Сергей ЕФИМОВ, председатель правления "Сибирского купеческого банка": "Увеличение уставного капитала даст нам возможность участвовать в крупных инвестиционных проектах"

Дата публикации: 14 июля 2010

Один из наиболее успешных омских банков — «Сибирский купеческий банк» в текущем году укрепил свои позиции на рынке. Существенно увеличил уставный капитал и добавил к уже имеющимся филиалам в Москве и Тюмени две точки присутствия – в Нижнем Новгороде и Воронеже. Подробнее об этом обозревателю «КВ» Оксане МИРОНОВОЙ рассказал председатель правления банка Сергей ЕФИМОВ.

— В текущем году «СибКупБанк» увеличил уставный капитал в два раза — до 400 млн рублей. Чем вызвана политика банка по стремительному наращиванию капитала?

— Это стратегия, которая была заявлена акционерами банка в 2009 году, — увеличить уставный капитал до 1 млрд рублей к 2012 году. Эта сумма дает банку достаточно широкие возможности, в частности, участие в госпрограммах. Допустим, Государственно-таможенный комитет принимает гарантии банков с уставным капиталом не менее 1 млрд рублей. Учитывая, что один из акционеров банка тесно связан с логистическим бизнесом, имеет свои логистические склады, в том числе в Финляндии и Эстонии, он заинтересован в этом капитале.

— Как банк планирует распорядиться полученными деньгами? Вы намерены увеличить объемы кредитования?

— Уставный капитал — это реальные деньги, которые банк получает для своего развития и размещает в активы. Сегодня норматив кредитования на одного заемщика – это четверть капитала банка. При капитале в 1 млрд рублей мы получим лимит в 250 млн на одного заемщика. Соответственно, банк сможет участвовать в более серьезных инвестиционных проектах, кредитовать крупные предприятия в случае их потребности в деньгах.

— Наверное, вложений потребуют и ваши новые филиалы в Нижнем Новгороде и Воронеже. Почему выбраны именно эти площадки?

— Мы традиционно открываем филиалы в регионах, в которых есть бизнес-интересы наших акционеров. Это сразу дает нам преимущество в клиентской базе, поскольку у наших акционеров есть наработанные бизнес-связи, которые в полном объеме переходят на обслуживание в наш банк. Плановые показатели филиалов завязаны на стратегии развития банка. К примеру, наш филиал в Москве сейчас сравнился по основным показателям с головным банком в Омске. Если такими же темпами мы продолжим развитие в Нижнем Новгороде, то фактически на треть увеличим банк по активам, кредитному портфелю и привлеченным средствам.

— Финансовый кризис серьезно сказался на объемах кредитования бизнеса. Какие тенденции заметны сегодня? Можно ли говорить, что ставки будут падать?

— В настоящее время ставки падают. Будут ли они падать в дальнейшем? Скорее всего нет. Нужно время для того, чтобы предприятия восстановили свои балансы, которые они испортили в период кризиса. Кредитуя предприятия с большими убытками, банки обрекают себя на проблемы, поскольку вынуждены создавать большие резервы по ссудам. Что касается просрочки, у «СибКупБанка» она сопоставима с рыночной. Эта просрочка образовалась по кредитам, взятым до кризиса. И тем не менее за прошлый год мы вдвое увеличили кредитный портфель, который составляет на сегодня более 1 млрд рублей. Хочется отметить, что предприятия и предприниматели, взявшие кредиты в кризисный период, боле трезво оценивают свои возможности по оплате процентов и возврату задолженности, это видно из того, что ни одно предприятие, получившее кредит в это время, не задерживает платежи. Их проекты более работоспособны, поскольку рассчитывались с учетом кризисных явлений.

— Планируете ли вы расширять программу потребительного кредитования?

— Мы начинали эту программу в 2008 году, но в связи с кризисом не стали ее расширять. Рынок потребительного кредитования за это время сузился, сократилось количество заявок. В настоящее время мы закачиваем процедуру подключения к международной платежной системе MasterCard. Планы банка по переходу на международную платежную систему как раз совпали с запросами клиентов. Банком планируется наряду с обычными дебетовыми картами эмитировать и кредитные карты. Мы надеемся, что это значительно поможет нам продвинуть программу потребительского кредитования.

— Вы никогда не позиционировали себя как банк с низкими процентными ставками по кредитам. Чем вы привлекаете клиентов?

— Когда говорю, что у нас не дешевые ставки, я имею в виду, что они не демпинговые. Это реальные рыночные ставки. Скажем, по юридическим лицам — 16-18% годовых. Основной наш козырь – это оперативность принятия решений. Гарантия того, что если мы оценили клиента и сказали, что можем дать ему определенную сумму, мы ее дадим. Несмотря на изменение конъюнктуры или решения головных офисов. За счет этого мы конкурируем, и клиенты это ценят.

— В 2008 году ваш банк занял второе место в СФО по темпам прироста активов. Вам удалось сохранить устойчивость даже в период кризиса, хотя аналитики уверяли, что именно мелкие банки рухнут в первую очередь…

— Это не первый финансовый кризис, который проходят мелкие и средние банки, доказывая свою устойчивость. Во-первых, они более гибки в своей политике, могут оперативно договариваться с клиентами, принимают решения на местах и, как правило, досконально изучая бизнесы своих клиентов, могут сделать вывод о перспективах его развития. Во-вторых, они не замахиваются на гиперпроекты, которые могли бы оттянуть из банка серьезные деньги. Ниша таких банков — мелкий и средний бизнес, которому достаточно незначительно пополнить оборотные средства для дальнейшего развития. За счет кредитования именно таких клиентов и создается некая «подушка» в виде достаточно большого количества заемщиков. И вероятность того, что все они одновременно разорятся, фактически равна нулю. Поэтому в период кризиса мы не только не сократили, но, наоборот, нарастили свои активы.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2010/07/27/832425