Леонид ПОЛЕЖАЕВ, губернатор Омской области: «Я же не в начале политической карьеры, чтобы себя популяризировать и подавать на блюде. Я такой, какой есть…»

Дата публикации: 21 апреля 2010

На прошедшей неделе, 13 апреля, состоялась пресс-конференция главы регионального правительства, главной темой которой стали итоги социально-экономического развития Омской области в первом квартале 2010 года. Предлагаем читателям «КВ» ответы Леонида ПОЛЕЖАЕВА на вопросы обозревателя «КВ» и представителей других региональных СМИ.

Об антикризисной программе

Итоги исполнения бюджета первого квартала 2010 года – они достаточно многообещающие. И перспектива на весь текущий год, я считаю, достаточно благоприятная для Омской области. Мы имеем хороший задел с прошлых лет, в том числе с 2009 года, и из показателей антикризисной программы не срывается пока ни один. То ли мы удачно угадали, я не знаю, то ли на самом деле спрогнозировали правильно. Во всяком случае, наша антикризисная программа оказалась не просто формальностью, а рабочим документом. Такой, знаете, дорожной картой для экономической и социальной политики Омской области.

О кризисе и новой экономической платформе

С моей точки зрения, восторги по поводу прохождения критической точки мирового кризиса – они несколько преждевременны. Я думаю, не все так хорошо складывается, как думают некоторые экономисты. Когда мы вошли в кризис, то резко сбросили объемы производства во всех отраслях промышленности, которые не связаны с нефтью и газом. И прибыль съежилась до нуля почти у всех, кто не занимается нефтедобычей. А доходов от продажи нефти и газа совершенно недостаточно для развернутого развития страны. Без повышения прибыльности в строительстве, в легкой и обрабатывающей промышленности мы не можем считать, что преодолели глубинную точку кризиса. Этого, кстати, нельзя сказать, глядя даже на благополучные экономики Запада. Я был недавно в Германии и даже у них не почувствовал сильного оптимизма. Хотя в Германии одна из самых стабильных экономик мира. На региональном уровне, конечно, наше влияние на кризис малозаметно, согласитесь, но просто сидеть, размышлять, ковыряя пальцем в ухе, ожидая пока все само собой уляжется, – это тоже будет неправильно. Надо думать, генерировать идеи, адаптироваться и встраиваться в эту ситуацию, в которой нам придется жить еще несколько лет. Сколько именно лет – я не знаю. Но, по крайней мере, не два года. И даже, наверное, не три. И очень важно выстроить такую модель управления территорией, которая позволит нам пройти через кризис с наименьшими потерями и определить точки роста, которые важны для экономического облика региона даже не сегодня, а спустя десять лет. Поверьте, ни одна из мировых экономик после кризиса не останется прежней. И если мы в Омской области будем надеяться, что успешно справимся с кризисом, имея ту же структуру нашей экономики, то это будет нашей глубокой ошибкой. Пройти кризис мы, конечно, пройдем, но где потом окажемся – представить не трудно. Согласитесь, на ремонте авиадвигателей образца 1960 года мы не станем индустриальным регионом. И освоив производство нового поколения ракет-носителей – тоже не станем. Ракеты-носители уже не являются показателем технологического прорыва. Нужен совершенно новый элемент. Нужны технологии, которые будет определяющими в ХХI веке. Хотя многим из омичей все это кажется пока непонятным и маловероятным, но нужен завод поликристаллического кремния, который будет конкурентоспособным на многие годы вперед, если нам, конечно, удастся создать эту технологию. Многие вещи становятся понятными только через какое-то время. Пройдет 10-15 лет, я уверен, и эти предприятия, за которые мы сегодня бьемся, будут определять экономическое лицо Омской области. Но можно, конечно, никого и не напрягать. Выплачивать спокойно зарплаты учителям и врачам, пенсии пенсионерам. Я знаю, что многих бы такая ситуация устроила. Как говорится, лишь бы войны не было. Но люди имеют право так думать. Не имеют права так думать те, кто отвечает за будущее развитие.

