каким образом предприниматели, чьи автомобили на сегодня не отвечают лицензионным требованиям, вообще смогли получить лицензии?
— В период с 1 декабря 2009 года по 1 февраля текущего года фондом «Центр инновационных и правовых технологий «Перспектива» были проведены исследования среди водителей Газелей. В результате было выявлено более 200 неисправных маршруток, техническое состояние которых не позволяет их использовать для перевозки людей. При этом владельцы указанных автомобилей заявили, что у них нет помещений, предназначенных для технического обслуживания и ремонта эксплуатируемых ими транспортных средств, а также специалистов, которые могли бы оказать им квалифицированную помощь в ремонте машин. Между тем это нарушение целого ряда федеральных законов, следить за исполнением которых призваны соответствующие ведомства, но в силу непонятных причин не исполняющие свои обязанности так, как это требуется. В результате тысячи омичей, которые вынуждены перемещаться по городу в маршрутках, рискуют своими жизнями. Более того, эти неисправные «газели» являются потенциальной угрозой для всех участников дорожного движения. По сути, более 200 «газелей» являются потенциальными убийцами.
Именно это подтверждается данными статистики, которые свидетельствуют о том, что в последнее время на автомобильных дорогах Омска и области участились случаи ДТП, виновниками которых являются маршрутные такси. Ежедневно на дорогах города можно наблюдать аварии с участием газелистов. Анализ ДТП по типам автотранспортных средств, которые происходят на дорогах города, позволяет сделать вывод, что «газели» являются самым опасным видом транспорта в Омске. Наиболее значимыми факторами, влияющими на рост аварийности, являются экономический и человеческий. Зависимость зарплаты от числа перевезенных пассажиров вынуждает водителя нарушать скоростной режим и совершать опасные маневры. Нарушения режима труда, низкая квалификация водителей, запущенное техническое состояние автомобилей приводят к ошибкам управления, поломкам, которые становятся причинами аварий.
Между тем этой печальной статистики можно было бы избежать, если бы на территории региона элементарно исполнялись федеральные законы в сфере безопасности дорожного движения и лицензирования отдельных видов деятельности. То есть достаточно провести определенную работу и таким образом предупредить десятки ДТП, снизить тяжесть их последствий, сохранить человеческие жизни.
В соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более восьми человек, подлежат лицензированию. Постановлением правительства РФ утверждено положение о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, где прописаны основные требования, предъявляемые к соискателям лицензии. В частности, к основным лицензионным требованиям относятся наличие у лицензиата на праве собственности или ином законном основании транспортных средств, которые пригодны для перевозки пассажиров. Речь идет как о внешнем соответствии транспортного средства, так и его внутреннем наполнении — наличии необходимого оборудования, которое способно обеспечить пассажирам безопасность перевозок. Кроме того, документ предусматривает, чтобы у получателя лицензии в штате имелись квалифицированные работники, которые могут осуществлять техническое обслуживание автомобилей, а также соответствующие помещения для их ремонта. Если у лицензиата нет собственных сотрудников и станции для технического обслуживания «газелей», то в любом случае у него должен быть договор с организацией, которая сможет обеспечить диагностику и ремонт автомобилей.
Но, как показали исследования, именно эти требования омскими владельцами «газелей» исполняются далеко не всегда.
Приказами Минтранса РФ установлено, что контроль за соблюдением условий лицензирования проводится работниками Федеральной службы по надзору в сфере транспорта. Существует определенный порядок проверки, который включает непосредственный осмотр автотранспортных средств, производственных помещений,оборудования, используемого для осуществления лицензируемой деятельности, проверки технологических процессов и изучения документов, характеризующих состояние выполнения владельцем лицензии установленных в ней условий.
Поэтому вполне правомерно спросить: каким образом предприниматели, чьи автомобили на сегодня не отвечают лицензионным требованиям, вообще смогли получить лицензии? То есть, факт правомерности выдачи многих лицензий вызывает определенные сомнения.
Объяснения собственников и водителей пассажирских «газелей» об отсутствии у лицензиатов ремонтной базы прямо указывают на тот факт, что некоторые сотрудники заинтересованных служб в сфере пассажирского транспорта быливведенывзаблуждениелицензиатами.
Больше всего тревожит то, что данные нарушения не единичны. Практически 90% автотранспортных средств, осуществляющих перевозки граждан в количестве более восьми человек по территории города, принадлежат лицензиатам, у которых нет ни ремонтной базы, ни медицинского работника, который бы освидетельствовал водителей перед выходом в рейс.
К сожалению, из-за таких нарушений опасности подвергаются омичи.