Наталья НИКИТИНА, коммерческий директор ООО «Алкогольная сибирская группа»: «Применительно к менеджменту в удачу я верю мало»

Дата публикации: 19 мая 2010

7 мая в Омске были подведены итоги регионального этапа одного из самых авторитетных конкурсов среди управленцев — «Менеджер года». По результатам 2009 года самыми успешными среди омских управленцев были названы двое. В том числе коммерческий директор управляющей компании «Алкогольная сибирская группа» Наталья НИКИТИНА. После подведения итогов конкурса обозреватель «КВ» Николай ГОРНОВ встретился с победителем и расспросил о специфике омского менеджмента.

— Наталья Александровна, какие у вас ощущения после победы?

— Если вспомнить пирамиду потребностей человека, где все они располагаются снизу вверх от самых простых к более сложным, то потребность в признании находится на одном из высших уровней. Естественно, когда твои заслуги оцениваются высоко – это приятно. Но все равно для меня главный критерий успеха – это результаты развития Алкогольной сибирской группы. И победа в конкурсе тоже, понятно, не мой личный успех, а успех всей нашей компании. Организаторы конкурса и не скрывали, собственно, что оценивали все в совокупности.

— Наверное, странно было бы рассматривать какие-либо качества менеджера, у которого компания едва сводит концы с концами…

— Естественно, ведь результаты работы любого предприятия напрямую зависят от того, насколько успешно работает менеджер.

— Но победа в этом конкурсе была для вас важна? Или это приятное, но не обязательное признание?

— Скажем так, те успехи, которых я добиваюсь на своей работе – они для меня важнее, чем победа в конкурсе.

— Часто приходится слышать про успешных менеджеров. Вы считаете себя таковым? И что вообще, на ваш взгляд, входит в понятие «успешный менеджер»?

— Поскольку у меня абсолютно рациональный склад ума и я ко всему подхожу рационально, то для меня понятие «успешный менеджер» раскладывается на два – успех и менеджер. Что такое успех? По общему мнению, успех – это большой труда плюс удача. Применительно к менеджменту в удачу я, наверное, верю мало. «Подковы приносят удачу только подкованным». Для меня успешный менеджер – это результативный менеджер. А результативному менеджеру часто приходится не ждать удачу, а добиваться своего вопреки обстоятельствам.
А если говорить о результатах, по которым, как правило, измеряют успех, то планка здесь у каждого своя. Для одного успех – это покупка нового пальто. Для другого – избрание президентом страны. Чем мне импонирует именно наша компания – тем, что она ставит перед собой очень высокие цели. И когда этих целей достигаешь, то с полной уверенностью можешь считать себя успешным. Теперь о понятии «менеджер». У меня, кстати, по университетскому диплому специальность «менеджер». Менеджер есть управленец. Вспоминаются чьи-то слова, что работа менеджера состоит в том, чтобы узнать у подчиненных, что именно нужно сделать, а потом создать такие условия, чтобы они сами все это и сделали. Это основная суть.
Кроме этого, результативного менеджера отличает умение брать на себя ответственность и талант выбирать из множества альтернативных вариантов единственно правильный.
Для меня как для менеджера еще очень важно понимать что те задания, которые я даю, выполнимы и как именно они выполнимы. Но последнее, наверное, нельзя отнести в целом к теории классического менеджмента.

— Ваш стиль управления именно такой?

— Надеюсь, что да. У нас сегодня только в системе продаж «Пяти озер» и «Кедровицы» заняты порядка 600 человек, которые работают по всей нашей стране и даже в других странах, и если все они работают как единый механизм, а марка «Пять озер» занимает сегодня второе место в России по объемам продаж, то я, видимо, могу считать себя результативным менеджером.

— Непросто, наверное, управлять таким количеством региональных представительств?

— В любом деле есть своя специфика. Развитие нашей компании было таким стремительным и бурным, что мы в течение нескольких лет опережали даже свои самые оптимистичные планы. И в это время, естественно, все ресурсы направлялись в маркетинг и в продажи, а управление несколько отставало. Сейчас мы подошли к тому моменту, когда нам необходимо усовершенствовать бизнес-процессы, связанные с работой региональных представительств, и разработать более совершенные регламенты. Как раз этим мы и занимаемся в настоящее время — внедряем новое программное обеспечение в сфере управления бизнес-процессами. Но вообще, на мой взгляд, нам удалось создать очень хорошую команду в регионах. Региональных представителей мы собираем в Омске дважды в год на аттестацию и обучение, и я вижу, насколько они все пронизаны корпоративным духом, как гордятся, что работают именно в нашей компании.

