Ожидавшаяся осенью 2009 года вторая волна кризиса обошла нас стороной, но при этом современную социально-экономическую обстановку в России сложно назвать стабильной. В целом ситуация выглядит достаточно спокойной, а воспоминания о прошедших новогодних праздниках способствовали радужному взгляду на мир. При этом из сообщений СМИ мы постоянно узнаем о колебаниях цен на нефть, курсах акций российских компаний, нестабильности на валютном рынке. О том, как выглядят в данном контексте настроения простого потребителя, можно узнать из третьей волны исследования потребительских настроений омичей, проведенного компанией «Делфи» в январе 2010 года.
Индекс потребительских настроений
Измерить субъективные настроения потребителей позволяет индекс потребительских настроений (ИПН). Аккумулируя индивидуальные мнения потребителей, которые не влияют друг на друга, ИПН является независимым показателем, позволяющим отслеживать динамику развития экономики региона и России. Отдельный потребитель оценивает ситуацию в экономике на основе собственной, как правило, случайной информации. Он может серьезно ошибаться, но, объединяя индивидуальные оценки потребителей, можно предсказать развитие экономической ситуации в краткосрочной перспективе. Когда ИПН равен 200 (это максимальное значение), то это означает, что все население положительно оценивает экономическую ситуацию и спрос на товары и услуги будет в фазе роста; если ИПН равен нулю (это минимальное значение), то население настроено крайне пессимистично; ИПН равен 100, когда число оптимистичных и пессимистичных оценок ситуации в экономике совпадает.
В России ИПН рассчитывается с 1993 года, а в городе Омске такое исследование проводится с апреля 2009 года исследовательской компанией «Делфи». ИПН рассчитывается на основе пяти показателей: индекса мнений респондентов об изменении материального положения населения за последний год, индекса ожиданий респондентов изменения своего материального положения, индексов ожидаемых изменений экономической ситуации в стране на краткосрочную и долгосрочную перспективу, Индекса благоприятности условий для крупных покупок.
По данным исследовательской компании «Делфи», в августе 2009 года ИПН составлял 99 пунктов, что свидетельствовало о неопределенности потребительских настроений, иными словами, омские потребители не испытывали паники, но их также нельзя было назвать оптимистами. В январе 2010 года ситуация выглядит несколько иначе: в прессе перестали муссировать тему поиска дна финансово-экономического кризиса; часть тех, кто лишился работы, нашли новую. Кроме того, новый год принес ощущение праздника и надежду на то, что все плохое останется в старом году. Все это могло способствовать тому, что в январе индекс потребительских настроений составил 113 пунктов. Данный факт не дает достаточных оснований прогнозировать очень высокую потребительскую активность, но в то же время свидетельствует о преобладании оптимистических настроений у омичей. По данным Росстата, индекс потребительской уверенности в целом по России в IV квартале 2009 года составил 80 пунктов. Таким образом, можно сказать, что омские потребители более оптимистичны, чем россияне в целом.
При этом, по данным исследования, для мужского населения города Омска характерны более оптимистичные потребительские настроения, чем для женского. Среди мужчин ИПН в январе 2010 г. составил 117 пунктов, а среди женщин — только 109 пунктов.
Оценка омичами текущей ситуации
Достаточно высокое влияние на формирование будущего потребительского поведения оказывает мнение населения о социально-экономическом положении дел в настоящий момент времени. По данным январского опроса, при оценке изменений своего материального положения в массовом сознании омичей продолжают преобладать нейтральные и негативные мнения, хотя в целом ситуация выглядит более оптимистично, чем в августе 2009 года. Улучшение своего материального положения отметили 18,7% респондентов, об ухудшении своего материального положения за последние 12 месяцев рассказали 26% омичей, принявших участие в исследовании. Примерно каждый второй омич (51,3%) считает, что за последний год его материальное положение осталось на прежнем уровне. Тем не менее по сравнению с августовским замером в январе индекс произошедших изменений материального положения повысился на 21 пункт и составил 93.
Вслед за увеличением положительных оценок динамики своего материального положения за последние 12 месяцев наблюдаются более оптимистичные оценки омичей экономической ситуации в стране за тот же период (Рис. 1). Омский индекс произошедших изменений экономической ситуации в стране составил 93 пункта, что на 28 пунктов превышает значение данного показателя в августе 2009 г. По данным Росстата, в ноябре 2009 г. россияне в целом более негативно оценивали изменения, произошедшие в российской экономике за последние 12 месяцев. Об этом свидетельствует то, что российский индекс произошедших изменений экономической ситуации составил за IV квартал 69 пунктов.
Рис.1. Мнение омичей о произошедших за 12 месяцев изменениях в материальном положении семьи и экономической ситуации в стране
По мнению каждого второго омича (51,7% респондентов), уровень жизни в Омской области не отличается от уровня жизни по стране в целом. Но при этом 40,7% респондентов считают, что уровень жизни в Омской области хуже, чем в Российской Федерации в среднем, и только 5,3% омичей уверены в обратном (Рис. 2).
