25 и 26 мая в Омской области состоялось выездное заседание Совета при Президенте РФ по делам казачества, на котором рассматривались самые актуальные вопросы для некогда служивого сословия Российской империи. О том, чем сейчас занимается казачество в Омской области корреспонденту «КВ» Сергею ЧЕРНАКОВУ рассказал атаман Сибирского казачьего войска Сергей ТОЛМАЧЕВ.
— Сергей Максимович, у вас довольно богатый профессиональный опыт на разных должностях, а когда вы осознали свою причастность к казачеству?
— Я родился в казачьей семье и всегда осознавал свою причастность к казачеству. Когда в 90-х годах в России началось его возрождение, у меня не было мысли становиться атаманом или занимать какую-либо высокую должность. В декабре 1992 года я пришел в Региональный центр по связям с общественностью и написал заявление на вступление в омский отдел общественной организации Союза сибирских казаков. В 1994 году после регистрации общественного объединения «Сибирское казачье войско» я стал работать уже там. Тогда же меня назначили заместителем атамана омского отдела Союза казаков РФ. В 1996 году предложили должность первого заместителя атамана Сибирского казачьего войска (СКВ), а в 1999 году выбрали атаманом. С тех пор в течение трех сроков меня переизбирают на эту должность. В 2006 году для консолидации казаков России и проживающих на постсоветском пространстве была создана международная организация «Союз сибирских, уральских семиреченских казаков», где я также стал атаманом.
— Вы упомянули о своей семье. К какому поколению казачества принадлежите?
? По материнской линии ПОПОВЫХ мои предки пришли в Сибирь с дружиной Ермака 400 лет назад. Подтверждение этому я нашел в трудах известного краеведа и историка Сибирского казачьего войска Георгия КАТАНАЕВА, где он пишет о ПОПОВЫХ, которые также осваивали сибирские края. Моя мама назвала меня в честь своего дяди Сергея ПОПОВА, который во время Первой мировой войны участвовал в боях на русско-турецком фронте в составе Первой казачьей бригады. По отцовской линии фамилия ТОЛМАЧЕВЫХ также имеет старинные казачьи корни. В своей книге «На рубеже Китая», выпущенной в Париже в 1939 году, «белый» генерал Петр КРАСНОВ целую главу посвятил родному брату моего деда Григорию ТОЛМАЧЕВУ. Так что я унаследовал богатые семейные традиции. А вообще потенциал казачества в Сибири очень большой. По большому счету, это казачий край, потому что первым русским населением за Уралом были именно казаки. Я разговаривал с историками, и они отмечают, что у каждого второго русского человека на территории Сибири есть казачьи корни.
? Вы называете себя войском. У вас действительно сформированы военные части?
? В данном случае войско здесь подразумевается не как армейское подразделение, а как традиционное место проживания казачества. Однако вся казачья атрибутика — форма, шашка, нагайка — у нас должна быть. Это прописано в Уставе Союза казаков РФ. Мы носим традиционную казачью одежду в отличие от реестровых казаков, у которых она в соответствии с указом президента страны приближена к армейским стандартам.
? Кто такие реестровые казаки и чем они отличаются от ваших?
? Реестр — это список казаков, которые приняли на себя обязанности по несению госслужбы. Исторически реестровые казаки появились в Польше по указу короля. Они были приближены к трону. В одноименной повести Гоголя Тарас Бульба воевал именно с такими польскими казаками. В Сибирское казачье войско входят в основном потомственные казаки, которые не состоят на службе.
? Почему?
— Для нас государственная служба на сегодняшний день не актуальна. Объясню, почему. Чтобы нести госслужбу, необходимо воспитать одно-два поколения казаков, которые бы себя неразрывно олицетворяли с казачеством. В данный момент оно только начинает возрождаться. В конце июня исполнится 20 лет со дня проведения первого учредительного круга Союза казаков РФ. С этого момента, по сути, в нашей стране и началось возрождение. Считаю, что в данный момент главная задача для всех нас заключается в популяризации культуры казаков. Особенно среди молодежи. А служба никуда не денется. Второй момент — отсутствует закон о казачестве, который бы ставил нас в правовое поле. Если мы говорим о государственной службе, тогда должна быть и соответствующая программа поддержки казачества. Например, существовать госзаказ на службу казаков. На эти цели, естественно, должно выделяться финансирование. Пока этого ничего нет.
— В Омске существует еще одна казачья общественная организация — Сибирское войсковое казачье общество, члены которой находятся в государственном реестре. Они привлечены к госслужбе?
