В канадский парламент — вход свободный

Дата публикации: 17 марта 2010

Три столицы Канады
Во время поездок в Канаду обозревателю «КВ» Екатерине СЕРВАХ довелось познакомиться с тремя канадскими столицами: самой главной – Оттавой (см. «КВ» №9 от 10 марта 2010 г.), самой старой — столицей французской Канады Квебеком и самой большой – столицей русской Канады (она же – столица провинции Онтарио) Торонто.

Когда я ехала в Оттаву первый раз, давний приятель, провожая меня на автовокзале Торонто, сказал: «Оттава тебе непременно понравится – она такая маленькая, тихая и уютная». Каюсь, я тогда ему не поверила. Как же так? Столичный город, под миллион жителей – и вдруг маленькая и тихая? А потом чем дальше, тем больше убеждалась в его правоте.
Приветливая, чистая, зеленая
Мне и в самом деле очень понравилась столица Канады. Я долго искала для нее главный эпитет, но в конце концов нашла: БЛАГОУСТРОЕННАЯ, то есть такая, в которой все устроено очень разумно и на благо ее жителей (равно как и гостей). Все, чего ни коснись, продумано до мелочей. Оттого и темп жизни в Оттаве не то чтобы медленный, а несуетливый. И какая разница, на сколько километров раскинулись городские кварталы, если из одной точки в другую можно очень быстро и точно в срок добраться на машине или комфортабельном автобусе?
Когда-то знакомые архитекторы-дизайнеры научили меня, как можно, не будучи специалистом, легко и просто отличить интерьер, созданный настоящим мастером: в таком помещении все хорошо себя чувствуют, время летит незаметно и уходить оттуда не хочется. Оттава – именно такая.
Город удивительно чистый. И дышится легко, и в ясную погоду с любой высокой точки вид открывается на многие километры. Там совсем нет пыли, потому что нет голой земли — каждый кусочек чем-то покрыт: камнем, бетоном, асфальтом, газоном, на худой конец – гравием или мелкими щепками (мульчей). А то, что ветер может принести откуда-нибудь издалека, будет смыто ближайшим дождем — они в Канаде более частые и обильные, чем у нас.
Жители Оттавы гордятся тем, что в городе нет ни одной трубы. Разве что каминные, да и те большей частью – декоративные, потому что камины в домах все больше электрические или газовые. А если кто-то где-то и топит свой камин углем, то далеко не каждый день и исключительно «для создания атмосферы» — как зажигают свечи на столиках в ресторане. Во всяком случае я ни разу не видела дымков над крышами даже в сильные морозы (в Оттаве они бывают до -25 градусов).
Промышленных предприятий в столице – минимум, и все экологически чистые. Выхлопные трубы автомобилей воздух тоже не загрязняют — требования на этот счет очень жесткие. Опавшие листья и прочий растительный мусор на улицах не жгут, а вывозят и затем перерабатывают в компост. Тополя на улицах встречаются, но исключительно «мужского пола», которые не дают пуха. А вообще зелени в городе очень много, в том числе самые разные сосны, ели, туи, можжевельники и прочие хвойные, которые круглый год чистят воздух от бактерий.
На мой (не совсем просвещенный и совсем не объективный) взгляд, Оттава хороша в любое время года: и в летней зелени, и в белоснежном зимнем наряде, и в ярко-пестром осеннем убранстве. Но многие оттавцы уверены, что город красивее всего в мае, когда повсюду распускаются миллионы тюльпанов самых разных форм и оттенков. Воистину дивное зрелище!
Ежегодным Фестивалем тюльпанов столица отмечает очередную годовщину окончания Второй мировой войны. Именно тогда, первой мирной весной, родилась традиция «Приношения тюльпанов Канаде» (Gift of Tulips to Canada). А история с тюльпанами вышла такая.
Канадские вооруженные силы принимали участие и в мировых войнах, и во многих локальных, но на территории страны военные действия в последний раз велись в 1812-1814 годах. Во время всех более поздних войн, революций, прочих вооруженных конфликтов и природных катаклизмов Канада охотно принимала беженцев со всего света — на время или навсегда. В годы Второй мировой в Оттаве нашла приют и королевская семья Нидерландов. В знак благодарности за оказанный ей теплый прием голландцы решили подарить Канаде луковицы лучших сортов тюльпанов. И дарят до сих пор, хотя жители Оттавы и сами умеют выращивать прекрасные цветы. Причем не только в парках и скверах, но даже среди небоскребов и в кварталах старого центра, где свободной земли практически нет.
