Американец воздал должное страсти к чтению, взглянув на нее необычными глазами.
Сэм СЭВИДЖ
Фирмин. Из жизни городских низов
Роман
Пер. с англ.
М.: Иностранка, 2010 год. – 224 стр.
Тираж 5 000 экз.
Праздник для запойных читателей, книголюбов и книгопочитателей: нашелся человек (то бишь Сэм СЭВИДЖ), который понял их страсть, нынче отнюдь не почитающуюся уже высокой.
Главный герой – крысенок по имени Фирмин, которого мамаша Фло принесла однажды в помете среди тринадцати своих отпрысков. Дело было в трущобном районе Бостона. В укромном уголке книжной лавки. В гнезде, на которое пошел один из попавшихся под лапу томов, распотрошенный в пух и прах. «Милая Фло пустила на конфетти «Поминки по Финнегану». Джойс – великий писатель. Возможно, самый великий. Я был рожден, взлелеян и вскормлен на безлистых останках самого во всем белом свете нечитаемого шедевра».
Лавка, между прочим, называлась «Книги Пемброка» и представляла собой редкостное по захламленности помещение. «Одни книги тесным строем стояли под стрелками, другие валялись везде и всюду. Когда лучше узнал людей, я понял, что именно этот кавардак и приманивал в «Книги Пемброка». Они не для того сюда являлись, чтоб цапнуть книгу, выложить деньжата и слинять. Они здесь торчали часами. У них этот процесс назывался просмотром, но скорей походил на археологические раскопки, на добычу полезных ископаемых. Удивляюсь, почему они с собой не прихватывали черпаки. Копали сокровища голыми руками, увязая до подмышек, — ведь выкопать литературный самородок из кучи шлака куда приятней, чем просто зайти в магазин и его купить».
В общем, Фирмин один из всего выводка научился читать, что перевернуло его судьбу напрочь. Не так ли и с людьми?