Об иностранных инвестициях

Иностранным инвесторам интересны, конечно, сырьевые проекты и новые объекты с так называемыми грязными технологиями, которые целесообразно размещать на территории России. Даже если говорить о поликремнии, то это очень тяжелая технология. Именно поэтому, не смотря на ее актуальность, необходимость и важность, западные инвесторы охотно делятся технологиями и ищут возможность для размещения предприятий по производству поликремния во многих точках мира. В Китае, если не ошибаюсь, уже порядка десяти таких предприятий построено. Западным инвесторам интересна, конечно, и переработка сельхозсырья, но только с точки зрения предложений своего оборудования. Здесь они идут и на кредитование, и всевозможные выгодные лизинговые схемы. Поставки высокотехнологичного медицинского оборудования им тоже интересны. В этом вопросе практически нет ограничений. Производители такого оборудования готовы его продавать на самых выгодных для покупателя условиях, поскольку они понимают, что мы от них в таком случае никуда уже не денемся. Оснащая наши больницы европейским оборудованием, мы обречены обращаться к ним за запасными частями, расходными материалами и так далее. Но, к сожалению, другого выхода просто нет. Отечественная промышленность не выпускает такого оборудования. Мы же не можем сказать больным: вы подождите, пока развернется отечественная промышленность и выдаст такое чудо техники, что вы все сразу выздоровеете.

О строительстве аэропорта Омск — Федоровка

Да, все сибирские регионы занимаются проблемой модернизации своих аэропортов. Но речь-то идет о модернизации аэропортов федерального значения, которые являются имуществом Российской Федерации. Все регионы рассчитывают на федеральный бюджет. И я думаю, что успеха большого они иметь не будут. Финансироваться будут эксклюзивные проекты — Адлерский аэропорт, например. Или аэропорт Владивостока. Омский же аэропорт — это имущество Омской области. И мы рассчитываем исключительно на инвестиционные деньги. Над этим мы сегодня и работаем — над привлечением инвесторов. В июне должны завершить бизнес-план, и к концу года, я думаю, у нас уже будут обговорены условия с потенциальным инвестором. И в транспортных перевозках нам не соперники на самом деле ни Новосибирск, ни Красноярск. Нас отделяет тысяча километров друг от друга.

О молочных мини-заводах

Идея в чем? Во-первых, хотелось бы приблизить переработку молока к местам его производства. Во-вторых, хочется повлиять на монополию крупных переработчиков молока. А иначе никакими компенсациями мы не убережем молочное производство в регионе. Крупным монополистам легче привезти сухое молоко из Белоруссии, чем скупать «живое» молоко у местных товаропроизводителей. И моя критика, в частности любинского предприятия, она небезосновательна. Вокруг каждого крупного молочного завода находится выжженная земля. При закупочной цене в пять, шесть или даже в десять рублей невозможно вести эффективное молочное производство в рамках акционерного общества. И это очень сложная проблема. Ведь животноводство – это больше, чем производство. Это якорь, на котором держится село. Вот мы и стоим сегодня перед выбором: что лучше — отдать сто миллионов в виде компенсаций производителям молока или построить на эти деньги два молочных мини-завода, куда эти же производители по хорошей цене смогут потом сдавать свое молоко. А сами заводы составят конкуренцию большим молочным предприятиям. Хотя это трудно будет, конечно, сделать. Вот собственники ОАО «Вита» уже не выдержали конкуренции и продают свой завод в Исилькуле компании «Вимм-Билль-Данн». Значит, монополист продвинет свои границы еще дальше. И если мы ничего не будем делать, то скоро у нас ни одной коровы не останется. Собственнику, конечно, нельзя ничего запретить. Он может вырезать свое молочное стадо. Но что тогда будет делать область? В соседнем Новосибирске за один год потеряли 5 тысяч коров. Мы тоже тысячу голов уже потеряли. А мой коллега, губернатор Алтайского края, у которого рычагов, как и у меня, не так уж много, чтобы повлиять на этот процесс, публично объявил, что каждого, кто зарежет корову, он будет считать своим личным врагом. Это риторика, конечно, но я понимаю, что губернатор Алтайского края думает о сохранении молочного производства в регионе.

