Согласно данным ГУ ЦБ по Омской области, с 1 января 2006-го по 1 января 2010 года количество карт, находящихся в обращении на территории региона, увеличилось более чем вдвое — до 1 251 402 штук (правда, кредитных среди них – всего 86 345). То есть карт у нас больше, чем жителей в Омске, включая и новорожденных, и ветхих старцев. За то же время число терминалов в торгово-сервисных точках возросло в 2,6 раза, а число банкоматов – более чем втрое.
НО! За весь 2009 год на одну карту пришлось менее 5 безналичных операций, и даже операций по получению наличных – менее 15. Вряд ли кто-то станет платить за выпуск карты только для того, чтобы она потом занимала место в бумажнике или пылилась на полке. Лежат мертвым грузом обычно карты, которые многие банки бесплатно эмитируют своим вкладчикам или заемщикам. Да и зарплатные часто используются лишь раз или два в месяц ля снятия сразу всей поступившей на счет суммы.
Где-то густо, а где-то пусто
Несмотря на огромное количество терминалов (к 1 января 2010 года их было установлено 5918, сейчас наверняка уже больше), оснащенных ими торгово-сервисных предприятий не так уж много. Ведь в одном супермаркете может быть десяток терминалов, а то и больше, если этот магазин принимает карты разных платежных систем.
То же самое касается и банкоматов, которые обычно устанавливают либо в офисе банка, либо на проходной крупного предприятия, либо в крупном магазине (вариант: на улице рядом с несколькими магазинами). Чемпион по банкоматам – ТЦ «Омский», где их, как минимум, десятка полтора. А все потому, что за снятие наличных в «чужих» банкоматах взимаются высокие комиссии.
Хотя есть банки, которые облагают немалыми комиссиями и операции с собственными картами (см. «КВ» от 7 апреля). Вероятно, рассчитывая таким образом стимулировать владельцев карт чаще использовать их для безналичных расчетов. Но чем дальше, тем понятнее, что метод «кнута» себя не оправдывает. И теперь все активнее используется метод «пряника» — скидки, бонусы и прочие радости для держателей определенных карт.
От щедрот системы
Международные платежные системы в других странах раздают «пряники» уже давно. Прежде всего это постоянно действующие преференции разного рода для владельцев привилегированных карт – класса Gold и выше. Кому интересно, могут прочитать об этом на сайте соответствующей системы. Кроме того, время от времени проводятся акции с раздачей призов и лотереями для тех, кто в определенный срок оплатит покупку не менее определенной стоимости с помощью любой из карт этой системы.
Особенно любит такие акции Visa. Одна из них проводилась совсем недавно, перед зимней Олимпиадой, и там главным призом лотереи была поездка в Ванкувер. Сейчас проходит другая, посвященная чемпионату мира по футболу. Соответственно, в качестве подарков предлагается амуниция болельщика – от бейсболки либо банданы до сумки-холодильника, а в лотерею разыгрываются билеты на матчи чемпионата.
Правда, участвовать в этой акции могут не все карты Visa, а только эмитированные банками-участниками. В Омске представлены 23 банка из этого списка, так что у омичей тоже есть шанс что-то выиграть. Сразу оговорюсь, что ВТБ 24, Газпромбанка и Сбербанка (как и ряда более мелких) в списке нет.
От щедрот банка
Собственные программы льгот и скидок для держателей карт есть во многих банках. Как правило, воспользоваться ими могут владельцы любых карт, эмитированных данным банком. Программы эти могут быть и краткосрочными, и «долгоиграющими». Например, все владельцы карт Газпромбанка, совершившие покупку с 15 марта по 30 апреля, автоматически участвуют в лотерее и имеют шанс получить обратно потраченные деньги. А Юниаструм Банк вот уже 2 года предлагает всем держателям своих карт на льготных условиях оформить страховой полис «РОСНО» для выезжающих за рубеж.
Но чаще всего такие программы имеют «региональную прописку», поскольку банки заключают соглашения с торгово-сервисными предприятиями на уровне региона. К сожалению, программы большинства банков в Омске не работают. Приятные исключения – Альфа-Банк, ВТБ 24, ОТП Банк и Сбербанк.
Партнеры Альфа-Банка (65) и ВТБ 24 (40) предоставляют омичам скидки по картам международных платежных систем Visa и MasterCard. Поскольку часть партнеров — это аптечные и торговые сети, точек льготного обслуживания в несколько раз больше. Это разнообразные магазины, рестораны, кафе, салоны, клиники, туристические фирмы и т.д. Размер скидки чаще всего составляет от 5 до 10%.
Программа скидок ОТП Банка традиционно адресована владельцам карт «Золотая корона». Список магазинов, ресторанов и других точек время от времени пересматривается, но их общее число примерно одинаково – около 40 (сейчас таких 36). Кроме того, практически постоянно предоставляют скидки многие автозаправки (сейчас их 104). Размер скидок – 3-10%.
