Спартак ЗАБОЛОТСКИЙ генеральный директор ХК «Акция "Когда ХК "Акция" покупала "Сибагрохолдинг", там были отключены газ и электроэнергия и ничего не росло"

Дата публикации: 17 февраля 2010

В начале текущего года ХК «Акция», в портфеле которой находятся такие предприятия, как Омский завод трубной изоляции, Торговый дом «Молис», молочный завод «Вита», Горгаз, Омскгазводпроект, Сибирская жилищная корпорация (СЖК), розничная сеть «Килограмм», приобрела тепличное хозяйство Сибагрохолдинга, более известное как «Овощевод». О перспективах развития нового бизнеса для холдинга корреспонденту «КВ» Сергею ЧЕРНАКОВУ рассказал гендиректор ХК «Акция» Спартак ЗАБОЛОТСКИЙ.

— Спартак Григорьевич, в начале текущего года стало известно, что ХК «Акция»  приобрела тепличное хозяйство Сибагрохолдинга, (в прошлом «Овощевод»).  Кто стал инициатором сделки?

— C этим предложением на нас вышли собственники хозяйства. На момент покупки предприятие фактически было банкротом. Нам удалось подписать мировое соглашение с инициатором банкротства, компанией «Омскрегионгаз», которая не получала деньги за поставки газа около года. Общая кредиторская задолженность «Овощевода» составляла 60 млн рублей. Помимо газовиков, предприятие имело долги перед налоговой, своими работниками, которые не получали зарплату фактически полгода, энергетиками и кредиторами. Только задолженность по газу, налогам и зарплате составляла более 25 млн рублей.

—  Какова цена покупки?
— Цену не хотел бы называть. Отмечу лишь, что вкладывать в это предприятие нужно гораздо больше средств, чем мы заплатили. При этом наша компания взяла на себя обязательства сократить долги перед кредиторами. Задолженность по налогам и зарплате мы погасили, осталось рассчитаться за газ — это около 5 млн рублей. Уже есть договоренность о рассрочке платежей.

— В реестре организаций числится чуть ли не с десяток Сибагрохолдингов. Какой конкретно купила «Акция»?
— Юридических лиц действительно было много, но мы договаривались с ООО «Сибагрохолдинг», которое владело всем имуществом и которое было куплено. Мы приобрели землю, тепличное хозяйство, консервный цех, а также все активы, за исключением некоторых мелочей.

— Сибагрохолдинг куплен каким-то конкретным акционером вашей компании?

— Это была группа акционеров, которые передали тепличное хозяйство в управление ХК «Акция».

— Кто сейчас является руководителем Сибагрохолдинга?

— Новым руководителем назначен Сергей БУЛАХТИН. Сейчас в Сибагрохолдинге работает 240 человек. Это те же люди, которые числились в «Овощеводе». Планируемая среднесписочная численность сотрудников в текущем году составит 220 человек. Однако с введением новых мощностей на предприятияиколичество работников будет увеличиваться.

— Вам известно, что работники тепличного хозяйства являются его пайщиками и что они требуют от Сибагрохолдинга вернуть им земельные участки?

— Об этой ситуации я узнал от представителей прессы. До настоящего времени по данному вопросу официально никто к нам не обращался. «Акция» не знала, что у работников хозяйства есть какие-то претензии к Сибагрохолдингу. Кроме того, перед подписанием договора мы проверили юридическую чистоту оформления собственности и информации об имеющихся паях не нашли.

— В дальнейшем «Овощевод» сохранит свой профиль деятельности?

— Сейчас об этом сложно говорить. Когда ХК «Акция» принимала решение о покупке предприятия, планировалось, что сельскохозяйственное направление деятельности сохранится в рамках тех возможностей, которые есть у хозяйства.
На момент нашего появления там ничего не росло, после отключения газа и электроэнергии осталась лишь замороженная продукция. Только с летнего урожая у хозяйства остался картофель и свекла. В настоящее время треть тепличного хозяйства мы запустили, отогрели грунт в теплицах, готовимся к открытым грунтам. Были посеяны семена огурцов и помидоров. В конце февраля уже планируем получить урожай огурцов. Мы считаем, что, работая по старой технологии, сможем оживить предприятие. В любом случае необходимо глобально изучить особенности этой деятельности и посмотреть, как работают конкуренты, по какой цене и кто будет покупать нашу продукцию. Думаю, на ваш вопрос смогу ответить только через полгода.


