Федеральный бюджет не торопится возмещать омским автодилерам затраты по реализации автомобилей на дисконтных условиях, предусмотренных Программмой по утилизации вышедших из эксплуатации автомобилей на территории Омской области. Эту проблему обсудили 29 июня 2010 года в областном министерстве экономики на совещании о ходе реализации программы.
Согласно программе омичи могут в обмен на старую машину получить сертификат, дающий право приобретения нового автомобиля со скидкой в 50 тысяч рублей. Автодилер, предоставляя дисконт, согласно условиям программы после завершения сделки получает эту сумму из федерального бюджета. В программе участвуют 13 омских компаний-автодилеров российских и зарубежных автозаводов и две компании-утилизатора — ООО «Трансмет» и ООО НПО «Мостовик».
По словам замминистра экономики Омской области Татьяны СПИРИДОНОВОЙ, для автодилеров реализация программы пока является убыточной, так как Минпромторг задерживает выплаты — из необходимых на данный момент для реализации программы в Омской области 140 млн рублей пока федеральным бюджетом выделено лишь 3,7 млн рублей.
По словам Александра НАЧИНЕННОГО, коммерческого директора ОАО «Омск-Лада», компанией в рамках программы продано 527 автомобилей и принято 2560 заявок. До 1 октября 2010 года «Омск-Лада» планирует продать на таких условиях еще 700 машин. Работает компания в связке с «Мостовиком». Александр ЯСТРЕБОВ, руководитель отдела продаж компании «Сибавтомаркет», тоже посетовал на невозврат средств Минпромторгом. В «Сибавтомаркете» наибольших трудностей ожидают в июле-августе 2010 года — на эти месяцы запланирован основной объем реализации машин по программе, а головной офис компании в Москве не дает отсрочек по перечислению платежей. И если федеральный бюджет не начнет вовремя перечислять средства, компании-автодилеры, реализуя социальную программу, рискуют оказаться в сложном финансовом положении.
По данным областного минэкономики, сдают на утилизацию в основной массе отечественнные автомобили производства 1980-х годов — ВАЗ-2104, ВАЗ-2106 и ВАЗ-2107, а приобретают взамен утилизированных новые ВАЗ-2105 и ВАЗ-2107. Однако данные Александра ЯСТРЕБОВА этой статистике противоречат: по его словам, взамен старых автомобилей в «Сибавтомаркете» омичи покупают машины средней ценовой категории — по цене 400-450 тысяч рублей. Так, наибольшим спросом в этом автосалоне, по словам ЯСТРЕБОВА, пользуется автомомбиль Renault Logan.
В компаниях-утилизаторах сложностей с финансированием программы не возникает: чтобы сдать автомобиль на утилизацию, собственник авто платит 3000 рублей. А утилизатор самостоятельно разбирает машину и направляет на переработку. Пока нет возможности перерабатывать только стекло и автошины. «Мостовиком» в рамках программы уже принято 130 машин, из которых 80% разобрано. Вторая компания, работающая в этом сегменте, — ООО «Трансмет» сопровождает собственника авто от начала и до конца — не только принимает автомобиль, но и помогает в снятии его с учета в ГАИ, в выборе нового автомобиля. Такой подход, по мнению ЯСТРЕБОВА, существенно облегчает работу автодилера. К приему старых авто подготовило площадку и ООО «Втормет». По словам менедержа компании Ларисы РАЧАПОВОЙ, работать Втормет пока не может по одной лишь причине: документы на лицензию по переработке, поданные компанией в Минпромторг РФ еще в мае, до сих пор не рассмотрены.