22 июня в Омском государственном цирке сменилось руководство. Прежний директор Борис ГРИГОРЕНКО, который приехал в Омск в феврале 2009 года, ушел по собственному желанию, и теперь во главе филиала Российской государственной цирковой компании омский юрист Елена АГАФОНОВА. Спустя два дня после официального назначения она согласилась встретиться с обозревателем «КВ» Николаем ГОРНОВЫМ и рассказать о перспективах Омского государственного цирка.
— Елена Филипповна, предыдущие руководители цирка, насколько я помню, были из цирковых работников и деятелей культуры. Вы – юрист. Что произошло? Изменилась цирковая политика?
— Сменилось руководство Российской государственной цирковой компании, пришла новая, молодая команда, изменилась, конечно, и политика. Омский цирк – не постановочный. Это, по большому счету, имущественный комплекс, которым нужно грамотно управлять. Мы предоставляем артистам площадку для проведения гастролей, помещения для репетиционного процесса, реализуем билеты, обеспечиваем наполняемость зала и за счет выручки от продажи билетов обеспечиваем проживание артистов и поддерживаем в рабочем состоянии имущественный комплекс. Для всего этого руководителю цирка не обязательно иметь отношение к культуре. Я — администратор и менеджер.
— А почему все-таки вы, юрист, согласились возглавить цирк?
— Почему согласилась? Потому что я омичка. И Омский цирк для меня – это место дорогое и любимое, которое я помню с детства. Мне хочется, чтобы его былая слава возродилась. Чтобы для сегодняшних юных омичей цирк опять стал местом притягательным.
— Ваша кандидатура на эту должность была ведь не единственной?
— Нет, выбирали, насколько я знаю, из четырех кандидатур. Почему руководство Российской государственной цирковой компании остановило свой выбор на мне? я не знаю. Но думаю, что такое решение – это большой аванс. И я постараюсь доверие оправдать.
— Предыдущему директору Омского цирка приходилось почти все время бороться за его выживаемость. Сейчас уже можно сказать, что наш цирк устоял?
— Время действительно было тяжелое. За тот период, пока цирк не работал, произошло, если можно так сказать, некоторое его выпадение из процесса. И удар по имиджу был существенный. Если почти год все СМИ пишут о том, что цирк несет в себе опасность, то это не может не отразиться на имидже. И одна из наших главных задач на сегодняшний день – донести до зрителей, что цирк вовсе не является опасным местом.
— Какие еще задачи перед вами стоят сегодня?
— Если говорить об имущественном комплексе, то перед нами стоит задача по содержанию его в рабочем состоянии до того момента, когда начнется реконструкция, которая запланирована в рамках мероприятий по подготовке к 300-летию Омска. Если говорить о стратегии, то она требует серьезных изменений. Цирк всегда был местом, куда дети приходили, чтобы посмотреть цирковое представление. Сегодняшнему дню такая концепция уже не соответствует. Цирк должен стать полноценной досуговой площадкой, где у детей будет возможность заняться чем-то для них интересным и до представления, и в перерывах, и после представления. Сегодняшних детей уже мало чем удивишь, и этому высокому требованию сегодняшнего зрителя нужно соответствовать.
— А как это – соответствовать?
— Вот сейчас, например, у нас работает шоу-программа «Суахили». Вот это, на мой взгляд, уже цирк XXI века — не разрозненные номера с жонглерами, акробатами и клоунами, а увлекательное цирковое шоу с единой драматургией, с современным звуковым и световым оформлением, современными костюмами, с использованием компьютерных технологий. В этой программе, например, используется лазерное оборудование, стоимостью практически в 50 миллионов рублей. Акустическое оборудование тоже соответствующее. И таких качественных, интересных, зрелищных программ нам нужно побольше.
— Успешность цирка, если я правильно понимаю, зависит от труппы. Значит, между цирками должна быть и конкуренция за качественные программы.
— Безусловно, конкуренция между цирками есть, как и вообще есть конкуренция в артистической среде.
— Наверное, непросто добиться, чтобы в Омск приезжали только самые кассовые программы?
— Это задача из задач, над которой мы сегодня тоже работаем. Могу сказать, что уже принято решение о том, что в Омск до конца года приедет на гастроли цирк на льду. Это безусловный фаворит, который на сто процентов обеспечит высокую наполняемость зала.
— Но вы же филиал. И распределением программ занимается единая Российская государственная цирковая компания...
— Определенная самостоятельность в этом вопросе все равно у нас есть. И если программа не выдерживает, с нашей точки зрения или с точки зрения зрителей, определенного творческого уровня, то мы имеем право пригласить представителя Российской государственной цирковой компании и принять решение о том, чтобы заменить программу. С 15 июля у нас в Омске будет на гастролях шоу под управлением ШИРОКАЛОВА, я точно знаю, что это хорошая программа, сегодня эти артисты выступают в Тюмени и собирают там полные залы. Ну а вообще в дальнейшем я намерена просматривать лично все программы, которые планируются для показа в Омске.