— В сентябре в отношении Омскгазводпроекта была введена процедура наблюдения. Что происходит в институте в данный момент?

— Арбитражный управляющий считает, что предприятие способно само справиться с долгами, и в ближайшее время он готовит проект мирового соглашения с кредиторами, чтобы выйти из процедуры банкротства. Однако только в течение двух-трех месяцев после выполнения контрактов можно говорить о перспективах института.

— Какие-то новые заказы?
— К сожалению, это старые контракты. В последние полгода в связи с экономическим кризисом в институт поступали небольшие заказы. Есть предложения от государственных компаний, которые говорят: сделайте нам проект, а мы потом рассчитаемся. Насколько я знаю, институту остались должны крупные предприятия, работающие с ним по такому механизму. В данном виде бизнеса очень большой риск неплатежей. Поэтому наше видение такое, что если через два-три месяца не будет никаких позитивных изменений, то с проектным бизнесом нужно расставаться. «Акция» не единственный акционер Омскгазводпроекта, но содержать институт, где сейчас работает 74 человека, и ждать лучших времен — для нас это непозволительная роскошь. Однако сейчас рано говорить что-либо конкретно. Предприятие работает, в судебном порядке пытается получить оплату за проделанную работу. Все текущие платежи выполняет вовремя. Пока деятельность института удовлетворительная, хотя та работа, которая проводится в последние 4-5 месяцев, не дает большого оптимизма, что эта деятельность будет продолжаться.

— УФСБ по Омской области обвинило Горгаз в умышленном завышении тарифов на транспортировку природного газа в 2006 году и хищении 118 млн рублей. Расследование еще не закончено?

— Знаете, мне до сих пор непонятен предмет претензий УФСБ к компании. Уже прошло почти полгода, но никому и ничего не предъявлено. Я так понимаю, обвинение в совершении мошеннических действий предъявляют не Горгазу, а каким-то его работникам. Ведь нельзя же на компанию заводить уголовное дело. Пока следователи молчат. Если взять опубликованный пресс-релиз, то можно увидеть, что там написана полная глупость. За три последних года выручка от транспортировки природного газа у компании меньше указанных там 118 млн рублей, которые мы якобы украли у населения. В Омске попросту нет таких объемов транспортировки. Может быть, в релизе указана стоимость газа, а не транспортировки, и в УФСБ перепутали цифры. Я не знаю, что здесь имеется в виду. В любом случае после этого «пресс-релиза» у Горгаза возникли кое-какие проблемы.

— Какие?

— К сожалению, банки какое-то время отказывались нас кредитовать, мотивируя это тем, что Горгазу могут предъявить претензии на большие суммы. В этот период предприятию было тяжело.

— Ваше назначение на должность гендиректора Горгаза стало следствием сложившейся ситуации?

— Это одна из причин. Основная проблема – очень сильно меняется законодательство в сфере обслуживания населения газом. Мне необходимо было усилить работу текущего менеджмента, чтобы на основе этого законодательства начать правильно работать. В следующем году на сжиженный газ хотят убрать дотации, которые мы получаем от государства, реализуя топливо населению по льготной цене. Изменилось законодательство в области количественных проверок газовых плит. Со всем этим надо разобраться и правильно перестроить работу Горгаза, чтобы не упала прибыль и население в полном объеме было обеспечено газом.

— Когда вы возглавили предприятие, какими были его финансовые показатели?

