ВТБ открывает «Зеленый коридор»

Дата публикации: 28 июля 2010

В числе продуктов, предлагаемых Банком ВТБ, немало таких, которые были разработаны специально в интересах участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Недавно их ряд пополнился еще одним – таможенной картой «Зеленый коридор». В июне эти карты начал эмитировать и Филиал Банка ВТБ в г. Омске. Об особенностях нового продукта и преимуществах, которые он обеспечивает, корреспонденту «КВ» Екатерине СЕРВАХ рассказала начальник отдела документарных операций и валютного контроля Филиала ОАО Банк ВТБ в г. Омске, член Консультативного совета по работе с участниками внешнеэкономических связей при Омской таможне Ирина ДЯТЛОВА.

— Поясните, пожалуйста, Ирина Николаевна, чем банковская карта таможенной платежной системы «Зеленый коридор» отличается от привычных нашим читателям карт российских и международных платежных систем?
— Главное отличие в том, что эта микропроцессорная банковская карта предназначена исключительно для уплаты таможенных пошлин, налогов и сборов. Она служит инструментом доступа к счету клиента в банке. При этом счет таможенной карты принадлежит юридическому лицу, а уплату таможенных платежей непосредственно на таможенных постах в момент оформления грузов совершает физическое лицо – держатель карты. Как правило, специалист по таможенному оформлению.
— Каким образом это происходит?
— Процедура выглядит так: подается таможенная декларация и вместе с ней – таможенная карта. Оформление таможенных документов производится в несколько этапов, и на этапе контроля уплаты таможенных платежей сотрудник таможни видит карту, приглашает ее держателя, тот подтверждает сумму и вводит PIN-код, и в этот момент происходит уплата. Это привычный алгоритм действий — как при расчетах другими банковскими картами.
— То есть главная прелесть карты в том, что не надо изымать деньги из оборота для внесения таможенных платежей авансом, а можно внести их по факту прибытия груза?
— Да, и для этого клиент банка может пополнять счет таможенной карты со своего рублевого счета непосредственно перед совершением платежа. В расчетной системе такие пополнения происходят мгновенно. Карта дает возможность осуществлять платежи 24 часа в сутки и 7 дней в неделю. Это существенное преимущество в ситуации, когда необходимо оперативно доплатить недостающую сумму непосредственно на таможенном посту, не прерывая процесса таможенного оформления.
Например, в случае скачка курса доллара или евро меняется сумма таможенного платежа. Нужно оперативно отреагировать, и карта дает такую возможность: при помощи системы «Банк-Клиент» можно быстро перечислить необходимую сумму на счет таможенной карты. Или другой случай. Размер платежа зависит от таможенной стоимости товара, которую определяет таможенный орган. В зависимости от того, какими документами сопровождается груз, могут применяться разные методы формирования таможенной стоимости. Может, клиент рассчитывал ее, исходя из сопровождающей груз счет-фактуры, а таможенные органы применяют другие методы, и происходит корректировка суммы.
— Часто ли возникают подобные ситуации?
— Не берусь сказать, но в ходе разговоров с потенциальными клиентами многих заинтересовала как раз эта возможность. Приводили еще такие примеры: допустим, под погрузку подается железнодорожный контейнер. Подготовленный к отправке груз – в коробках разного размера. Не всегда можно заранее рассчитать, сколько коробок поместится в контейнер. И если оказывается, что груза можно поместить больше, а платежи внесены за меньший объем, то клиенту приходится выбирать одно из двух: отправлять недогруженный контейнер либо задерживать отправку до момента поступления дополнительных платежей на счета таможенных органов в Федеральном казначействе. Ни тот, ни другой вариант никого не устраивает. Клиенты говорят, что простои им дорого обходятся. В такой ситуации таможенная карта – единственный приемлемый выход из положения.
— Вы сказали, что таможенная карта – именная. А как быть, если таможенным оформлением грузов занимаются несколько сотрудников предприятия?
— Можно выпустить несколько карт к одному и тому же счету. Использование таможенной карты позволяет производить таможенное оформление на нескольких таможнях одновременно без предварительного планирования – на какой таможне, какой товар и в каком объеме будет проводиться оформление. Например, одна карта находится у специалиста, который постоянно занимается оформлением грузов в порту Санкт-Петербурга, а другой картой в это же время может пользоваться специалист в Омске или во Владивостоке.
И по каждой из карт руководство предприятия может установить ежедневный или ежемесячный лимит расходования средств. Для контроля за проводимыми по счету операциями клиент может запрашивать выписку о движении средств в разрезе каждой карты или общую по счету. Руководитель предприятия имеет возможность оперативно контролировать проведение платежей при подключении услуги рассылки уведомлений об операциях на мобильный телефон или электронную почту.
— На каких еще таможенных постах, помимо омских, есть терминалы для приема карт?
— Таких постов более 300, подробная информация есть на сайте платежной системы «Зеленый коридор» (www.cpscard.ru). Кроме того, таможенные органы с готовностью откликаются на предложения установить терминалы на тех постах, где их пока нет. Во-первых, расходы по их установке несет не таможня, не государство и не банк, а сама платежная система. А во-вторых, таможня тоже получает определенные удобства от использования карт участниками ВЭД.
При авансировании таможенных платежей неизбежно остаются неиспользованными какие-то суммы, а оформление их возврата плательщикам требует трудозатрат сотрудников таможни. Карты позволяют освободить их от этой работы – она перекладывается на платежную систему и банки.
Кстати, на остаток денежных средств на счете таможенной карты начисляются и уплачиваются проценты, чего, разумеется, не происходит в случае поступления авансовых платежей на счета таможенных органов в Федеральном казначействе.
— Видимо, в первую очередь таможенные карты заинтересуют тех, кто импортирует скоропортящиеся товары.
— Не обязательно. Я считаю, что это – продукт, не имеющий какого-то выраженного сегмента среди участников ВЭД. Он подходит для каждого из них по одной простой причине: на момент подачи грузовой таможенной декларации должен быть подтвержден факт зачисления всех таможенных платежей на счета таможенных органов в Федеральном казначействе. При использовании карт «Зеленый коридор» отсутствует необходимость перечисления авансовых платежей на счета таможенных органов за несколько дней до начала таможенного оформления.
По результатам обсуждения перспектив использования таможенных карт с клиентами нашего банка можно сделать вывод, что особенно интересен этот продукт будет для тех, у кого велики объемы таможенных платежей, кто проводит оформление в разных таможнях и для кого особенно нежелательны даже малейшие задержки с отправкой груза.

