Евгений ФРЕЗОРГЕР: «Я думаю, что уйду работать туда, откуда пришел во власть, – в бизнес »

Дата публикации: 19 мая 2010

Со вчерашнего дня 18 мая Евгений ФРЕЗОРГЕР ушел в отставку с должности вице-мэра и директора департамента городской экономической политики администрации города Омска, которую занимал с апреля 2005 года. В последний день на рабочем месте Евгений Анатольевич дал интервью корреспонденту «Коммерческих вестей» Льву АБАЛКИНУ.

— В связи с чем произошла ваша отставка?
— Это была моя инициатива, и я доволен принятым решением.
— Ходили слухи, что вы заявили мэру, что выросли из просто замов до первого зама.
— Слухов ходило самых разных множество. Но у нас в администрации города решения о кадровых назначениях всегда принимал и до сегодняшнего дня принимает только один человек – мэр Омска Виктор ШРЕЙДЕР. Мы обсуждали всевозможные варианты еще с сентября прошлого года. Но у меня есть определенное видение по дальнейшему своему развитию: нельзя зацикливаться и пребывать все время в одной какой-то точке, а то может и глаз замылиться. Я думаю, что уйду работать туда, откуда пришел во власть, – в бизнес. Есть определенная группа компаний, которые были созданы достаточно давно. Есть семейный бизнес – Евразийский университет. Есть личные какие-то дела. Есть семья. Кресло чиновника не бывает вечным. Я считаю, что был и остаюсь в команде мэра Омска. И с Виктором Филипповичем меня связывают добрые отношения.
— В какой сфере работает группа компаний, где вы предполагаете работать?
— Она охватывает несколько направлений: есть ряд проектов, связанных с нефтяной отраслью — с газозаправочными станциями, есть ряд связанных со строительством, с операциями с недвижимостью — они у меня были сформированы раньше, и сегодня оказались в несколько «подвисшем» состоянии. Буду ими заниматься, потому что кадровая проблема всегда, к сожалению, стоит у многих руководителей. Я передавал этот бизнес в управление и не вникал в него, но настал момент, когда необходимо вмешаться самому, а работать здесь и вмешиваться было бы неправильно.
— Ваше решение связано c тем, что вы на этой должности сделали все, что могли, и дальнейшего роста не видите?
— Всегда можно сделать что-то большее. Были какие-то успешные вещи, другие были менее успешные. Но в целом нашей команде удалось сделать достаточно много. Начиная с самого департамента городской экономической политики, который в 2005 году был одним самых слабых в администрации Омска, а за последние 5 лет научился крепко стоять на ногах.
— Почему исполняющим обязанности руководителя департамента назначен Сергей СИНДЕЕВ, а не первый ваш заместитель Ольга ЛАРЕНКОВА?
— Постановление об исполнении обязанностей подписывает мэр города, а не ФРЕЗОРГЕР. Сергей Викторович пришел в администрацию из предпринимательской среды, он достаточно неплохо ориентируется в проблемах развития бизнеса на территории Омска. И уже немало по своему направлению сделал. В части поддержки предпринимательства – наша городская программа, думаю, дала неплохой старт: за 2-3 последних года мы смогли значительно расширить возможности этой поддержки и прилично увеличить суммы, несмотря на финансово тяжелые для бюджета Омска годы. А для того чтобы еще больше упростить решение проблем малого и среднего бизнеса, в конце мая открывается муниципальный центр поддержки предпринимательства.
— Зачем такой центр? Есть ведь областной бизнес-инкубатор, областные фонды поддержки и развития. Может, лучше как-то работать совместно, а не разделять помощь предпринимателям на областную и городскую?
— В этом плане с министерством экономики у нас нормальные рабочие взаимоотношения. Но здесь не идет разговор о дублировании. Даже в части предоставления субсидий есть формы поддержки, которые дает область, но не даем мы, и наоборот. Работа нашего центра будет принципиально отличаться от услуг, которые предоставляются бизнес-инкубатором или областным фондом поддержки.
— Как?
— Муниципальный центр, в отличие от бизнес-инкубатора, не будет предоставлять бесплатно или по льготным расценкам в аренду помещения, но он будет оказывать, в частности, консультативную, юридическую и, может быть, даже бухгалтерскую помощь в части открытия своего бизнеса. Кроме того, с его помощью предприниматели Омска на бесплатной основе смогут поучаствовать очно или заочно в российских выставках, которые идут по нашему плану.
— Кстати, у города есть доля в выставочном центре «Интерсиб». Есть ли какие-то планы по участию муниципалитета в этой организации?
— «Интерсиб» – это частная компания.
— У которой есть доля города и области. Город связывает или связывал с «Интерсибом» какие-то перспективы?
— Нет. В части проведения совместных мероприятий с «Интерсибом» мы готовы всегда работать и с ним, и с любой аналогичной организацией. Я думаю, что в перспективе городская доля будет выставлена на торги.
— Несколько странно слышать название департамента – городской экономической политики, когда большинство субъектов экономической деятельности на территории Омска муниципалитет регулировать не вправе – большей частью это структуры федеральные.
— Конечно, по формальному признаку основной наш земельный налог не зависит от того, работает завод или не работает. Однако зарплату, которую рабочие получают на этом заводе и с которой тоже платят налоги, они потратят не в Китае, а здесь, в Омске, а значит, эти деньги пойдут на развитие других предприятий, обслуживающих горожан. Это с одной стороны. Но с другой, вполне можно влиять на экономическую деятельность организаций и индивидуальных предпринимателей, изменяя размер земельного налога или, скажем, плату за присоединение к объектам Водоканала. Это разве не влияние? Я уже не повторяю о возможностях муниципалитета по развитию малого и среднего бизнеса — это ведь и выделение земли, и множество других вещей. С участием департамента решаются вопросы по выделению федеральных денег на различные программы – все эти заявки подготавливаем от муниципалитета мы.