Партнеры Сбербанка предлагают скидки в основном по пластику системы Сберкарт. Сегодня скидки в размере 3-5% можно получить на АЗС, принадлежащих нескольким популярным сетям, а также в ряде магазинов. К сожалению, в пору кризиса число таких магазинов уменьшилось. На некоторых АЗС можно получить скидки также по международным картам, эмитированным Сбербанком.
Слуга двух (и более) господ
В последнее время большое распространение получили ко-брэндовые карты, несущие на себе сразу несколько логотипов и совмещающие в себе несколько достоинств. С одной стороны, они открывают своим владельцам доступ к определенной программе льгот и привилегий, с другой стороны – это обычная платежная или кредитная карта, обеспечивающая своему владельцу все возможности карт данного типа.
К примеру, кредитная карта «OZON-Gold» банка ВТБ 24 позволяет осуществлять расчеты и снимать наличные, пользуясь кредитом в рамках установленного лимита. А также обеспечивает доступ ко всем программам льгот для «золотых» карт системы Visa, дает право на получение скидок у партнеров этого банка и определенные привилегии для покупателей интернет-магазина Ozon.ru.
Собинбанк и Юниаструм Банк, напротив, имеют в своем арсенале молодежные карточки — для студентов и старших школьников. Карта Собинбанка выпускается совместно с Ассоциацией ISIC и ООО «Спутник» и одновременно является международным удостоверением студента, аспиранта и школьника, официально признанным в 118 странах мира. Она дает право на льготные авиабилеты, скидки на международные телефонные переговоры, бронирование гостиниц и т.д.
Карта Юниаструм Банка называется «EURO<26», хотя получить ее могут россияне в возрасте от 12 до 30 лет. Она дает возможность получать скидки в странах Европы и полусотне городов России, среди которых Омска нет. Но для любителей путешествий обе эти карты, безусловно, представляют интерес.
Кредитная карта ВТБ 24 для путешественников не имеет возрастных ограничений. Картсчет можно открыть в рублях, долларах или евро – кому как удобнее. Ее главное преимущество – страховые программы, защищающие во время путешествия не только туриста, но и его покупки, и саму карту.
Банк Москвы и ОТП Банк предлагают карты совместно с дисконтной системой «Золотая середина». Изначально появившаяся в Новосибирске, сейчас эта система работает в 19 крупных городах России, включая Омск и наших ближайших соседей – от Тюмени до Томска. Скидки по картам в размере от 3 до 20% можно получить в магазинах и предприятиях сервиса, которых уже более 2000, и число это постоянно растет.
Три работающих в Омске банка выпускают особые «женские» карты: Газпромбанк (Lady’s Card) – с 2003 года, Альфа-Банк (совместно с журналом COSMOPOLITEN) – около 3 лет, а кредитная карта от банка Ренессанс Капитал («Красота и здоровье») появилась совсем недавно. Сегодня самая популярная из них – VISA-COSMOPOLITEN, по которой в Омске можно получить скидки более чем в 140 магазинах, ресторанах, салонах и спортивных центрах.
В марте появилась и «мужская» карта – совместное детище Альфа-Банка, журнала MAXIM и медиакомпании (geme)land. Помимо скидок в размере от 10% в торгово-сервисных предприятиях соответствующей направленности эта карта обеспечивает владельцу доступ к лотереям и конкурсам, а также получение приглашений на разные мероприятия, интересные именно мужской аудитории.
Бонусы в награду за покупки
Есть и другой способ получения дополнительных плюсов от использования пластиковых карт – разного рода бонусы. Например, при оплате покупок при помощи карты «М.видео-БОНУС» Альфа-Банка можно получить 2 бонуса за каждые 3 потраченных рубля, если покупка сделана в одноименном магазине, и 1 бонус за 2 рубля при покупке в другом магазине. Набрав 30 000 бонусов, можно купить на них товар стоимостью 1000 рублей в магазине М.видео.
В ноябре 2009 года Райффайзенбанк предложил омичам кредитные и дебетовые карты совместно с МТС, а в апреле аналогичная программа появилась также в Сбербанке. При оплате покупок с помощью этих карт владельцу начисляются бонусные баллы: 300 или 600 при открытии карты (в зависимости от ее типа) и по 1 баллу за каждые 30 потраченных рублей. А если оплачивать услуги связи МТС, то 1 балл начисляется за 5 рублей. Затем эти баллы можно обменять на дополнительные минуты разговоров, SMS или подарочные сертификаты.
Несколько иначе действует программа «Мобильный бонус 10%» ВТБ 24 и компании «Билайн»: 10% сумм, потраченных на операции «Мобильный платеж», совершенные с помощью карты, возвращаются на счет клиента. И отдельного разговора требуют совместные бонусные программы с авиакомпаниями – самые востребованные на сегодня.