Рис.2. Мнение омичей об уровне жизни в Омской области по сравнению с Россией в целом
По мнению самих омичей, их уровень потребления продуктов питания за последние 2-3 месяца несколько улучшился: более половины опрошенных (57%) склонны полагать, что он не претерпел каких-либо значимых изменений, об ухудшении повседневного потребления сказали лишь 13,3% респондентов, а факт улучшения отметили более четверти опрошенных (25,3%). Таким образом, индекс произошедших изменений в характере питания составил 112 пунктов.
Говоря о текущей ситуации в своей жизни, омичи склонны давать сдержанные оценки. Ответы респондентов разделились примерно поровну между вариантами «все не так уж плохо и можно жить» и «жить трудно, но можно терпеть» — данные варианты набрали 47,67% и 47,33% респондентов соответственно, еще 3% опрошенных констатировали свое бедственное положение. При этом в январе 2010 г., по сравнению с более ранними замерами в апреле и августе 2009 г., наблюдается увеличение числа респондентов, которые считают, что тяжелые времена уже позади. Данный вариант аккумулирует более 38% ответов респондентов и является самым популярным. В апреле и августе прошлого года наибольшее количество респондентов, напротив, считали, что тяжелые времена еще только предстоят. Также наблюдается увеличение доли респондентов, считающих, что они переживают тяжелые времена сейчас (28,7% респондентов в январе против 13,3% в августе). Доля омичей, которые ожидают, что тяжелые времена еще впереди, составляет 23% от числа опрошенных (Рис. 3).
Рис.3. Оценка омичей о текущей ситуации (ретроспективное сравнение)
Прогнозы омичей об изменениях в экономике и собственном благосостоянии
При исследовании потенциала потребительского поведения крайне важно понять не только оценку потребителей своего социально-экономического положения в настоящем, но и то, как им представляется свое положение в перспективе.
Новый год принес потребителям большую уверенность в завтрашнем дне. Так, в январе 2010 года, по сравнению с августом 2009 г. и тем более апрелем 2009 г., значительно возросла доля оптимистов (Рис. 4). Почти каждый третий омич (32,7%) ожидает улучшения своего материального положения в ближайшие 12 месяцев. Для сравнения: в августе 2009 г. данная группа респондентов составляла 24,3% респондентов, а в апреле 2009 г. – только 21,7% от числа опрошенных. Доля респондентов, считающих, что их материальное положение никак не изменится, составляет 46,7%. Пессимистические настроения характерны примерно для каждого десятого опрошенного (10,3% респондентов ожидают ухудшения своего материального положения в течение года). Индекс ожиданий омичей изменения материального положения семьи в ближайшие 12 месяцев по сравнению с августом повысился — с 107 до 122 пунктов.
Рис. 4. Мнение омичей об изменении своего материального положения в ближайшие 12 месяцев (ретроспективное сравнение)
При оценке экономической ситуации в стране на ближайший год среди омичей наблюдается большая полярность мнений по сравнению с оценкой будущей динамики своего благосостояния. В целом при оценке будущих экономических изменений в стране среди омичей преобладает положительный настрой. Так, наибольшее количество опрошенных (48,3%) ожидают улучшения экономической ситуации в России в предстоящие 12 месяцев. Примерно каждый четвертый омич предсказывает отрицательный вектор развития экономической ситуации в России. Доля тех, кто считает, что ничего не изменится, составляет только 19% от числа опрошеных. В итоге омский индекс ожидаемых изменений экономической ситуации в стране в ближайшие 12 месяцев равен 126 (Рис.5). В августе 2009 г. среди омичей также преобладал положительный настрой при оценке перспективных изменений экономической ситуации в стране, но при этом индекс ожидаемых изменений в экономической ситуации в стране составлял 108 пунктов, что значительно ниже его январского значения. Таким образом, можно констатировать наличие тенденции повышения уверенности омичей в дальнейшем улучшении экономической обстановки в стране в целом. Данный факт подтверждается общероссийскими тенденциями. Так, по данным Росстата, Индекс ожидаемых изменений в экономической ситуации страны в IV квартале 2009 года составил 95 пунктов, что превосходит на 5 пунктов значение того же индекса в III квартале 2009 года.
Рис.5. Мнение омичей об изменениях в материальном положении семьи и экономической ситуации в стране в ближайшие 12 месяцев
Относительно развития экономики в долгосрочной перспективе (на ближайшие 5 лет) омичи выразили некоторый оптимизм (индекс равен 117) – 29,3% омичей указали на возможные положительные изменения в экономике, 40,7% респондентов считают, что ничего не изменится, а 12% ожидают негативных изменений (Рис. 6).
Рис.6. Мнение омичей о том, будут ли ближайшие 5 лет для экономики страны хорошим или плохим временем
индекс уверенности омичей в завтрашнем дне в январе 2010 года составил 119 пунктов, что свидетельствует о том, что доля омичей, уверенных в своем будущем (57,7%), выше пессимистично настроенных (39,0%). При этом индекс уверенности по сравнению с августом 2009 года увеличился на 9 пунктов, что отражает в целом радужные настроения омичей (Рис. 7).
