Пейзаж после коррекции

Дата публикации: 02 июня 2010

Май на всех мировых рынках прошел весьма бурно и эмоционально. Коррекция, которая началась еще в апреле, продолжалась почти до конца мая. Российский фондовый индекс РТС с максимума в 1570 пунктов снижался до отметки в 1230 пунктов, а в целом потерял за месяц более 11%. Впрочем к концу мая инвесторы взяли себя в руки, рынок дружно пошел вверх, и к началу июня индекс РТС почти добрался до отметки в 1390 пунктов. Как уверяют аналитики, коррекция все еще не вышла за разумные рамки, поскольку глубина ее вполне соответствует длительности предыдущего восходящего тренда. О том, что двигало российский рынок акций в мае, а также о перспективах на июнь «КВ» рассказал директор департамента клиентских операций ЗАО «Октан-Брокер» Дмитрий ВОРОНИН (инвестиционная группа «ОКТАН»).

Тенденции

В принципе, российский фондовый рынок в мае не выделялся ничем. Коррекции в равной степени затронула всех. Снижение отмечалось на всех мировых торговых площадках, в том числе и на товарных биржах. Главным поставщиком негатива была по-прежнему Европа. Финансовые проблемы в странах еврозоны только разрастаются, и инвесторы осознали, наконец, истинный масштаб долгов. А когда поняли, что все улучшения будут носить лишь временный характер и рано или поздно Евросоюзу придется решать вопрос о реструктуризации долгов наиболее проблемных стран, то сразу задумались о следующей кандидатуре на дефолт после Греции.

Пришло к инвесторам понимание и нестабильности выстроенной финансовой системы Евросоюза. Финансовая система США, при всех ее недостатках, имеет, как оказалось, большую степень устойчивости, и в мае многие уже всерьез стали обсуждать слухи о том, какая именно страна первой выйдет из еврозоны и вернется к своей национальной валюте. Рассуждали и на тему заката эпохи евро в качестве мировой валюты. Но пока инвесторы так и не нашли ответа на вопрос, что же будет дальше, поэтому стараются, как могут, минимизировать риски, выводя деньги из наиболее рисковых рынков в самые надежные инструменты – американские казначейские обязательства.

В списке рисковых рынков уже по традиции оказалась и Россия. И хотя в отличие от европейских стран явных проблем с госдолгом у России нет, но снижение цены на сырьевых рынках побудило инвесторов отказываться и от рублевых активов. Причем колебания в настроениях инвесторов были настолько частыми и сильными, что котировки отдельных бумаг могли за одну торговую сессию упасть на 10%, а на следующий день – вернуться на прежние уровни. Впрочем движущий фактор всех рынков – ликвидность. А ликвидность сегодня накопилась в мировой финансовой системе весьма значительная, так что беспокоиться пока не о чем. Денег в мире еще много.

Лидеры и аутсайдеры

Нефтяной сектор в прошлом месяце плавно перешел из состояния стагнации, в котором он находился в марте и апреле, в состояние коррекции. Газпром снижался наравне с рынком, потерял около 10% и торговался на конец месяца по 159 рублей за акцию. Чуть меньше потеряли в цене бумаги Роснефти. Начинали они с уровня 240 рублей, а закончили месяц на 225 рублях. ЛУКойл, который был в начале прошлого месяца на уровне в 1650 рублей, за месяц похудел более чем на 10% и в начале июня торговался уже по 1480 рублей. Кроме цен на нефть на котировки лидера нефтяного сектора продолжают оказывать отрицательное влияние планы стратегического инвестора – ConocoPhillips. В мае американская нефтяная компания уже избавилась от 2%-го пакета акций ЛУКойла и обещает дальше следовать тем же курсом. А на Сургутнефтегаз и Роснефть негативное влияние оказывает не совсем понятная ситуация с экспортными пошлинами на нефть, добываемую в Восточной Сибири.

Кроме всего прочего, квартальная отчетность многих российских нефтяных компаний оказалась намного хуже, чем ожидали аналитики. Значительно ниже прошлогодних показателей были финансовые результаты и у Сургутнефтегаза, от которого традиционно ожидали хороших дивидендов. Но, похоже, эпоха больших дивидендов по привилегированным акциям Сургутнефтегаза заканчивается, и реально сегодня остается лишь одна нефтяная компания, акционеры которой могут рассчитывать на достойные дивидендные выплаты, — Татнефть. Но ликвидность бумаг Татнефти, увы, оставляет желать лучшего.

