Дмитрий МУРАТОВ, главный редактор «Новой газеты»: «Мы не можем сократить страшный период между подготовкой материала и его публикацией»

Дата публикации: 28 апреля 2010

«С откровенной завистью слушал коллегу из США. Месяцами, годами работать над расследованием – это, конечно, серьезное конкурентное преимущество. У нас условия пожестче. Когда журналист АЛОЯН в Орле пишет про банду ТИХОНОВА, он ходит рядом с бандитами. Это не то же самое, что чиновники в американском штате. Это принципиально разная степень защищенности. Тем не менее у нас есть свои инструменты. В Москве в любом привокзальном ларьке вы можете купить любую базу данных. И если вы накладываете базу данных ГИБДД на декларации о доходах, а их накладываете на базу ЕГРЮЛ – то получаете достаточно полную картинку мира. Затем берете КоАП, открываете статью 7.1 и пишете запрос: «Уважаемый министр-губернатор, верно ли, что вы сделали это, это и это, что у вас есть такая-то сумма в банке и две бензозаправки, записанные на тещу. Просим ответить в установленный законом срок – две недели». Это, конечно, делает расследование, особенно когда дело касается крупного олигархического бизнеса, спецслужб, крайне опасным, поскольку мы идем с открытым забралом. И мы не можем сократить страшный период между готовым материалом и его выходом. Мы вынуждены ждать две недели – чиновники не имеют права не ответить. Конечно, можно было бы работать год над одним расследованием, все перепроверить. Но я считаю, что если у нас есть информация, мы ее получили, мы ее обязаны обнародовать. Это называется контроль за властью со стороны общества. Но у нас в России свыше 90% газет учреждены местными властями всех уровней. Это проблема. На днях в Омской области вышибли районщика (Сергея МАЛЬГОВКО, редактора газеты «Тарское Прииртышье» — Прим. редакции) — там вообще регулярно что-то такое происходит. Со СМИ вообще творятся странные вещи. С одной стороны, есть декларация МЕДВЕДЕВА о приверженности абсолютному плюрализму мнений, с другой стороны, вчера, например, к Жене АЛЬБАЦ (журналист, ведущая авторской программы на «Эхо Москвы» — Прим. редакции) ворвались спецслужбы для выемки документов: снять информацию о том, кто был информатором по ее материалу про ОМОН.

Мы вместе с питерским молодежным «Яблоком» учредили премию «Золотой ерш». Вы, наверно, знаете историю о том, как в Смольном администрация купила ершик для чистки унитазов стоимостью 16 тысяч рублей. Теперь у нас есть приз за самые выдающиеся госзакупки. В этом году мы вручали его за «Мерседес» одной федеральной службы – с кожаным салоном, телевизором и кондиционером. Или, например, МВД купило кровать из редких пород дерева с позолоченным балдахином. Для дома приемов. Я понимаю, что «лизинг» — это глагол в России, но иногда просто диву даешься. Появились, например, мастера, которые из крыльев тропических бабочек клеят и продают портреты МЕДВЕДЕВА и ПУТИНА».
 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2010/04/16/708721