Читая про бывшую советскую интеллигенцию, можно запросто повысить общеобразовательный уровень.
Александр ГЕЛАСИМОВ
Рахиль: Роман с клеймами
Серия « Лауреаты литературных премий»
М.: Эксмо, 2010 год. – 320 стр.
Тираж 5 000 экз.
Разговаривают два героя. Один – правоохранитель, со временем уйдет в бизнес. Другой – интеллигент, бывший любовник его нынешней любовницы. Разговаривают о том, как можно предугадать, чем кончится фильм. Это очень просто – говорит бывший любовник нынешней любовницы, профессор филологии: «… Простой анализ структуры. У каждого героя своя функция и свои мотивы. Как только и то и другое исчерпано, автору приходится его убивать. Если это хороший автор. У плохого все может тянуться до бесконечности, поскольку он не понимает ни мотивов, ни функций. Тогда читатель или зритель скучает. Аналитику определить этот момент в тексте совершенно нетрудно».
У профессора, в общем-то, скучная, но весьма разветвленная жизнь, как в хорошем сюжете. Пятьдесят четыре года, две бывших жены, любовница-студентка (тоже теперь бывшая), двадцатилетний сын, беременная невестка. Тоже студентка: сообразительная, симпатичная и подворовывающая в супермаркетах по причине отсутствия денег. Мизерная собственная зарплата. В общем, полный набор: у каждого героя своя функция и свои мотивы. Аналогичные жизненные извивы читатель запросто может найти в ближнем или не самом далеком окружении. Профессор – человек не слишком удачливый, но зато добрый, за что и терпит всякий раз. Опять же, у него есть отдушина, которая его и спасает: удивительная способность абстрагироваться от окружающего, погружаясь в нирвану размышлений. Как узнать, что в последней перестрелке убьют только главного цэрэушника? Это тоже не сложно: «Перед стрельбой он единственный снял пиджак. Это вопрос колористики. На белой рубашке кровь выглядит намного эффектней – поэтому режиссер специально его раздел. А в момент попадания пуль, если ты помнишь, сцена перешла в режим замедленной съемки. Это можно назвать актуализацией ключевого события за счет задержки в развитии композиции. Гете, кажется, называл это «ретардацией». Точно не помню».
Как утверждают издатели, на Парижском книжном салоне Андрей ГЕЛАСИМОВ был признан самым популярным во Франции российским писателем. В 2008 году вышел его роман «Степные боги», за который в следующем году писатель получил премию «Национальный бестселлер».