По воде и по суше
Тем, кто приехал в Оттаву ненадолго, лучше всего знакомиться с ней под руководством экскурсовода. Есть такая фирма Gray Line, имеющая отделения во всех крупных городах Канады, которая помогает туристам лучше узнать эти города. Туры по Оттаве она предлагает разные – и на 1-2 часа, и на полдня, и на целый день. Есть даже ночной тур. Экскурсантов катают по городу не только на специальных автобусах, но и на кораблях – по реке Оттава, давшей название городу, и по каналу Ридо (Rideau), давшему городу жизнь.
До поры до времени на месте нынешней столицы стоял поселок лесорубов и рыбаков. Здесь же скупали у коренных жителей пушнину, которую потом вывозили в Европу. Он мог бы еще долго пребывать в таком статусе, если бы не война с Североамериканскими Штатами, которые хотели прибрать к рукам и земли нынешней Канады. Канадцы отбились, но отношения с соседями остались напряженными.
Главной дорогой из глубины континента к Атлантическому океану была в те годы пограничная река Святого Лаврентия, вытекающая из озера Онтарио. Чтобы обезопасить свои грузы от нападений южных соседей, было решено проложить новый путь от Онтарио до океана, целиком проходящий по территории Канады. Для этого использовали цепочку небольших озер и дополнительно прорыли канал до реки Оттава. Одноименный поселок приобрел стратегическое значение и быстро превратился в город.
Но пока рыли канал (а в XIX веке на это требовалось немало времени), отношения с соседями улучшились, и надобность в запасном пути, по большому счету, отпала. А город остался. Канал – тоже, только используется он сейчас в других целях. В теплое время года – для водных прогулок и соревнований, а зимой это каток. Канадцы уверяют, что он — самый длинный в мире.
По реке Оттава тоже проходит граница – между Онтарио и Квебеком, некогда английской и французской колониями. Когда англичане завоевали Квебек, он стал называться Нижней Канадой, а нынешняя провинция Онтарио, соответственно, Верхней. Потом Великобритания объединила эти колонии, и в 1857 году Оттава была провозглашена столицей Канады.
Стоящая на «английском» берегу Оттава по сути составляет единое целое с Гатино (Gatineau), который находится на «французском». Но в Гатино вы не увидите надписей на английском языке, а в Оттаве абсолютно все – строго на двух государственных языках: дорожные указатели и ценники в магазинах, буклеты для туристов и объявления на вокзале или стадионе.
Стандартные экскурсии тоже проводятся на английском и французском. Владеющие другими языками должны либо привезти с собой переводчика, либо заранее заказать специальное обслуживание. У наших соотечественников (нынешних или бывших) есть и третий вариант: присоединиться к одной из русскоязычных групп, время от времени приезжающих на экскурсию из Торонто.
Но все экскурсии проводятся, как правило, только с середины мая до середины октября. Если вы приедете в Оттаву в другое время, знакомиться с городом придется самостоятельно. В этом есть своя прелесть: никто никуда не торопит, есть возможность выбрать любой маршрут и рассмотреть город со всех сторон и во всех подробностях.
Для этого можно купить путеводитель, можно воспользоваться бесплатными буклетами, которых полным-полно в холле любой гостиницы, а можно обойтись и без них, потому что возле каждой достопримечательности (или прямо на ней) непременно имеется мемориальная доска или застекленная витрина (как в музее) с пояснением, что это за место или объект. Разумеется, на двух языках.
А вот без карты города туристу уж точно не обойтись. Иначе заблудиться можно на раз. Местность уж больно пересеченная: холмы, овраги, речки, островки, озерки… Прямые улицы нарезают на ровные прямоугольники только деловой центр — Downtown да еще отчасти университетский городок, а в остальных районах города прямая улица – скорее исключение, чем правило. Особо причудливую топографию имеют районы, застроенные малоэтажными индивидуальными домами.
Там есть улицы, имеющие вид не только букв С или U, но также N, S, P, D и даже O. Если хорошенько поискать, можно, наверное, найти и другие буквы. Разбираться с этим «алфавитом» без карты – гиблое дело. Я раза два или три попадала в ситуации, когда ориентир виден (например, многоэтажное здание из-за более низких домов), а добраться до него напрямик никак не удается – все улицы выводят совсем не туда. И без карты не поймешь, с какой стороны можно к нему подойти.
