Тридцатилетней давности книга интересна не только тем, что за нее дали нобелевку.
Эльфрида ЕЛИНЕК
Пианистка
Роман
Пер. с нем.
СПб.: «Симпозиум», 2007 год. – 448 стр.
Тираж 5 000 экз.
Если бы почитать эту книгу, когда она вышла в свет, в 1983 году, то-то было бы охов, ахов, боязливых восторгов и нескончаемых удивлений. Так у нас в Отечестве не писали. Да и переводные вещи того же пафоса в лучшем случае можно было пересчитать по пальцам. Тем не менее причина для написания подобного рода книг была всегда, невзирая на тысячелетие на дворе или общественно-политический строй. Отношения дочери и крайне деспотичной матери, задумавшей сделать из своего дитяти знаменитость, не имеют конкретной прописки, но возможны как при социализме, так и при капитализме. Ни тот ни другой не могут залезть человеку в кровать, зато и человек обречен бесконечно воевать с личными демонами в одиночку.
Как формулируют издатели в аннотации, «пианистке Эрике Кохут за тридцать. Ее отношения с музыкой, высосавшей из нее все соки, с деспотичной матерью, чьих надежд на карьеру она не оправдала, с учеником консерватории, где она работает преподавателем, — все пронизано насилием и агрессией. Оказывается, любовь может иметь форму жесткого извращения, а утонченная музыкальная культура произрастает из тех же психических аномалий, маний и фобий, что и тихое помешательство пошлейшего обывателя современного благополучного общества».
Во всяком случае, все это производит впечатление сильное. Тем более стиль госпожи ЕЛИНЕК таков, что читатель запросто может почувствовать себя кинооператором, который с завидным упорством старается запечатлеть все самые двусмысленные стороны человеческого бытия, которое в просторечии называется просто жизнью.