Картина отечественной фантастики за год получилась пестрой.
Русская фантастика — 2010
М.: Эксмо, 2010 год. 576 стр.
Тираж 15100 экз.
Скажем прямо, уровень ежегодников «Русская фантастика» выше, чем аналогичных ежегодников «Фантастика» издательства «Аст». Имеется в виду качество текстов. И даже несмотря на то, что предыдущая «Русская фантастика – 2009» оказалась не самой удачной по составу.
«Нет повести печальнее…» — таким эпиграфом можно было предварить «Мелодию мотылька» Андрея СТОЛЯРОВА, одного из самых талантливых петербургских фантастов, к сожалению, мало пишущих в этом жанре в последнее время. Она работает в фирме, входящей в «Би-Би-Джи», он – в конкурирующей «Ай-Пи-Би». Они не должны были встретиться в этом мире, где корпорации воюют друг с другом с помощью артналетов и бомб, а их сотрудники видят друг друга только в виде аватаров, путешествуют в корпоративных отпусках по Венеции или Парижу в рамках компьютерных более или менее тщательно прописанных «сюжетов», включающих все возможные ощущения (в зависимости, правда, от программы – дешевой бюджетной или дорогой – Vip). Но случился программный сбой, который столкнул их друг с другом. Если ты работаешь в корпорации – ты растешь по карьерной лестнице и становишься все более обеспеченным, жизнь вне корпораций – «дикий мир» с гигантской безработицей, нищетой и повседневными опасностями. Попытка выйти за рамки предписанного окончилась для героев трагически.
Оригинальна идея рассказа Генри Лайон ОЛДИ (Дмитрий ГРОМОВ и Олег ЛАДЫЖЕНСКИЙ) «Семь смертных». В мир из лабораторий вырвался вирус, который перестраивает психотип человека. Каждый следующий день недели в тебе (твоей жене, друге, начальнике) преобладает один из библейских грехов. У кого-то более выражен, у кого-то — менее. Сегодня ты не в меру гневлив, завтра – чревоугоден и т.д. Поэтому при поступлении на работу требуют эмо-карту, чтобы работодатель знал, что в понедельник в тебе преобладает на 45% алчность, а во вторник на 69% — гордыня. Неплохи «Самум» Марины и Сергея ДЯЧЕНКО о губернаторе-долгожителе планеты Ирис, нарвавшемся на внеплановую проверку инспектора, и его первом заме, и «Крутые парни ездят на трамваях» Натальи РЕЗАНОВОЙ как отголосок жизни в России 90-х годов.