Развитие рынка сотовой связи идет, как известно, в полном соответствии с законами гегелевской диалектики – по спирали. И на каждом очередном витке нас, потребителей, хотят удивить чем-то новым. Но и о главном маркетинговом преимуществе, ценовом, операторы мобильной связи тоже не забывают, периодически устраивая демпинги и показательные ценовые войны, что не может, естественно, не отразиться положительно на общем уровне цен на сотовую связь. Очередное обострение конкурентной борьбы произошло в июне 2010 года, когда на омских потребителей одно за другим посыпались интересные предложения, и «КВ», естественно, не смогли обойти этот факт стороной. Как и в прошлом году, все лучшие тарифные предложения, которые были сделаны омичам четверкой сотовых операторов (МТС, «Билайн», «Мегафон», «Теле2») были нами внимательно проанализированы и протестированы в реальных условиях. Итоги теста перед вами.
Построение
Для тестирования эксперты «КВ» приобрели SIM-карты со следующими тарифами: «Разоблачение» («Билайн»), «Ценокос» («Теле2»), «СуперНоль» (МТС) и «Бесплатные звонки» («МегаФон»). Первые три тарифных плана были выведены на рынок в июне 2010 года. «Бесплатные звонки» от «МегаФона» – в середине мая. Все вышеперечисленные тарифы позиционируются операторами как суперэкономные. Понятно, что массовые тарифы предназначены для потребителя, которому мобильный Интернет без надобности, а важна ему возможность разговаривать без помех и как можно дешевле, поэтому в ходе тестирования мы применяли тот же алгоритм, как в прошлом году, когда экспертами «КВ» тестировались тарифы «антикризисного призыва» (см. «КВ» № 7 от 25 февраля 2009 года).
Напомним, что с целью проверки качества связи и реальной стоимости голосового трафика эксперты «КВ» подключали по очереди все четыре флагманских тарифа и обзванивали друзей и знакомых, экспериментируя на суперкоротких звонках (длительностью до 1 минуты), на коротких звонках (до 3 минут) и на относительно длинных (до 10 минут). С каждого телефона мы звонили на номера всех четырех операторов, а после каждого звонка стоимость разговора вносили в итоговую таблицу. То есть на каждом тарифе мы сделали по 12 звонков и выговорили почти по часу.
SIM-карты для тестирования приобретали, как и в прошлый раз, в произвольно выбранных специализированных точках продаж. Поскольку все операторы предлагают готовые пакеты с разными суммами на балансе и разными бонусными программами, то все тарифы мы привели к единому знаменателю в 100 рублей, а бонусы не подключали. SIM-карту «Билайна» со 100 рублями на балансе мы приобрели за 120 рублей. У МТС первоначальный баланс был в 70 рублей, поэтому на карту, которую мы купили за 90 рублей, пришлось добавить еще 30 рублей. Итоговые расходы составили те же 120 рублей, что и у «Билайна». SIM-карту от «МегаФона» с балансом в 50 рублей мы купили за те же самые 50 рублей и добавили на баланс еще 50 рублей – в результате 100 рублей обошлись нам по номиналу. За карточку «Теле2», на которой было 90 рублей, отдали 100 рублей и добавили на баланс еще десятку.
МегаФон: «Бесплатные звонки»
Условия тарифного плана, который «МегаФон» вывел на омский рынок 14 мая, изложены на сайте оператора несколько запутанно, поэтому пришлось разбираться с ним на ходу. В итоге оказалось, что все изложенное соответствует действительности, вот только информация была ловко перевернута маркетологами «МегаФона» с ног на голову (что неудивительно, впрочем, поскольку маркетологи этого оператора и раньше отличались неуемной фантазией). Бесплатные звонки абоненты «МегаФона» действительно могут совершать, но при этом разговор не тарифицируется только в сети омского «МегаФона» и только в строго определенный промежуток времени – с пятой по тридцать четвертую минуту. За звонки на все остальные сотовые номера региона оператор снимает по 99 копеек за минуту.
Каких-либо больших сюрпризов и подводных тарифных камней экспертам «КВ» выявить не удалось, но мелочь, вызывающая недоумение, была. В подключенных по умолчанию услугах оказались, например, какие-то «4 минуты» и «30 минут» до 30 июня. Что это такое — так для нас и осталось тайной. На сайте оператора никакой информации по этому поводу найти не удалось. А в остальном — тариф как тариф. В прошлом году у «МегаФона» были предложения ничуть не хуже. Когда в феврале 2009 года эксперты «КВ» протестировали при аналогичных исходных параметрах тариф «Твое Время», то после трех туров у нас на балансе из 100 рублей осталось 53 рубля. У нового тарифа «Бесплатные звонки» получился почти такой же результат. Остаток на балансе после трех туров – 54,46 рубля. Правда, цену перехода на «Бесплатные звонки» «МегаФон» сделал вполне демократичную – 30 рублей, так что абоненты этого оператора вполне могут поэкспериментировать.