Ситуация в мае была непростой во всех секторах, но даже на таком фоне были заметны явные аутсайдеры. Наибольшие потери в стоимости бумаг отмечались в секторах, которые ориентированы на внутренний спрос. Фаворит банковского сектора, Сбербанк, потеряв в апреле 10% от своей капитализации, продолжил снижение и в мае, пока не достиг целевого уровня, которого от него и ожидали, – 65 рублей за акцию. Правда, к концу мая Сбербанк немного отыграл потери и завершил месяц на уровне 70 рублей, но при этом мы не исключаем вероятности повторного снижения котировок Сбербанка и в июне. Цена в 65 рублей для этой бумаги представляется нам более справедливой.

Несколько лучше чувствовали себя акции телекоммуникационного сектора. В марте межрегиональные телекомы дружно подросли, в апреле они так же дружно сходили вниз, но идея будущего объединения всех телекомов в единый Ростелеком все же дает этому сектору определенную устойчивость при коррекционных движениях рынка. Однозначно лучше рынка были и бумаги ГМК «Норильский никель». И хотя в течение месяца акции производителя цветных металлов вели себя очень волатильно, совершая краткосрочные и непредсказуемые движения, но по итогам месяца они все же вышли в ноль, что на фоне других бумаг металлургического сектора, потерявших в мае по 20-25% от стоимости, можно считать достойным результатом.

Впрочем, акциям Северстали, НЛМК, ММК, Мечела и других металлургов помогли в снижении не только рыночные реалии, но и заявления высших лиц государства, которым премьер-министр российского правительства поручил разобраться с резким повышением в мае внутренних цен на прокат. Видимо, металлурги ожидали сезонного роста спроса на свою продукцию от строительной отрасли, но в результате только потеряли в капитализации.

Ну а в лидеры выбилась ОКГ-4. Котировки бумаг генерирующего предприятия в мае не только не снизились, а даже приросли почти на 10%. Впрочем такой серьезный рывок вперед объясняется не более чем спекулятивным интересом, который был вызван перестановками в составе эмитентов, включенных в расчет фондового индекса Morgan Stanley – MSCI Russia. В конце мая из расчета этого индекса были полностью исключены бумаги «Газпром нефти» в силу их низкой ликвидности, был снижен вес Сбербанка, увеличен вес Роснефти и Газпрома. Бумаги ОГК-4 в индекс были включены впервые, и результат не заставил себя долго ждать.

Прогнозы и перспективы

Майская коррекция открыла весьма привлекательные уровни по многим бумагам, и по ряду позиций цены привлекательны уже сейчас. А по остальным коррекция возможна и в июне. Если ориентироваться на настроения американского рынка, то высока вероятность, что в первой половине июня российский рынок опять сделает поворот и вернется на майские минимумы. И этого момента мы советуем не пропустить. Второго столь удачного шанса купить высоколиквидные бумаги по минимальным ценам до конца этого года может и не представиться.

Не очень опытным инвесторам не рекомендуем распыляться, набивая свой портфель всем подряд, поскольку высокая диверсификация портфеля снижает степень управляемости активами. И еще категорически не советуем пытаться угадать дно рынка. При той высокой изменчивости, которая наблюдается сегодня на рынке, попытки поймать минимумы ничем хорошим не закончатся. И когда в итоге вы поймете, что минимум уже упущен, придется покупать бумаги по цене на 10-15% дороже, чем их можно было бы приобрести. А наиболее привлекательные уровни в июне выглядят, на наш взгляд, таким образом: Сбербанк – 65 рублей, Газпром – 145-150 рублей, ЛУКойл – 1400-1420 рублей, Роснефть – 200 рублей.

Из второго эшелона есть смысл присмотреться к бумагам Уралкалия, а также к акциям телекомов и энергетических компаний. У энергетики, на наш взгляд, еще есть потенциал снижения, как минимум, на 10-15%, после чего бумаги этого сектора станут значительно интересней. Бумаги ОГК-4 после резкого скачка в мае в значительной мере исчерпали свой потенциал для роста, поэтому советуем обратить внимание на акции других ликвидных генерирующих компаний – ОГК-2 и ОГК-3. Конечно, лето – это период снижения деловой активности, но сезонность – это тоже не догма. Тем более в этом году, когда первый месяц лета может стать самым благоприятным месяцем для вхождения в рынок.
 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2010/06/21/peyzazh_posle_korrektsii