Как считает директор ООО «Фирма «Алекто-Электроникс» Андрей СУРКОВ, средиземноморский климат благоприятен не только для отдыха, но и для работы.
Справка «КВ»
Крит — самый большой греческий остров и пятый по величине остров в Средиземном море. Расположен в 110 километрах от Европы, в 175 километрах от Азии и в 300 километрах от Африки. Омывается тремя морями — Ионическим, Ливийским и Эгейским. Площадь острова 8336 кв. километров. Длина береговой линии 1046 километров. Население — 650 тысяч человек (по данным на 2005 год). Почти половина населения (275 тысяч человек) проживает в самом крупном городе Крита — Ираклионе.
Подавляющее большинство омских предпринимателей рассматривают Грецию только как место отдыха. Но, несмотря на очевидные сложности в греческой экономике, у этой страны есть и чему поучиться. Тому, например, как государству следует относиться к частному бизнесу. В начале мая, в самый разгар греческого кризиса, директор ООО «Алекто-Электроникс» Андрей СУРКОВ со своими компаньонами побывал на Крите и буквально за три дня зарегистрировал там малое предприятие. А теперь готов поделиться своим опытом и с читателями «КВ».
Андрей СУРКОВ: "Форточка в Европу"
Нас многие спрашивают: почему мы хотим открыть предприятие в Греции? Ответ на этот вопрос достаточно прост. Если для кого-то и Омская область слишком большая, то для нас и вся Россия слишком мала. Чтобы продавать оборудование большими объемами, нам требуется выход на нормальные рынки, где будут востребованы наши разработки в области тестирования и восстановления аккумуляторных батарей. И мы выбрали, с нашей точки зрения, самый простой способ попасть на европейский рынок — организовать в одной из европейских стран собственное предприятие, через которое можно будет продвигать и свою продукцию.
А поскольку денег у нас не бесконечное множество, то было принято решение открыть для начала именно малое предприятие — автомастерскую, которая будет специализироваться на ремонте сложной автоэлектроники. Такая автомастерская, во-первых, сможет за пару лет себя окупить (мы рассчитываем уложиться в 20 млн рублей), во-вторых, она будет одновременно и офисом, и складом, и шоу-румом, где наши потенциальные европейские клиенты смогут увидеть оборудование по восстановлению аккумуляторов в действии. В-третьих, нам просто нравится Крит. И своими размерами, и своим мягким климатом, и своим крайне низким уровнем преступности.
Если организовать при автомастерской промежуточный склад, завезти туда крупную партию продукции, то можно будет потом спокойно отгружать ее по всей Европе небольшими объемами без всяких таможенных барьеров (отправлять небольшие объемы через нашу таможню — смерти подобно). Да и на Крите, на наш взгляд, у нас найдутся покупатели. Конечно, назвать это окном в Европу весьма сложно, но форточкой — вполне.
Как мы выбирали участок под автомастерскую
Греки — народ очень хороший. Но работать они действительно не любят. Хозяин земельного участка, который мы присмотрели под строительство своей будущей автомастерской, тоже хотел построить там автомастерскую. Но купил он участок на кредитные деньги, немного не рассчитал (или рассчитал, но не точно), а потом у него что-то не заладилось, кредит закончился, нового не дали, и идея собственного бизнеса, в итоге, благополучно умерла. Задолженность по кредиту у него оказалась дичайшая, и даже больше, чем мы рассчитывали, но отступать было уже поздно.
Да и очень уж нам этот конкретный земельный участок приглянулся. Находится он недалеко от центра города Ираклиона. Проектная документация на автомастерскую уже имеется. Есть и все согласования. За бюджетный счет местные власти пообещали подвести к нашему объекту электричество, воду и канализацию. Одна дорога к участку уже построена, и будет строиться еще одна. В общем, мы подумали и ударили с продавцом по рукам. Даже торговались не слишком. Бывший владелец земли ничего особенно от этой сделки не выиграл, но и не потерял ничего, а это в сегодняшних условиях уже хорошо, если учесть все сложности экономической ситуации в Европе вообще и в Греции в частности. Теперь хотя бы все долги за него выплатим мы.
Как мы получали греческие ИНН
Получение греческого ИНН — это вообще наипервейшая задача для любого иностранца, который хотел бы зарегистрировать открытое предприятие. Без греческого ИНН никакой иностранец не будет считаться греческим налогоплательщиком и не сможет, соответственно, стать собственником бизнеса. Вся сложность с получением ИНН понятная. Греческий налогоплательщик — он ведь получает не только все права гражданина Греции, кроме права голосовать, но и автоматически становится гражданином Европейского союза. Поэтому у греческих властей возникают и вполне обоснованные сомнения. А вдруг, мол, эти русские хотят на халяву получить гражданство?