Билайн: «Разоблачение»
Первый в Омске тариф для массового рынка, который самим оператором позиционируется в качестве антимаркетингового. Никаких, мол, недосказанностей, никаких маркетинговых уловок, звездочек и мелкого шрифта в описании условий. Просто голая цена – 30 копеек за минуту исходящего голосового трафика на все мобильные номера операторов Омской области, которая действует с 1 июня 2010 года 24 часа в сутки и 365 дней в году. Предложение настолько же щедрое, сколь и малореальное, если учесть снижение доходности оператора на таком тарифе, поэтому у экспертов «КВ» до самого последнего мгновения оставались сомнения. Но после тестирование все сомнения рассеялись. В полевых условиях тариф «Разоблачение» показал себя молодцом. Как оказалось, реальные условия эксплуатации полностью соответствуют заявленным. Разговор любой длительности с любым абонентом мобильной связи в Омской области действительно тарифицируется по 30 копеек за минуту.
Прошлогодний флагман «Билайна», тариф «Фурор», тоже был весьма интересен. В ходе прошлогоднего тестирования он тоже показал достойный результат (после трех туров из 100 рублей на нашем балансе осталось 85,48 рубля). Но своей сильной стороной «Фурор» поворачивался к тем абонентам, кто любит говорить подольше, но не более 10 минут за один раз. А тариф «Разоблачение» хорош своей универсальностью и полной прогнозируемостью. После 12 разговоров с друзьями и знакомыми (общей длительностью 56 минут) с нашего баланса оператор списал ровно столько, как мы и рассчитывали — 16,8 рубля. Единственная, пожалуй, зацепка для критиков – невозможность перехода на этот тариф без смены номера. И ворчание на форумах, и недовольство старых абонентов «Билайна» по этому поводу вполне понятно. Как понятно, впрочем, и направление, в котором мыслил омский «Билайн», определяя именно такие условия. Как любой агрессивный и дешевый тариф «Разоблачение» предназначен в первую очередь для внешнего мира, то есть для оттягивания абонентов от других операторов, которым менять свой номер придется при любом раскладе.
Теле2: «Ценокос»
Тариф, который стал, собственно, ответом на вызов «Билайна», поскольку появился на рынке в начале июня, да и рекламная акция не оставляет сомнений в метафизическом родстве «Ценокоса» и «Разоблачения». Новый флагманский тариф шведский телекоммуникационный холдинг позиционирует уже не только как уникально дешевый, но и как антимаркетинговый. Мол, никаких скрытых платежей и никаких звездочек, то есть полный ценокос – 25 копеек за минуту с первой минуты разговора. Формально правила игры соблюдены – самый дешевый оператор дает 25 копеек против 30 у конкурента. Но при этом рекламные плакаты и постеры скромно умалчивают, что такая стоимость — это для разговоров внутри сети «Теле2 Омск». А исходящие вызовы на других омских операторов сотовой связи – 1,8 рубля за минуту.
Естественно, когда эксперты «КВ» поставили «Ценокос» в равные условия с тарифами операторов «большой тройки», то не могли не обратить внимания на его бросающиеся в глаза недостатки. После 12 тестовых звонков на нашем балансе от первоначальных 100 рублей осталось всего 20,9 рубля (см. табл). Впрочем почти такой же результат (остаток на балансе после 12 звонков – 21,29 рубля) показал в прошлогоднем тесте и «Настоящий фурор» от «Теле2 Омск», что вовсе не повлияло на имидж оператора, которого массовый абонент как считал самым экономичным и народным, так и продолжает считать. А тем абонентам, кто все-таки устал и хотел бы чего-то новенького, оператор предлагает «Ценокос». Переход на новый тариф не только возможен, но и недорог – всего 20 рублей. Так что кому тариф действительно будет интересен – так это абонентам Теле2, которые по определению звонят на своего оператора чаще, чем на других.
МТС: «СуперНоль»
На самом деле новый тариф от МТС, который был выведен на рынок 21 июня, трудно назвать новым, поскольку сам «СуперНоль» известен уже, как минимум, полтора года, эксперты «КВ» его даже тестировали, но теперь, когда МТС обновили и подработали параметры этого тарифа, обновленный «СуперНоль» вполне может сойти за новое тарифное предложение. В старом «СуперНоле» за первую минуту звонка на любой омский мобильник оператор снимал с абонента 1,2 рубля. Со второй по пятую минуту разговор был бесплатным, а шестая и последующие стоили опять 1,2 рубля. Все было достаточно просто, и по результатам прошлогоднего тестирования экспертами «КВ» этот тариф получил заслуженное второе место в общем зачете, когда после 12 разговоров разной продолжительности у нас на балансе от 100 рублей оставалось 67,6 рубля.
