он пояснил суду, что пошел на это только для того, чтобы помочь своей знакомой ЯРОСЛАВКИНОЙ — какие-либо корыстные побуждения отрицал. По его словам, с предпринимательницей его познакомил в конце 2008 года его родственник. В апреле 2009 года ЯРОСЛАВКИНА позвонила ВИСНЕРУ и поинтересовалась, может ли он помочь ей сделать штампы, свидетельствующие о пересечении границы РФ, на миграционной карте и в паспорте гражданина Узбекистана РАХМАНОВА, на что ВИСНЕР согласился. По словам ВИСНЕРА, он в Исилькуле знает одного человека, через которого за вознаграждение в 2000 рублей можно было проставить такие штампы. Ни с данным человеком, ни с ЯРОСЛАВКИНОЙ, со слов подсудимого, заранее он не договаривался — все происходило спонтанно. За услуги посредника ВИСНЕР взял себе 500 рублей. После этого ЯРОСЛАВКИНА еще раз обратилась к ВИСНЕРУ уже летом с той же просьбой, только документы оформлялись уже на несколько человек. В целом за свои услуги ВИСНЕР получил 4000 тысячи рублей.
ЯРОСЛАВКИНА утверждает, что даже не подозревала, что за те действия, которые она совершила, предусмотрена уголовная ответственность. По ее словам, с законодательством, регулирующим миграционные дела, она не знакома, так как это не является ее основной деятельностью. Она пояснила суду, что объявления в газетах, на которые ссылается гособвинение, публикуются по ее просьбе еще с 2003 года, причем объявлений подобного характера в омских газетах масса.
— Я всего лишь предлагала помимо риэлторских услуг еще и дополнительные — по оформлению временной прописки в Омске и по регистрации в ФМС уже заполненных миграционных карт. Ко мне обращались люди, у которых еще не истек срок пребывания на территории РФ, но уже заканчивался, поэтому его нужно было продлить, то есть пока никакие штрафы или департация им не грозили. Та же ситуация была и с РАХМАНОВЫМ. Я предлагала клиентам на выбор — самим съездить на границу, чтобы получить новую миграционную карту, привезти ее нам, а дальше мы уже зарегистрируем ее в ФМС и т. п., или же, если у людей нет времени, то сотрудники нашего агентства могут съездить на границу. РАХМАНОВ настоял на том, чтобы мы все сделали за него, так как у него много работы. Я не знала, что иностранцы обязаны лично ездить на границу за миграционными картами, так как до РАХМАНОВА все клиенты предпочитали сами ездить туда, поэтому никаких проблем не возникало. А в подлинности миграционной карты, которую РАХМАНОВУ сделал ВИСНЕР, я была уверена, потому что доверяла ВИСНЕРУ, — рассказала суду ЯРОСЛАВКИНА.
По словам подсудимой, РАХМАНОВ заплатил ей 3000 рублей за миграционную карту (2500 рублей она отдала ВИСНЕРУ, а 500 рублей оставила себе) и 3000 рублей за ее регистрацию (500 рублей оставила себе). Позже РАХМАНОВ принес ей еще несколько паспортов своих знакомых и попросил помочь сделать и им новые миграционные карты. ЯРОСЛАВКИНА утверждает, что возможность делать карты через ВИСНЕРА у нее появилась случайно — она всего несколько раз спонтанно звонила ему по данному поводу, причем, по ее словам, если бы ВИСНЕР отказал ей, то она просто-напросто отказала бы и своим клиентам в данной услуге. По словам подсудимой, умысла на то, чтобы организовывать незаконную миграцию иностранцев в РФ, ставить это дело на поток и зарабатывать на этом деньги, у нее не было.
Показания свидетеля
Представитель УФСБ по Омской области пояснил суду, что у его службы еще осенью 2008 года имелась информация, что ЯРОСЛАВКИНА в числе прочих услуг занимается и реализацией незаконных миграционных карт. В ходе оперативных мероприятий, которые проводились в Омске, сотрудники УФСБ выявили несколько граждан Узбекистана, у которых была просрочена регистрация, среди них оказался и РАХМАНОВ. Последнему предложили поучаствовать в оперативном эксперименте — в апреле 2009 года по заданию сотрудников УФСБ он обратился к ЯРОСЛАВКИНОЙ с просьбой сделать ему новую миграционную карту, зарегистрировать ее и проставить штамп в паспорте о пересечении границы. Когда ЯРОСЛАВКИНА вернула ему готовые документы, РАХМАНОВ отдал их копии сотрудникам УФСБ. Затем в июне и июле РАХМАНОВ по заданию сотрудников УФСБ вновь обратился к ЯРОСЛАВКИНОЙ и привел с собой еще несколько товарищей из Узбекистана. Предпринимательница снова за вознаграждение подготовила миграционные документы, причем во всех случаях на документах стояли штампы железнодорожного КПП Исилькуль-13. 24 июля 2009 года сотрудники УФСБ застали ЯРОСЛАВКИНУ в ее офисе в тот момент, когда она передавала РАХМАНОВУ незаконно оформленные миграционные документы на него и его товарищей. По словам представителя УФСБ, если бы ЯРОСЛАВКИНА не собиралась нарушать закон, то объяснила бы РАХМАНОВУ и другим подобным клиентам, что они сначала лично должны выехать за пределы РФ, а затем вновь въехать на территорию России (это можно сделать на электричке Петропавловск-Исилькуль) — только так они смогут законным путем получить миграционную карту и штамп о пересечении границы РФ. Так как телефонные разговоры ЯРОСЛАВКИНОЙ прослушивались в рамках ОРМ, сотрудникам УФСБ удалось узнать, что она обращалась за помощью по приобретению миграционных карт к ВИСНЕРУ. На вопрос суда, не проще ли и дешевле было бы иностранцам выехать на электричке за пределы РФ, а потом снова вернуться тем же способом, чем обращаться к ЯРОСЛАВКИНОЙ, свидетель ответил, что в таком случае иностранным гражданам пришлось бы платить большой штраф, кроме того, существовал риск их депортации, ведь регистрация у них была уже просрочена. У РАХМАНОВА, например, регистрация закончилась еще в феврале 2001 года.
Прения сторон
Прокурор считает, что вина подсудимых полностью доказана. Роли их в преступлении были практически одинаковыми. Несмотря на то, что преступление имеет характер средней тяжести, от него, по мнению прокурора, все же страдают граждане и государство вцелом, так как нигде не зарегистрированные иностранцы могут бесконтрольно делать все, что захотят на территории РФ. В связи с этим гособвинитель попросила суд назначить каждому подсудимому наказание в виде трех лет лишения свободы условно с испытательным сроком в два года. Сторона защиты с этим не согласилась. Адвокат ВИСНЕРА попросил суд переквалифицировать действия своего подзащитного с ч. 2 ст. 322-1 УК РФ на ч. 1 той же статьи, то есть исключить из обвинения ВИСНЕРА его участие в преступной группе. Адвокат попросил суд назначить ВИСНЕРУ минимальное наказание, предусмотренное за данное правонарушение, не связанное с лишением свободы. Учесть, что ВИСНЕР частично признал свою вину, раскаялся, имеет несовершеннолетнего ребенка, награжден по службе медалью «За усердие». Адвокат ЯРОСЛАВКИНОЙ попросил суд полностью оправдать его подзащитную за недоказанностью ее вины. Приговор подсудимым будет вынесен на этой неделе. «КВ» сообщат об итоге разбирательства.