Рис.7. Уверенность омичей в завтрашнем дне (ретроспективное сравнение)
На уверенность омичей в завтрашнем дне напрямую влияет их уверенность в сохранении работы/в трудоустройстве, а также в сохранении уровня доходов.
Более половины омичей (58%) уверены или скорее уверены в сохранении работы или предстоящем трудоустройстве. Не уверены в подобных перспективах 28% опрошенных (Рис. 8). Индекс уверенности в сохранении работы/перспективах трудоустройства составляет 130 пунктов, что на 17 больше, чем в августе 2009 г., а тесно связанный с ним индекс уверенности в сохранении доходов семьи составляет 136 пунктов.
Рис.8. Уверенность омичей в сохранении работы или перспективах трудоустройства в ближайший год
Вслед за возросшим количеством положительных оценок омичами своего материального положения, а также возросшей уверенностью в завтрашнем дне положительную динамику демонстрирует и индекс благоприятности времени для совершения крупных покупок (автомобиль, мебель, электроника и пр.), который по сравнению с августом 2009 года увеличился на 9 пунктов и составил 107. Это свидетельствует о постепенном улучшении условий для совершения крупных покупок в сознании омичей. По данным исследования, 24,7% омичей считают, что сейчас хорошее время для совершения крупных покупок, противоположной точки зрения придерживаются 17,7% омичей, принявших участие в опросе (Рис.9). При этом более половины омичей (53%) оценивают настоящее время как не хорошее и не плохое для совершения крупных приобретений. Таким образом, при общем улучшении потребительских настроений не стоит ожидать экспоненциального роста покупательской активности населения.
Рис.9. Мнение омичей о том, насколько сейчас благоприятное время, чтобы делать крупные покупки
Рассматривая динамику изменений оценок омичей благоприятности настоящего времени для совершения крупных покупок, можно отметить, что рост соответствующего индекса в январе 2010 г. по сравнению с августом 2009 г. обусловлен не столько увеличением числа респондентов, считающих настоящее время благоприятным для совершения покупок, сколько за счет уменьшения отрицательных оценок в пользу нейтральных. Так, доля респондентов, которые положительно оценивают современную социально-экономическую обстановку с точки зрения ее благоприятности для совершения крупных покупок по сравнению с августом 2009 г., увеличилась всего на 2,7%, а доля негативно настроенных граждан уменьшилась более чем на 7% за тот же период (Рис. 10).
Рис.10. Мнение омичей о благоприятности времени для совершения крупных покупок (ретроспективное сравнение)
Омичи неоднозначно оценивают то, насколько благоприятное сейчас время для того, чтобы делать сбережения (Рис. 11). Почти четверть респондентов (24,3%) считают, что современная социально-экономическая обстановка располагает для создания сбережений; противоположной точки зрения придерживаются 23,7% омичей в возрасте от 16 до 60 лет. Еще 44,7% опрошенных считают, что сейчас не хорошее и не плохое время для накоплений. Индекс благоприятности времени для того, чтобы делать сбережения, составил 101 пункт. Для сравнения: в августе 2009 г. данный индекс был равен 87 пунктам.
Рис.11. Мнение омичей о том, насколько сейчас благоприятное время, чтобы делать сбережения
В дополнение к ИПН были рассчитаны индексы текущего состояния рынка и экономических ожиданий. Индекс текущего состояния рынка рассчитывается на основе частных индексов по вопросам о произошедших изменениях личного материального положения и благоприятности условий для крупных покупок. В августе 2009 года значение Индекса текущего состояния рынка в городе Омске составило 85, а в январе 2009 года – 100, что говорит о стабилизации ситуации в массовом сознании омичей.
Индекс экономических ожиданий рассчитывается на основе индексов по вопросам об ожидаемых изменениях личного материального положения и экономической ситуации в стране на краткосрочную и долгосрочную перспективы. Омский индекс экономических ожиданий за прошедшие 4 месяца заметно увеличился: в августе 2009 года был равен 108, а в январе 2010 г. – 122. Значение этого индекса свидетельствует о том, что экономические ожидания омичей находятся в зоне оптимизма.
Подводя итоги январского исследования потребительских настроений омичей, можно отметить, что по сравнению с августом прошлого года горожане более оптимистично смотрят в будущее и более положительно оценивают изменение экономической ситуации в стране. Оптимизм в отношении собственного материального благополучия подогревается верой в положительную динамику развития экономической ситуации в будущем. В целом можно ожидать некоторое повышение потребительской активности, но при этом по-прежнему наблюдается внушительная доля омичей, не разделяющих оптимистичных точек зрения. Таким образом, омичи вряд ли будут в ближайшее время активно тратить деньги на товары и услуги, в которых они не испытывают острой необходимости.