После ристайлинга «СуперНоль» стал еще более привлекательным и лояльным к своим владельцам. Теперь первая минута на все омские мобильные номера стоит 60 копеек. Со второй по шестую минуту можно говорить бесплатно, и только с седьмой минуты разговора оператор начинает снимать по 1,2 рубля за минуту. Идея как бы вполне понятная и заслуживающая всяческого одобрения. Тем более что в полевых условиях тариф показал себя с лучшей стороны, да и остаток на балансе после тестирования (см. табл.) был выше, чем в прошлом году — 73,6 рубля. Понятным плюсом идет и открытый переход с других тарифов (правда, стоит он недешево — 100 рублей). Но эксперты «КВ» не могли не заметить и минусы. При переходе на тариф нулевые по стоимости звонки на все мобильные со второй по шестую минуту (как обещает реклама) для действующих абонентов просто недоступны. Для получения нуля им придется подключать к тарифу дополнительную услугу «Ноль на все мобильные», то есть заплатить плюсом еще 17 рублей. Зато для новых абонентов, в число которых попал и корреспондент «КВ», по умолчанию оказалась подключенной услуга «Мой регион», которая сейчас бесплатна, но с августа будет стоить 1 рубль в сутки. Деньги, понятно, небольшие, но неприятный осадок остался. Как-то нехорошо со стороны МТС постоянно держать своих абонентов в тонусе.
Утомленные связью
Уже по традиции за разъяснениями и комментариями к операторам мы обращаться не стали (пусть они за это не держат на нас зла), поскольку рядовой абонент перед и после покупки SIM-карты едва ли будет обращаться за консультацией к руководству МТС, «Теле2», «МегаФона» или «Билайна». Вот и мы проверяли флагманские тарифы на стойкость, опираясь исключительно на собственные потребительские впечатления и на ту информацию, которую нашли в абонентских разделах официальных сайтов. Как и в прошлом году, нас порадовало приличное качество связи (тестирование проводилось стационарное, без перехода из соты в соту). Не возникло претензий и к точности биллинга. Деньги со всех абонентских счетов снимались без нареканий, ровно за то время, которое мы были в эфире.
В общем денежном зачете, как нетрудно заметить, в лидеры вышел тариф «Разоблачение» от «Билайна» (см. табл.), который, несмотря на несколько откровенную рекламную акцию, показал себя и самым универсальным и самым дружественным к потребителю, и самым экономичным. Вообще говоря, редкий случай, чтобы все совпало. Весьма неплохой результат показал и обновленный «СуперНоль» от МТС. Для тех, кто внимателен к мелочам и говорит всегда от трех до шести минут, это очень интересный вариант. Ну а по поводу «Ценокоса» от лидера омского рынка можно сказать только одно — не все абоненты Теле2, видимо, нуждаются в звонках на все городские мобильные номера. Некоторые предпочитают общение исключительно внутри сети (семьи, корпорации, деревни), а сеть у Теле2, как известно, самая большая. Состоит она, если верить сотовым аналитикам, почти из половины жителей Омской области, пользующихся сотовой связью. Так что маркетинговая направленность «Теле2 Омск» именно на своих абонентов вполне понятна. Лидеру рынка уже не нужны резкие движения. Ему бы удержать имеющуюся абонентскую базу.
Впрочем мнение и выводы экспертов «КВ» не истина в последней инстанции, никого и ни в чем мы убеждать или разубеждать не намерены. Выводы каждый имеет право делать сам.
Результаты тестирования флагманских тарифов
омских операторов сотовой связи (в рублях)
Первый тур: звонки продолжительностью до 1 минуты (55-57 секунд)
Тестируемые тарифы На телефоны МТС На телефоны «Теле2» На телефоны «Билайн» На телефоны «МегаФон» Стоимость звонков за один тур Остаток на счете
«СуперНоль» 0,6 0,6 0,6 0,6 2,4 97,6
«Разоблачение» 0,3 0,3 0,3 0,3 1,2 98,8
«Ценокос» 1,8 0,25 1,8 1,8 5,65 94,35
«Бесплатные звонки» 0,99 0,99 0,99 0,99 3,96 96,04
Второй тур: звонки продолжительностью 3 минуты (2 минуты 56 секунд)
«СуперНоль» 0,6 0,6 0,6 0,6 2,4 95,2
«Разоблачение» 0,9 0,9 0,9 0,9 3,6 95,2
«Ценокос» 5,4 0,75 5,4 5,4 16,95 77,4
«Бесплатные звонки» 2,97 2,97 2,97 2,97 11,88 84,16
Третий тур: звонки продолжительностью 10 минут (9 минут 56 секунд)
«СуперНоль» 5,4 5,4 5,4 5,4 21,6 73,6
«Разоблачение» 3 3 3 3 12 83,2
«Ценокос» 18 2,5 18 18 56,5 20,9
«Бесплатные звонки» 9,9 9,9 9,9 0 29,7 54,46