Такие вопросы налоговые инспекторы, понятно, и нам задавали во множестве. Но в налоговой за нас вступились местные депутаты и местная полиция. Муниципалы быстро прониклись, что в нашем лице они могут получить не только нового налогоплательщика, который начнет отчислять в муниципальную казну деньги, но еще и предприятие, которое будет работать в сфере экологии. Ведь наше оборудование, которое увеличивает срок службы аккумуляторов (в том числе автомобильных), автоматически улучшает состояние окружающей среды за счет уменьшения загрязнения свинцом и кислотой. Так что с идентификацией нас в качестве греческих налогоплательщиков проблем, в итоге, не возникло. Мы получили свои ИНН в рекордно короткие сроки — за три часа
Конечно, чистым экспериментом наш опыт считать нельзя. За три дня мы бы точно не успели объяснить властям Крита все особенности бизнеса, который мы хотим вести в Греции, поэтому всю предварительную работу по убеждению депутатов провел заранее наш компаньон из числа местных жителей. Тем не менее даже на таком примере уже хорошо заметна разница между народными избранниками на Крите и в России. Депутаты на Крите — они какие-то совершенно другие. И как только избранники народа узнавали, что речь идет о народном благе, то есть об экологии, они старались оказать нам максимальное содействие на любом уровне.
Как мы регистрировали предприятие на Крите
Мы, если честно, не очень-то и рассчитывали, что нам удастся решить все вопросы за три дня. Совсем наоборот. Рассчитывали мы на различные трудности, которые нам придется мужественно преодолевать, на разные препоны со стороны местных властей. Мы же не с Марса, и не настолько наивные. Мы прекрасно понимаем, чем закончилась бы попытка любых иностранцев зарегистрировать в Омске свое предприятие за три дня. В лучшем случае, ничем. Но критские власти, могу вас заверить, оказались на высоте. Они, конечно, сильно удивились, когда узнали, что русские хотят зарегистрировать предприятие с открытыми учредителями, поскольку подавляющее большинство русских регистрируют в Греции предприятия с номинальными учредителям. Потом они еще раз сильно удивились, когда узнали про автомастерскую, поскольку все русские инвестируют исключительно в туристическую инфраструктуру, приобретая гостиницы и рестораны. Но это удивление нам и помогло в итоге.
Автомастерская с точки зрения критских властей — это практически производство. И отношение к нам было соответствующее. Подготовленные местным адвокатом учредительные документы зарегистрировали в торгово-промышленной палате Ираклиона буквально за час. Следующий шаг — публикация в местной прессе, после чего нашему предприятию был присвоен ИНН и оно получило возможность заключать сделки (до этого все сделки подписывались от имени учредителей). И что еще меня удивило, так это традиция во всех учредительных документах и во всех договорах указывать профессию учредителя. Сначала, конечно, было непривычно читать о себе в многочисленных бумагах, что я не просто какой-то там СУРКОВ Андрей Юрьевич, а именно инженер-электрик СУРКОВ Андрей Юрьевич, но потом я высоко оценил плюсы этой традиции. Если бы у нас в России во всех учредительных договорах указывали профессию, то было бы гораздо проще решать проблему с фирмами-однодневками. Если учредитель у какой-то компании бомж, то так и надо записывать — бомж.
Как мы заключали сделку с недвижимостью
Максимальная открытость всех сделок с недвижимостью для Греции – это норма. Наш адвокат, который оформлял нам договор на приобретение земельного участка, просто заходил в налоговую инспекцию, в фонды, в банк, и ему без всяких проблем выдавали информацию о продавце заинтересовавшего нас земельного участка. Причем не через неделю получал информацию и не на следующий день, а буквально сразу. Подавал запрос и тут же получал информацию, что у нашего продавца было три кредита, что он является крупным должником и по налогам, и по платежам в страховой фонд. Еще выяснилось, что наш продавец не совсем чист на руку и у него даже арестовывали имущество в 1988 году. В общем, налоговая порекомендовала нам быть осторожными при заключении этой сделки. И мы этому совету последовали, естественно. И когда потом повторно сели за стол переговоров с продавцом, то разговор у нас был уже совершенно иной.
И все возможные риски мы изначально прописали в договоре. И теперь мы спокойны. Теперь если у нас возникнет хотя бы малейшее подозрение, что продавец нас пытается ввести в заблуждение (а в Греции введение в заблуждение является серьезным основанием для расторжения сделки), то продавец вернет не только все уплаченные нами деньги, но и обязан будет возместит нам все затраты. Вообще в Греции договор на приобретение земельного участка составляется весьма тщательно. Описывается не только сам приобретаемый земельный участок со всей его длительной историей, но и все соседние с ним участки с их тоже немалой историей и их обременениями описываются тоже. А это как раз то, о чем нам неоднократно приходилось спорить с омскими судьями. Греки вполне обоснованно считают, что если на участке земли что-то происходит, то это обязательно должно быть согласовано с владельцами всех соседних участков. Но в Омске об этом никто даже слушать не хочет. В отличие от Греции в России вообще редко кто из представителей властей любого уровня пытается понять, что такое частная собственность и для чего она нужна. А если даже пытаются, то исключительно в своих интересах.
Правда, до вступления в силу договора нам еще предстоит пройти через судебный процесс по снятию обременения с нашего земельного участка. Банк, у которого земля в залоге, вообще-то не против сделки, но порядок есть порядок. Такие вопросы положено решать в суде. И мы тоже не против. Заодно и проверим, насколько хорошо работает в Греции судебная система. Мне почему-то кажется, что она работает там быстрей, чем в Омске. Во всяком случае, банкиры в Греции работают не в пример оперативней своих омских коллег. Причем, когда мы открывали свой расчетный счет в греческом банке, все было сделано не только быстро, но и совершенно бесплатно. И карты Visa нам выдали сроком на пять лет, а не на год. И доступ к своему счету мы получили через интернет-банк совершенно бесплатно.
(Окончание в следующем номере)
Андрей СУРКОВ