— В 1996 году во время президентских выборов власти нужны были голоса. Видя, что казачество уже набирает силу, в целях привлечения дополнительного электората было создано Главное управление казачьих войск при Президенте РФ. И тогда казакам была обещана государственная служба. Выборы закончились, а служба так и не появилась. Потом Главное управление было преобразовано в Управление казачьих войск, а позже и эта структура была упразднена. Проявился советник президента по вопросам казачества, которым тогда стал герой России, генерал-полковник Геннадий ТРОШЕВ. Сейчас уже образовали Совет при Президенте РФ по делам казачества. Государство пытается помочь в возрождении казачества, однако никакой государственной службой оно нас пока не наделило, хотя и существует список, или реестр казаков. У организации, про которую вы спрашиваете, никакой службы нет. Фактически это такая же общественная организация, как и наша.
— Чем в данный момент занимается Сибирское казачье войско?
— Начну с того, что в СКВ входят казаки из 8 регионов – Ямало-Ненецкого автономного округа, ХМАО, Тюменской, Омской, Новосибирской, Томской и Кемеровской областей, а также Алтайского края. Всего около 25 тысяч человек. Кроме того, открыты отделения нашей организации на территории Казахстана. В Омской области работают отделения СКВ в 10 муниципальных районах. Это около трех тысяч человек. Все эти люди олицетворяют себя с казачеством. Они учатся, работают, служат, но когда необходимо, участвуют в мероприятиях СКВ. Основная миссия нашей организации – возрождение истории, культуры, традиций, обычаев и духовно-нравственное воспитание молодежи. Мы работаем с общеобразовательными школами, ПТУ, вузами. Где возможно, создаем казачьи классы, музеи и фольклорные коллективы. Очень тесно работаем с Омским филиалом РГТЭУ, где я являюсь профессором. Отмечу, что мы входим в общественный совет при администрации Омска, я являюсь председателем общественного совета при УФСИН по Омской области, членом общественного совета при УВД по Омской области, а также членом рабочей группы Совета при Президенте РФ по делам казачества по Омской области. СКВ также сотрудничает со многими региональными общественными организациями и культурными центрами.
— На какие средства существует ваша организация?
— Согласно нашему уставу предусмотрены членские взносы. Их размер чисто символический — 60 рулей в год. Каждое отделение СКВ само собирает деньги и тратит их на собственные нужды. Помимо этого, есть люди, которые нам помогают. Они работают во власти, силовых структурах, есть и предприниматели, к которым мы обращаемся.
— Как вы относитесь к инициативе губернатора Леонида ПОЛЕЖАЕВА по созданию в Омской области казачьих поселений?
? Я считаю, что все возможно. Однако к этому вопросу нужно подходить осторожно, потому что массовое оказачивание ни к чему хорошему не приведет. Если сегодня набрать случайных людей, которые на самом деле не чувствуют себя казаками, и разместить их в поселениях, то они в скором времени разбегутся. Такой пример уже был, когда в начале 90-х годов в массовом порядке создавались казачьи охранные предприятия, на первом этапе не облагаемые налогами Люди туда приходили, чтобы заработать деньги. Ты идешь по улице, встречаешь такого охранника и говоришь ему: «Здорово, брат казак!». А он тебе: «Я уже не казак, я уволился из охраны». С поселениями такого не должно происходить. В целом я вижу динамику в развитии казачьего движения в нашей стране. Сам факт того, что был создан совет при президенте и утверждена концепция государственной политики в отношении российского казачества, где указаны основные направления его развития, говорит о положительных тенденциях. Кстати, в последнее время стали появляться слухи о том, что в 2012 году после выборов главы государства будет проведен общероссийский круг Союза казаков, на котором верховным атаманом хотят выбрать президента России.
— И что вы думаете по этому поводу?
? Выскажу свое мнение. Когда у нас был православный царь, то он являлся помазанником божьим, а наследник престола — верховным атаманом. Потому что казачество формировалось на основе православия, которое является его духовной опорой. Вне православия казачество существовать не может. Сейчас мы живем совершенно в других условиях и в многонациональной стране. Насколько будет корректно президенту становиться атаманом, я не знаю.
— Какие важные решения были приняты на недавно состоявшемся заседании Совета при Президенте РФ по делам казачества?
— В основном на заседании рассматривались вопросы госслужбы. Ключевые проблемные вопросы, о которых я говорил выше, не решены. Говорить можно долго, но, повторю, без закона о казачестве и программы господдержки в казачьей жизни ничего не изменится.
? Чем занимаетесь в свободное время?
? Свободного времени не так уж много. Даже в выходные я езжу в районы и другие регионы по делам нашей организации. А так я люблю почитать историческую литературу, особенно связанную с казачеством. Оказывается, ты многого можешь не знать. У меня есть дача, где я люблю прогуливаться по берегу Оми.