— Как вы можете прокомментировать факт возбуждения уголовного дела в отношении директора департамента дорожной деятельности и благоустройства Владимира КАЗИМИРОВА и начальника вашего управления муниципального заказа Александра МУНГАЛОВА?
— Есть компетентные органы – они разберутся. Если докажут, то самые жесточайшие выводы будут предприняты в отношении наших работников. Но на данный момент решения суда об их причастности нет. Поэтому говорить о том, что кто-то прав, а кто-то не прав, было бы неправильно. Если выяснится, что органы не правы, мы попросим их, чтобы это было публично озвучено.
— Нередко видно, что в муниципальных конкурсах участвуют аффилированные друг с другом фирмы.
— Пример приведите.
— Ну, тот же Русантон.
— Уже прошли времена, когда в условиях конкурса можно было сформировать непонятно какие требования к допуску. Федеральный закон 94-ФЗ четко и жестко определил, что можно смотреть у конкурсантов, а что нельзя. Мы не имеем права требовать в условиях, чтобы у участника было, например, два крана, три самосвала и еще какая-то техника. Закон говорит четко: срок, цена, гарантия качества, и если речь идет об определенном объеме работ, то информация, что ранее фирма выполняла работы аналогичного объема. Все! Других требований мы предъявлять не имеем права. А если предъявим, то юристы любой, даже самой маленькой компании, в течение недели оспорят торги в УФАС. Каждый член комиссии, как минимум, получит по 50 тысяч рублей штрафа, а решение будет отменено.
В конкурсе по Новой Чукреевке, который проходил два года назад, например, совершенно формально выиграла фирма, зарегистрированная в Горно-Алтайске, в общежитии, в составе которой два работника. По цене с 500 миллионов рублей они упали до 350 миллионов. И попросили аванса миллионов 50. Каковы должны были быть наши действия? Ведь по закону они должны были победить. А если бы они предложили за работы стоимостью в полмиллиарда 20 миллионов рублей, закон тоже был бы на их стороне. Мы долго судились с ними. По той же Новой Чукреевке изначально заявлялись несколько компаний: и омские предприятитя, и ханты-мансийская компания. Но почему они потом не появились на аукционе и не подняли руку?
— Известно почему.
— Мы можем, конечно, догадаться, что, возможно, состоялся сговор между участниками размещения. По ряду торгов некоторые из них потом выступают субподрядчиками на объекте у победителя конкурса. Или аукционы по продуктам питания, мы писали уже о них в УФАС: заявляются на аукцион до 10 участников, но по конкретному лоту только один поднимает руку, все остальные просто сидят. Почему? Можно опять-таки предположить, что состоялся сговор. Но доказать это очень трудно.
— Многие говорят, что в Омске покупательная способность и бюджетная обеспеченность на одного жителя меньше и предпринимательство менее активно. Но почему?
— Несколько лет назад я в очередной раз был в Москве в Министерстве экономического развития. Тогда обсуждался вопрос по открытию у нас производства автомобилей «Тойота», которое позже начало строиться в Санкт-Петербурге. Где рынки сбыта этих машин? В центральной части России. Цена электроэнергии у нас непринципиально отличается, цена рабочей силы – тоже не настолько принципиально, чтобы покрытьлогистические издержки по доставке автомобилей из Омска в основные точки потребления. Это все и решило. Причин отставания Омска много. До сих пор, например, сказывается, что Омск в советские годы был закрытым городом и развивал в то время в основном оборонную, а не гражданскую продукцию.
— Сколько лет уже прошло...
— Негативный отпечаток этого будет оставаться еще не один год. В тех городах, которые были ориентированы на гражданскую продукцию, вокруг заводов возникло множество малых вспомогательных предприятий, у нас с этим было сложнее.
Впрочем, много зависит от позиции федерального центра, который расставляет приоритеты. С одной стороны, это предпочтенияк тем, кто сам инициативен и готов вложиться, но практика, наша омская тоже, показывает: не всегда эти инициативы бывают поддержаны. Я вас уверяю: случись сегодня решение о переносе в Омск центра Сибирского федерального округа, в течение полугода гарантированно ситуация здесь будет совсем другая.
— Министры областного правительства обнародовали свои справки о доходах. Предполагается ли такая публикация на уровне муниципалитета?
— Не совсем ко мне вопрос, конечно. Такие решения принимаю не я. Насколько я знаю, такая публикация предполагается. Я здесь никаких тайн не вижу. Доходы всегда должны быть законными – это самое главное. Человек должен зарабатывать адекватно труду, который он вкладывает. Хочу извиниться, что привожу в качестве примера налоговую службу, но нельзя платить налоговому инспектору, который отвечает за принятие решений и контролирует исполнение этих решений, оклад 4800 рублей в месяц. Я нисколько не сомневаюсь в порядочности и честности подавляющего большинства этих инспекторов, но это потенциальный коррупционный риск. Чиновник должен держаться за свою зарплату и понимать, что если он с этого места уйдет, то он потеряет много.
 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2010/05/19/826845