9 апреля вступил в законную силу ФЗ № 60 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», направленный на усиление уголовно-правовой защиты отношений в сфере предпринимательской деятельности. Закон вносит ряд поправок в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы РФ.
Про содержание под стражей
Так, введено положение, в соответствии с которым заключение под стражу в качестве меры пресечения не может быть применено в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных ст. 159 (мошенничество), 160 (присвоение, растрата), 165 (причинение ущерба путем обмана или злоупотребления доверием), если эти преступления совершены в сфере предпринимательской деятельности, а также ст. 171 (незаконное предпринимательство) — 174 (легализация денежных средств), 174.1, 176 (незаконное получение кредита) — 178 (недопущение конкуренции), 180 — 183, 185 — 185.4, 190 — 199.2 (сокрытие денежных средств, за счет которых должно производиться взыскание налогов) УК РФ. Такие лица, по мнению законодателя, оставаясь на свободе до вынесения приговора, не представляют большой опасности для общества.
— Под эти изменения подпадает большое количество людей, в особенности те, кого подозревают или обвиняют в мошенничестве, так как это одно из распространенных сегодня преступлений. На мой взгляд, коммерсантов нет необходимости держать в СИЗО — они не опасны для общества. К тому же, находясь на свободе, они могли бы, например, погасить ущерб, который им вменяет следствие или обвинение. Я сейчас защищаю бывшего председателя КПГ «Кредитный союз» ЛУКАНЕНКО, которого обвиняют в мошенничестве и создании финансовой пирамиды. Так, у ЛУКАНЕНКО дебиторская задолженность в 5 раз больше, чем сумма, которую он должен потерпевшим. Из-за того что ЛУКАНЕНКО сейчас в СИЗО, он не может получить деньги со своих должников, ведь многие из них уклоняются от своих обязательств, скрываются. В противном случае он сразу же выплатил бы ущерб потерпевшим, которых около 300 человек. В связи с вступившими изменениями в УПК РФ я буду ходатайствовать о том, чтобы ЛУКАНЕНКО отпустили под залог, — рассказала «КВ» адвокат Лариса МОРОЗАН.
Про залог и крупный размер
В законе также существенно уточняется редакция ст. 106 «Залог» УПК РФ, что, наверняка, позволит расширить применение этой меры пресечения. Предполагается, в частности, что залог в качестве меры пресечения может быть избран в любой момент производства по уголовному делу. По уголовным делам о преступлениях небольшой и средней тяжести залог не может быть менее 100 тысяч рублей, а по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях — менее 500 тысяч рублей.
— Внесенные изменения, на мой взгляд, упорядочат работу следственных и судебных органов при избрании такой меры пресечения как залог — законодатель четко прописал, как должна определяться сумма залога. Ренее суд определял сумму исходя лишь из материального положения подсудимого, характеристик его личности и тяжести и опасности совершенного преступления. Что касается такой меры пресечения, как содержание под стражей, то сейчас следователи наверняка либо по собственной инициативе, либо по ходатайству обвиняемых в совершении экономических преступлений, которые находятся в СИЗО, будут ходатайствовать суду об изменении им меры пресечения. Конечно, это относится только к тем подозреваемым и обвиняемым, кто не скрывался от следственных органов, — пояснила «КВ» старший прокурор Управления по надзору за следствием, дознанием и ОРД Вера ДЕВЕТЬЯРОВА.
Законом также определяются условия принятия в залог недвижимого имущества и движимого имущества в виде денег, ценностей и допущенных к публичному обращению в РФ акций. В соответствии с ФЗ № 383 «О внесении изменений в ч. 1 Налогового кодекса РФ…» от 29 декабря 2009 года в шесть раз увеличен размер крупного и особо крупного ущерба применительно к налоговым преступлениям. Так, в статьях, предусматривающих наказание за преступления в сфере экономической деятельности, крупным размером и крупным ущербом признаются стоимость и ущерб выше 1,5 млн рублей (было выше 250 тысяч рублей), а особо крупным — выше 6 млн рублей (было выше 1 млн рублей).
— Безусловно, те дела, которые сейчас находятся в производстве органов предварительного расследования и судов, будут пересматриваться. Те преступления, ущерб по которым не соответствует размерам, предусмотренным принятыми изменениями, будут декриминализованы, а уголовное преследование лиц, совершивших эти преступления, будет прекращено, — сообщил «КВ» прокурор Управления по надзору за следствием, дознанием и ОРД Дмитрий ЭННС.
Про наказание должностных лиц
Также увеличен верхний предел санкций в отношении должностных лиц за воспрепятствование законной предпринимательской деятельности. Теперь наказание предусматривает лишение права занимать определенные должности на срок от трех до пяти лет (было до 5 лет) со штрафом в размере до 250 тысяч рублей (было до 80 тысяч рублей) или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года (было до 6 месяцев), либо лишением свободы на срок до трех лет (было до двух лет).
Про легализацию денег
Ст. 174.1 УК РФ «Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления» излагается в новой редакции. Как отмечает Государственно-правовое управление Президента РФ, данная статья применяется неоправданно широко. Отсутствие в этой статье указания на цель придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом приводит к тому, что лицу, обвиняемому, например, в незаконном предпринимательстве, при совершении им любой покупки дополнительно инкриминируют и ст. 174.1 УК РФ. Теперь отмеченные недостатки устранены. Утратила силу ст. 173 «Лжепредпринимательство» УК РФ, которая практически не применялась на практике. Связано это с неопределенностью ее формулировки, а также с тем, что предусмотренные в ней деяния охватываются другими составами преступлений.
Про нарушение лицензионных требований
Диспозиции ст. 171 «Незаконное предпринимательство» и ст. 172 «Незаконная банковская деятельность» УК РФ содержат указание на «нарушение лицензионных требований и условий». Как подчеркивает Государственно-правовое управление Президента РФ, неопределенность этой законодательной формулировки по отношению к действиям предпринимателей и банкиров приводит к расширительному ее толкованию, а в ряде случаев открывает возможность для злоупотреблений. В связи с этим указанная формулировка из диспозиций обеих статей была исключена.