Парламент свободного доступа
Улица Веллингтон разделяет Downtown и комплекс зданий парламента. Канадский парламент россиян (особенно выросших в СССР) в первую очередь и больше всего поражает своей открытостью и доступностью. Лужайку перед ним от улицы отделяет невысокая ажурная ограда. Чисто символически, потому что калитки и ворота постоянно открыты настежь, и никакой охраны при них не предусмотрено. Вокруг зданий можно совершенно свободно гулять, где вздумается, и фотографировать все, что захочется.
В само здание тоже можно попасть без проблем – в выходной день и в составе туристической группы. Посещение парламента входит в программу некоторых туров, но можно просто купить билет в кассе и немного подождать, пока наберется группа (разумеется, если вы готовы слушать комментарии на английском/французском или не слушать их вовсе).
В рабочие дни доступ ограничен, но не запрещен. Я не раз видела подъезжающие ко входу школьные автобусы: ребятишек привозили показывать, как работают депутаты. А вообще-то любой гражданин Канады имеет право присутствовать на заседании парламента. Для этого и в зале палаты общин, и в зале сената есть специальные места для публики и отдельно – галерея для прессы.
Мне довелось побывать в здании парламента с русскоязычной группой, когда мы возвращались из Квебека в Торонто. Внутри здание выглядит не менее внушительно, чем снаружи. Великолепные интерьеры в стиле высокой готики: стрельчатые окна, своды, искусная резьба по камню и по дереву. Нам показали парадные залы и залы заседаний, портретную галерею и национальные реликвии. И опять-таки – никаких запретов на фото- и видеосъемку.
Особенно поразили своим великолепием библиотека (причем оказалось, что последние технические новинки прекрасно вписываются в пышный интерьер в старинном стиле) и зал заседаний сената, стены которого понизу украшают резные дубовые панели, а поверху – великолепные картины на сюжеты из истории Канады. И забавная деталь: за креслом спикера, на возвышении, стоят два трона — для короля и королевы Великобритании, а по обе стороны от них – флаги, но отнюдь не британские — канадские.
Водила нас по парламенту очень милая девушка по имени Дайна, которая рассказала много интересного и ответила на все наши вопросы, а потом стала задавать вопросы сама. Как оказалось, гиды – вовсе не сотрудники парламента, а общественники, сдавшие специальный экзамен. Дайна, начав изучать в университете русский язык и литературу, в гиды пошла специально для того, чтобы получить возможность общаться с носителями языка. Правда, общались мы с ней на английском – русских слов она выучила пока что немного.
Эта экскурсия получила совершенно неожиданное продолжение. Когда мы сели в автобус, чтобы ехать дальше, одна из наших спутниц попросила у экскурсовода микрофон и рассказала историю «в тему». Она с мужем живет сейчас в Израиле, в Торонто приехала навестить сына. А зимой его навещал отец, и они тоже ездили в Квебек. Не с экскурсией – просто вдвоем с сыном на его машине. Впечатлений от поездки осталось много, но одно из самых ярких ждало их на обратном пути.
Переезжая с «французского» берега в Оттаву, кто-то из них почувствовал настоятельную потребность посетить некое заведение, именуемое в Канаде «wash-room» (умывальная комната), потому что умыться там тоже можно. В другое время или в другом месте – никаких проблем: можно зайти в магазин, ресторан, на бензоколонку и т.д. Но время – третий час ночи, находятся они в Downtown, где нет ни бензоколонок, ни магазинов, а рестораны закрыты, потому что окрестные офисы ночью не работают. В городе оба впервые, карты с собой нет, спросить не у кого.
И тут слева показалось здание парламента. Сын здраво рассудил, что там кто-то должен быть в любое время суток, и свернул к крыльцу. Позвонил у входа, объяснил молодому человеку в военной форме свою ситуацию. Тот даже глазом не моргнул и пригласил их войти. Провел сначала в гардероб, а потом в нужное заведение, извинившись при этом, что горячей воды нет, потому что идет реконструкция и как раз меняют трубы.
Совершенно ошарашенных таким приемом путешественников окончательно добил последний штрих: на выходе их ждала гардеробщица с нагретыми полотенцами в руках. Ну как же – им ведь пришлось мыть руки холодной водой, да еще зимой!
А теперь представьте: вы впервые попали в Москву, едете ночью по Крымскому мосту, и… И что – обратитесь в Кремль? Мы тогда обменялись мнениями друг с другом и пришли к выводу, что такое могло произойти только в Канаде. Потому что ни в кнессет, ни в бундестаг, ни в раду обратиться с подобной проблемой тоже никому бы и в голову не пришло.





 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2010/03/10/v_kanadskiy_parlament__vhod_svobodniy