— Понятно, что заранее сложно сказать, для кого из участников ВЭД какие из преимуществ таможенной карты окажутся более весомыми – каждый должен примерить их на свои конкретные условия, все просчитать и взвесить. И тут неизбежно возникает вопрос – а сколько это стоит?
— Вопросы тарифов, разумеется, интересуют всех. Потому разработчики системы расчетов и предусмотрели 5 разных стандартов обслуживания карт, чтобы учесть интересы самых разных категорий потенциальных клиентов. Клиент сам выбирает, который из вариантов ему больше подходит. Разумеется, мы стараемся помочь ему с выбором – просчитать, какой стандарт для него выгоднее.
Комиссия за обслуживание карты зависит от объема совершаемых таможенных платежей: чем больше объем, тем меньше процент комиссии. Причем в случае необходимости можно переходить с одного стандарта на другой. При этом саму карту менять не надо. Такая возможность наверняка заинтересует тех, у кого объем платежей непостоянный. Например, бизнес носит сезонный характер. Чтобы изменить стандарт обслуживания, достаточно подать заявление не позднее чем за 3 рабочих дня до конца месяца, и с первого дня следующего месяца будет применяться новый стандарт. Делается это бесплатно. А срок действия карты – год, с последующим автоматическим перевыпуском.
— Вы уже начали эмитировать таможенные карты?
— Да, и мы стали первым банком в регионе, кто это сделал. Мы инициировали рабочую встречу с Омской таможней, поскольку были готовы к выпуску этих карт. На встречу были приглашены участники ВЭД, которые импортируют скоропортящиеся товары. Было интересно послушать мнение всех сторон и узнать о готовности таможенных органов к установке терминалов. Мы получили поддержку со стороны таможенников. А один из участников этого совещания и стал первым владельцем карты.
— Не теряет ли в какой-то мере смысл оформление таможенной карты после создания Россией и Казахстаном единого таможенного пространства?
— Тем, кто работает только с Казахстаном, они теперь не нужны, в том случае если товар перемещается по единой таможенной территории Таможенного союза. В отношении товаров, импортируемых и экспортируемых из других стран и в другие страны, ничего не изменилось.
— Каким вам видится будущее таможенных карт?
— В мире технология таможенного оформления упрощена и, как правило, существует электронный документооборот. Думаю, мы в целом движемся в правильном направлении.
Наверняка этот продукт будут предлагать и другие банки. Мы первыми проявили интерес к таможенным картам, так как Банк ВТБ видит свою задачу в оказании клиентам всесторонней поддержки при проведении операций и расчетов в области внешнеэкономической деятельности. Мы готовы предложить квалифицированную поддержку на любом этапе совершения внешнеторговой сделки, что позволяет решать проблемы и минимизировать риски наших клиентов в области внешней торговли.


Марина СИДЕЛЬНИКОВА, начальник отдела таможенных платежей Омской таможни:
— У таможенных карт преимущество одно: сокращение времени проведения таможенного оформления. Поскольку согласно действующему таможенному законодательству основным условием выпуска является поступление денежных средств, возникают проблемы, связанные с задержками платежей. Расчеты по карте – единственная возможность выпуска товара без фактического поступления денег на счет.
Мы всегда стараемся идти навстречу участникам рынка. До конца июля терминалы по приему платежей начнут работать на Омском таможенном посту, таможенных постах Аэропорт-Омск и МАПП-Ольховка.

 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2010/07/29/vtb_otkrivaet_zeleniy_koridor