— В смысле, будете приезжать в другие города и смотреть?
— Да. Программа, которая планируется в Омске на сентябрь, она сегодня работает в Кемерове, и я планирую туда съездить.
— Тогда возникает вопрос субъективности критериев оценки качества...
— Для меня главный критерий, конечно, — наполняемость зала. Количество проданных билетов — это тоже показатель интереса со стороны зрителей.
— Наполняемость зала Омского цирка за последние полгода вас устраивает?
— В марте-апреле, когда в Омске работала программа «Жираф-шоу», зал был наполнен на сто процентов. Был, можно сказать, полнейший аншлаг. Май — это традиционно провальный месяц, поэтому в расчет его можно не брать. Сейчас наполняемость зала — 70-80%. Для июня, я считаю, очень неплохой показатель. Нужно ведь принимать в расчет и такой фактор, как короткое сибирское лето. После длинной зимы в выходные хочется и на природу поехать, и в парк ребенка сводить, и на дачу вырваться. В таких условиях посещаемость может обеспечить только высококачественное шоу, такое, как «Суахили».
— А прецеденты уже были, когда Омский цирк прерывал чьи-то гастроли?
— Нет, прецедентов пока не было, и, я думаю, их не будет, просто мы станем еще более вдумчиво подходить к этому вопросу, чтобы в Омск приезжали артисты только самого высокого уровня.
— Ощущает ли Омский цирк конкуренцию со стороны мобильных цирков типа шапито?
— Конечно. Вот сейчас в Омске работает дельфинарий. И существенное количество наших зрителей он оттянул. Там стоимость билета, насколько я знаю, порядка 700 рублей. И если пойти семьей, то это минимум 2 тысячи рублей получается. В один месяц сводить ребенка и в дельфинарий, и в цирк — это уже не все могут себе позволить.
— Сейчас, насколько я знаю, в здании цирка арендаторов нет. А будут?
— Будут. Задача такая перед нами поставлена руководством Российской государственной цирковой компании – привлекать арендаторов, инвесторов. Простой пример – буфеты. Сейчас это прилавки, на которых что-то там продается типа воды. Естественно, мы будем искать арендаторов, которые смогли бы сделать в помещении цирка красивые и привлекательные буфеты. И над этим я буду работать в первую очередь. Скажу больше, мне на это дали всего неделю.
— В Омском цирке часто проходили концерты певцов и разных творческих коллективов. Продолжится ли эта традиция?
— Нам бы хотелось, естественно, чтобы в цирке проходили гастроли не только цирковых коллективов. Но проблема в том, что на нас тоже влияет общая кризисная ситуация. И не все артисты могут сегодня собрать полный зал. Недавно вот пытались провести концерт Екатерины ШАВРИНОЙ, так пришлось организаторам гастролей отменить этот концерт, поскольку продано было очень малое количество билетов. Но мы в любом случае не намерены отказываться от такой деятельности, поскольку она может приносить дополнительный доход.
— Когда, кстати, планируется начать реконструкцию Омского цирка?
— На 2011-2012 годы реконструкция уже запланирована в четырех цирках Российской государственной цирковой компании. Омский цирк – следующий на очереди. Это получается 2013 год, никак не раньше.
— Реконструкция ведь предполагается с закрытием цирка. И на какой срок?
— Срок будут зависеть от многих факторов. Но реконструкция займет не меньше года, я думаю.
— Не могу не поинтересоваться у вас как юриста о налоге на землю. Раньше у цирка возникали вопросы по поводу высокой ставки и накапливались долги...
— На сегодняшний день земельного участка у нас нет, поэтому вопросов по поводу налога на землю тоже не возникает. Раньше Омский цирк был государственным учреждением культуры, а сейчас стал федеральным казенным предприятием, и в процессе смены формы собственности земельный участок был изъят из оперативного управления учреждения культуры. Здание уже оформлено и передано в оперативное управление федерального казенного предприятия, а теперь на очереди земельный участок. Когда передадут его в оперативное управление, тогда мы опять будем плательщиком земельного налога.
— А старые долги?
— Долгов у цирка нет. Мы отстояли в судах свою позицию.
— Вижу, что взгляд на перспективу у вас достаточно оптимистичный...
— Безусловно. Цирк — очень древнее искусство и, поверьте, проживет еще очень долго.
— Кроме работы у вас, конечно, есть и другие увлечения. Какие?
— Я люблю читать. И если появляется время, то читаю все подряд. Последняя книга, например, которую я прочла, — это был роман Евгения ГРИШКОВЦА «Асфальт». Есть у меня и дача, на которой я ничего не выращиваю, но люблю там отдыхать. Правда, с новой должностью будет еще трудней вырваться на дачу. За последнюю неделю я только в Москву четыре раза слетала.