— Показатели у предприятия хорошие – по итогам прошлого года его прибыль, по предварительным подсчетам, составит от 80 до 100 млн рублей. Проблема в другом. Публикация пресс-релиза УФСБ привела к тому, что для Горгаза резко подорожала стоимость кредитных средств в банках, необходимых для пополнения оборотных средств. А они нужны, чтобы строить новые трубопроводы, обновлять парк газгольдеров, покрывать дебиторскую задолженность населения, которая гораздо больше ежемесячной выручки в размере 80 млн рублей, и покупать газ. На сегодняшний день все свои проблемы предприятие решило, правда, пришлось продать часть имущества, чтобы погасить кредиты. Однако это не повлияло на основную деятельность Горгаза.

— В интервью нашей газете руководитель Омскрегионгаза Виктор НАЗАРОВ заявил, что компания «Газпром» планирует приобрести все газораспределительные организации региона. Горгазу еще не поступало такое предложение?

— Нет. Но пусть обращаются.

— В прошлом году вы говорили, что компания «Юнимилк» хочет использовать площадку «Виты» в Исилькуле для выпуска своей продукции. Переговоры ведутся?

— Не знаю почему, но «Юнимилк» приостановил переговоры. Ранее компания перестала выпускать свою продукцию на Любинском молзаводе. В любом случае мы готовы работать с «Юнимилком» в этом направлении.

— У Омского завода трубной изоляции в 2009 году происходило снижение объемов производства. Какие перспективы на текущий год?

— Улучшения мы видим. Однозначно объемы реализации будут больше, чем в прошлом году. Если в 2009 году было 20% -ное падение по сравнению с 2008-м, то в текущем году, судя по долгосрочным контрактам, которые мы уже имеем, постараемся вернуться на уровень 2008 года. Поэтому прогнозируем минимальный рост объемов на 20%.

— Как вы относитесь к деятельности Омского закупочного союза, пытающегося реанимировать сеть «Пятерочка»?

— Мне уже надоело комментировать из месяца в месяц одно и то же. Для меня вся эта ситуация является абсурдной. Никаких перспектив в урегулировании данного вопроса ни у кого нет. Я готов разговаривать на данную тему, но только на юридическом языке, а не на языке «кто прав, а кто виноват». Для этого пусть господин МКРТЧЯН опубликует в какой-нибудь газете полностью без изъятий всю нашу переписку с ним, где будет отражено, какие мы ему деньги платили за оборудование и другие активы и что он дал взамен. Еще раз скажу, что сделка по приобретению сети «Пятерочка» для «Акции» была убыточной.

— Сколько магазинов «Килограмм» сейчас работает?

— На конец прошлого года их было 29. Выручка растет, и ежемесячный оборот составляет около 80 млн рублей, хотя сеть пока не стала прибыльной. Я надеюсь, что в текущем году мы этого добьемся.

— «Акция» объявляла конкурс на покупку готовых бизнес-проектов. Каковы результаты?

— К сожалению, из представленных проектов мы не нашли эффективных. Но компания продолжает изучать различные бизнесы и возможности их приобретения. Нам это интересно.

— Над какими строительными объектами компания будет работать в текущем году?

— Несмотря на то, что у нас много проектов, в текущем году мы вряд ли будем что-то делать. Мы лишь достроим один жилой дом на улице Жукова. Ведутся переговоры о совместном строительстве с некоторыми компаниями, но пока до каких-то конкретных соглашений дело не дошло. Самостоятельно вести строительство мы не будем. Это рискованно и при нынешних ставках кредитования нерентабельно.
Мы сомневаемся, что строительный рынок в ближайшие 2-3 года вернется на докризисные показатели.

— А торговый комплекс на улице Жукова?

— Его строительство заморожено на уровне фундамента, потому что под этот комплекс нужны большие инвестиции и идти брать 500 млн кредитов нет смысла. Опять же, если найдем соинвестора, дело может сдвинуться с мертвой точки.

— Какова выручка холдинга по итогам прошлого года?

— Мы еще не подводили итоги, но думаю, вместе с «Килограммом» и «Овощеводом» она составит более 3 млрд рублей. Отмечу, что для «Акции» пик кризиса закончился. В отличие от многих компаний. Текущий год для нас будет важен и интересен тем, что появится возможность дешево войти в какие-то новые направления бизнеса.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2010/02/6/884728