Перспективы развития в Омской области института энергосервисных компаний и меры по стимулированию потребителей к заключению энергосервисных контрактов обсуждали 12 марта участники рабочей группы при региональном министерстве экономики. Процесс формирования инфраструктуры проходит в регионе в целом динамично, однако, как признают участники совещания, реализация государственной программы не обойдется и без сложностей. Самое слабое звено на сегодняшний день – это жилищная сфера, где мероприятия по повышению энергоэффективности воспринимаются пока на уровне замены ламп накаливания на энергосберегающие.
Действующее законодательство в области энергосбережения, напомним, предусматривает жесткие сроки перехода на стопроцентный учет энергоресурсов. К 2012 году, согласно требованиям законодательства об энергосбережении, весь жилой фонд уже должен быть оснащен общедомовыми приборами учета тепла, электроэнергии, воды и газа. В целом по России, по оценке Минрегионразвития, такая работа потребует значительных затрат — порядка 250 млрд рублей, а поскольку найти столь значительную сумму в бюджете за два года будет проблематично, предполагается, что существенную часть затрат возьмут на себя частные инвесторы. Энергосервисные компании будут заключать с потребителями услуг энергосервисные контракты и привлекать под эти контракты инвестиционные ресурсы для финансирования комплексных проектов по повышению энергоэффективности предприятий и жилищной сферы.
— Когда заходит речь об энергоэффективности, сразу оказывается, что у потребителей, у бюджета и у управляющих компаний денег на эти цели нет, — пояснил начальник управления госкапвложений и целевых программ областного министерства экономики Олег ГОЛУБЕВ. –А энергосервисные контракты — это тот инструмент, который позволит выполнить требования законодательства за счет будущей экономии средств. В России подобный опыт только нарабатывается, поскольку еще не вся нормативная база принята на федеральном уровне, но по опыту работы западных компаний можно сказать, что реализация энергосервисных контрактов – это оптимальный вариант для привлечения инвестиций в эту сферу. По нашей оценке, на территории области недостает на сегодняшний день порядка 3,5 тысячи приборов учета электрической энергии, тепла, воды и газа. А это, на мой взгляд, большой объем работ, который потребует привлечения значительных средств.
По договорам, аналогичным с энергосервисными контрактами уже пытается работать в Омской области гарантирующий поставщик электроэнергии — ОАО «Омская энергосбытовая компания. По словам коммерческого директора Омскэнергосбыта Анатолия РУДНИКА, Центром обслуживания клиентов, созданным при поставщике услуг, уже было реализовано несколько пилотных проектов по повышению энергоэффективности. После установки узлов учета экономия средств у заказчика составила, по словам Анатолия РУДНИКА, не менее 10-15%, а за выполненные работы клиенты Омскэнергосбыта рассчитывались в рассрочку. Фактически оплата производилась уже из сэкономленных средств.
— Многие наши клиенты, у которых коммунальные затраты высоки, уже задумались о выполнении программ по энергосбережению и начинают заключать с нами контракты на энергоаудит, на замену и модернизацию приборов учета, — рассказал Анатолий РУДНИК.
По словам генерального директора ЗАО «ЭнергоКоминтех-Сибирь» Вадима КАРЕТНИКОВА, экономия в денежном выражении после реализации комплексных проектов по энергосбережению может превышать и 30%, что уже само по себе является весомым аргументом для заключения энергосервисных контрактов. Не сомневается в перспективности нового института и исполнительный директор ООО «Центр энергоэффективности и энергосбережений» Евгений ШИШКИН, поделившийся своими планами по реализации трех совместных с ОАО «МРСК Сибири» пилотных проектов по повышению энергоэффективности объектов социальной сферы региона, на которых компания планирует отработать механизм реализации массовых энергоэффективных мероприятий.
С явными трудностями реализация государственной программы энергосбережения столкнется, по мнению многих участников совещания, лишь в жилищной сфере, где мероприятия по повышению энергоэффективности воспринимаются пока на уровне замены ламп накаливания на энергосберегающие лампы. И хотя законодательство предусматривает, что дополнительных затрат население нести не будет, тем не менее выполнение комплексных проектов в любом случае потребует заинтересованности со стороны потребителей. А потребители, как уверяют представители управляющих компаний, далеко не всегда проявляют инициативу по установке приборов учета в своих домах, предпочитая рассчитываться с поставщиками коммунальных услуг по утвержденному нормативу.
Путей решения этой проблемы участники совещания видят несколько. Первый путь – это пересмотр неэффективного норматива. Второй – принятие дополнительных мер по стимулированию управляющих компаний, чтобы усилить их заинтересованность в использовании энергосберегающих технологий.
— Если управляющие компании не будут заинтересованы, они не будут уделять этому вопросу достаточного внимания, не будут проводить и разъяснительную работу с населением, — считает Вадим КАРЕТНИКОВ. — Нужен такой механизм, при котором управляющим компаниям станет выгодно. Если применение энергоэффективных мероприятий принесет им дополнительную прибыль, тогда они сами задумаются и начнут заниматься вопросами энергосбережения.
Мнение потенциальных участников рынка услуг по повышению энергоэффективности поддержал и депутат Законодательного собрания Омской области Константин ПОТАПОВ. По его словам, механизмы стимулирования потребителей применялись очень широко во всех странах, которые пошли по пути реализации государственных программ энергосбережения, и нам будет весьма полезно учесть опыт той же Польши, например, которая буквально за семь лет сделала в этой сфере большой рывок.