О кормиловском заводе стеклотары

Мы находимся на постоянной связи с инвестором, и я могу вам точно сказать, что приостановка строительства завода – она временная. Инвестор не ошибся, не потерял интерес к проекту, просто он испытывает в связи с кризисом серьезную нехватку кредитных ресурсов. Но завод все равно будет строиться. Инвесторы уже вложили в этот проект большие деньги, и бросать их никто не собирается. Они упорно ищут средства для продолжения работ. Сегодня ведь многие проекты, которые попали на период кризиса, испытывают сложности. Так же, например, как ипотечное жилье. Мы резко снизили темпы строительства только потому, что резко подорожала стоимость кредитных ресурсов. Если кредиты обходятся в 24% годовых, то строить жилье совершенно бессмысленно. Никакой здравомыслящий инвестор на это не пойдет. Точно такие же причины у приостановки строительства завода в Кормиловке. Второй инвестор, который строит аналогичный завод в Омске, — он обладает несколько большими возможностями, имеет достаточно оборотных средств, поэтому планирует завершить строительство уже в первом полугодии 2010 года.

О брэндинге Омской области

Я прослушал на этой конференции все доклады наших гостей в надежде услышать пожелания, которые есть у специалистов на счет методов повышения узнаваемости брэнда Омской области. И думаю, что, во-первых, нам не нужно фетишизировать само понятие. Омская область – это же не водка, согласитесь, которую нужно обязательно продвигать как брэнд. Омская область – огромный регион со своими особенностями во всем. Мы отличаемся на самом деле даже среди соседей по Сибирскому федеральному округу. И не нужно, как мне кажется, поиски наших особенностей делать какой-то принципиальной задачей. Брэнд Омской области – он уже есть сам по себе. Если мы говорим об экономике, то разве не являются брэндом наши предприятия нефтехимии, которые создают продукцию мирового уровня? А пищевые продукты, экологически чистые, которые завоевывают рынки, в том числе и Москвы, – разве не брэнд Омской области? И театральное искусство? А достижения наших спортсменов? Все, что мы делаем, повышает узнаваемость региона, и с этим трудно спорить.

О новой ассоциации предпринимателей

Безработица в городе Омске — 1%. Средняя безработица на селе превышает 4%. Что делать безработным, среди которых большая часть — молодежь? Никаких гигантов социалистической индустрии на селе мы не построим, чтобы занять эту рабочую силу. Но мы можем дать возможность этим людям заняться бизнесом. А для того, чтобы разумно, целесообразно и эффективно направлять ресурсы, мы должны для начала установить прочный и реальный контакт с предпринимательской средой на селе. Чтобы деньги, которые будут выделяться на развитие предпринимательства, проходили общественную экспертизу, а не распределялись в зависимости от прихоти какого-то чиновника. Именно для этого была создана ассоциация. И бояться этого не нужно.

О производстве зерновых в 2010 году

Площади под зерновыми культурами в Омской области не сокращаются. Их такое же количество будет, как и в прошлом году. Другой вопрос, что мы никогда не угадаем, сколько именно нужно пшеницы. В 2008 году было дорогое зерно, кто-то посчитал, что оно будет дорогим и в 2009 году, и засеял все пшеницей. Сегодня некоторые считают, что пшеница в 2010 году будет дешевая, поэтому «махнет» землю под что-то другое. А когда зерно возрастет в цене, то выяснится, что мы опять в пролете.

О региональном отделении «Единой России»

Небольшой, я думаю, секрет, что региональное отделение «Единой России» в Омской области организационно руководится правительством региона. Если мой заместитель является председателем регионального отделения, то он, естественно, является и выразителем политической позиции губернатора, которая связана с деятельностью партии в регионе. Если будет нужно, то я готов возглавить региональное отделение партии. Но пока такой надобности я не вижу. Мы достаточно успешно провела избирательную кампанию депутатов местных советов и глав муниципальных образований. Успешнее, чем в каких-либо других регионах Сибирского федерального округа. И никакая чрезвычайность, я думаю, сегодня нам не нужна.