— Какие свои управленческие решения вы считаете наиболее удачными?

— Те решения, которые привели к хорошим результатам, естественно.

— Тогда сформулируем вопрос иначе. Какими результатами вы гордитесь?

— Как управленец, я горжусь многим. Когда я занимала должность директора по развитию, то могла считать себя лучшим директором по развитию на всем мировом алкогольном рынке, поскольку марка «Пять озер» три года подряд занимала первое место среди всех водок по темпам роста в мировом рейтинге Drinks International. Горжусь тем, что мне удалось собрать команду, с которой мне комфортно работать, которая очень результативна и так же заряжена на выполнение целей, как и я. Как маркетолог, я горжусь признанием тех брэндов, которые мы создали – «Пять озер» и «Кедровица». Причем признанием и в профессиональной среде и на рынке. А как омичка, я горжусь тем, что мы смогли доказать, что можно быть федеральным лидером отрасли, имея и производство, и штаб-квартиру в Омске.

— А ошибочные управленческие решения у вас были? И если были, то какие именно?

— Глупо было бы утверждать, что я никогда не ошибалась. Неверным решением я считаю, например, вывод марки «Национальная валюта» на федеральный уровень. На волне успеха «Пяти озер» мы думали, что у нас будет получаться все, и несколько переоценили свои силы. В Омске «Национальная валюта» была, конечно, сильным брэндом. Но чтобы даже из самой прекрасной и сильной марки получился федеральный брэнд, в ней должна быть заложена мощная идея. Такой идеи «Национальная валюта» не содержала. Эта марка и сегодня продается в регионах, и даже неплохо продается, принося компании стабильный доход, но результат совсем не тот, на который мы рассчитывали изначально. И этот опыт, я думаю, научил нас многому. Без ошибок не бывает успеха. Были у меня и другие неверные управленческие решения, более мелкие, тем не менее неприятные. Некоторые наши партнеры, например, которым я доверяла и верила, они повели себя во время финансового кризиса, мягко говоря, непорядочно, и сегодня мы решаем с ними вопросы в судах. Особенно неприятно, что я знала этих людей лично и до последнего момента верила, что они нас не подведут. Но они подвели в итоге. И это тоже был для меня хороший опыт.

— С какими результатами Алкогольная сибирская группа завершила первый квартал 2010года?

— Во всяком случае, лучше, чем в среднем по отрасли. Объем продаж вырос по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Неплохо мы смотримся и на фоне главных наших конкурентов. Первые итоги вывода на рынок «Пяти озер» после редизайна тоже очень неплохие. От экспертов и аналитиков маркетингового и алкогольного рынков ни одного негативного отзыва я не слышала. Наоборот, все относятся к новому дизайну «Пяти озер» очень позитивно. Надеемся, что так же хорошо воспримет наш новый продукт и потребитель. Судя по первым продажам в Омске, новый продукт оправдает наши ожидания.

— Зачем «Пяти озерам» понадобился редизайн, если этот брэнд и так продается хорошо? Хотели привлечь к нему дополнительное внимание?

— И привлечь внимание, и увеличить продажи. Вообще законы маркетинга говорят, что на определенной стадии жизненного цикла торговой марки некоторые изменения полезны. Кроме всего прочего, мы ведь закладывали в новый дизайн идею максимальной защищенности бутылки от подделки. Мы только эскизы новой бутылки больше года прорабатывали. Защитили ее патентами. Теперь она не только визуально красива, но и абсолютно уникально ложится в руку,сделана с учетом всех анатомических особенностей руки. Последние, можно сказать, веяния маркетинга – когда продукт имеет не только визуальный, но и тактильный образ.

— Какого прироста ожидаете к концу года?

— По «Пяти озерам», с учетом обновления, у нас запланирован прирост на 10%. По «Кедровице» — на 40%. Мы сейчас работаем над обновлением дизайна «Кедровицы», а когда новая этикетка будет готова, сразу начнем активное продвижение.

— Ваша дочь видит свою маму хотя бы иногда?

— Когда я возглавляла управление регионального развития, то большую часть времени проводила, конечно, в командировках. Помнится, у нас в компании устроили конкурс детского рисунка. Все рисовали своих мам. Кто-то нарисовал маму в фартучке, кто-то с цветами. А моя дочь нарисовала маму с огромным чемоданом. Но эти сложности, к счастью, уже остались позади. Теперь она видит меня намного чаще. И все вечера, и все свободное время я стараюсь проводить с ней. Причем, как мне кажется, она оказывает на меня серьезное влияние, позволяя мне чувствовать себя не менеджером, а просто счастливой женщиной.  



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2010/05/19/324372