О милиции

Негативная реакция людей, которые сталкиваются с негативными проявлениями деятельности работников органов внутренних дел, принимает уже не локальный, а всероссийский характер. И правоохранительная система Омской области не является здесь каким-то исключением. Она была и остается составной частью Министерства внутренних дел. А система МВД — очень большая, громоздкая, плохо контролируемая из центра и не имеющая должного, на мой взгляд, контроля со стороны общества и региональных органов власти. И очень серьезный вопрос – это противоречия между этой системой и обществом. Тем не менее я думаю, внутри этой системы все же есть здоровые силы, способные к самоочищению. Реформа началась, и она приведет, надеюсь, к желаемым результатам.

О финансировании мероприятий к 300-летию Омска

Я думаю, что в сегодняшних условиях не нужно рассчитывать на полное выполнение всех обязательств, которые брал на себя федеральный центр. Придется переориентироваться в сторону увеличения доли городского и регионального бюджетов и более активно заниматься привлечением инвестиционного ресурса. К несчастью, период подготовки к юбилею пришелся на непростое время. Если бы юбилей Омска был в 2005 году, то мы бы успели, я думаю, выполнить все намеченное. Но и в этих условиях мы не будем отказываться ни от одного объекта, которые у нас заявлены. И если даже какие-то объекты не успеем сделать именно к 2016 году, то завершим их в 2017 году. Или в 2018 году. Но все равно завершим.

О зарплате губернатора

Моя декларация о доходах будет, безусловно, опубликована. Мне просто неудобно было вперед президента и председателя правительства это делать. Я и сам ознакомился с доходами членов правительства. Правда, несколько удивился, почему у первого заместителя председателя правительства доход больше, чем у премьера? Если бы у меня первый заместитель Андрей БЕСШТАНЬКО зарабатывал больше меня, я бы тоже удивился. Но это, конечно, их вопрос. А из своих доходов я никаких секретов не делаю. И каждый год публикую декларацию. И министрам регионального правительства высказываю пожелание, чтобы не стеснялись публиковать информацию о доходах вместе с доходами членов своей семьи. Хотя обязательного требования в законе нет, но ничего не случится, если люди узнают. Ничего же не случилось, когда все омские газеты написали, что у меня зарплата больше, чем у президента. Президент не обиделся. Я тоже.

О закрытости губернатора

Я не в начале политической карьеры, чтобы мне нужно было себя популяризировать и подавать на блюде. Я такой, какой есть. Да и не такой уж я известный человек в России, чтобы кто-то обращал внимание на то, закрыт я или открыт. Но если кому-то действительно интересно, я всегда готов рассказать о себе. На самом деле управленческая жизнь – она не очень сложная. Вполне можно обойтись двенадцатью фразами: есть деньги, нет денег, дам денег, не дам денег и так далее. В основном с точки зрения денег личность губернатора и интересует моих коллег. Соглашусь, например, строить поликлинику в Исилькуле или отложу строительство на будущий год.

Об «Авангарде» и Яромире ЯГРЕ

Я разочарован в игре всей команды, поэтому говорить о персоналиях смысла не вижу. Совершенно ясно, что команда была не готова даже к заключительной фазе регулярного чемпионата. А с января команда просто потеряла управляемость. За молодость тренера НИКИТИНА мы заплатили большую цену. Нам всем кажется, что если человек молодой, то он горы свернет и все у него получится. В данном случае не получилось. Не смог НИКИТИН переломить настроение команды. Это команда его переломила. Разве можно в период подготовки к играм в плей-офф отправлять игроков вместе с женами на отдых в Арабские Эмираты, где они две недели будут лежать на пляже? Захочется им после этого грызть лед? Думаю, что ответ очевиден. К сожалению, я не мог вмешаться, поскольку узнал об этом плане, когда команда уже улетела. Безусловно, мы, наблюдательный совет, пошли на риск, когда назначали НИКИТИНА, руководствуясь результатами, которые показала команда в прошлом году. Но больше рисковать мы не намерены. И мысль о том, что команду нужно укреплять квалифицированными тренерскими кадрами — она очевидна. Было принято решение о назначении на эту должность финского специалиста, и он будет работать два года. Что касается Яромира ЯГРА, то мы с ним встречались, вели переговоры. Он — дорогой игрок. Из Омска он уезжать не стремится. Ни в какой другой российской команде он играть не хочет. И сейчас я могу сказать, что мы обговариваем новые условия его контракта.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2010/04/15/930529