"Законы пишут ГРЕФЫ. А потом уходят в Сбербанк"

Дата публикации: 28 июля 2010

В региональном правительстве обсудили сложности реализации программы по энергосбережению. 

21 июля члены регионального правительства приняли областную целевую программу по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в Омской области на 2011-2015 годы.

Регион тратить на энергоресурсы 33 млрд в год

Требование реализации таких программ установлено 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности», а также прописано в дополнительных условиях предоставления поддержки из федерального Фонда ЖКХ. Перед тем как представить проект программы членам правительства, министр экономики Игорь МУРАЕВ рассказал о развитии регионального рынка энергоресурсов.

За последние 10 лет энергоемкость ВРП снизилась на 48%, однако тем не менее она выше среднероссийского уровня на 5,3%. Стоимость ежегодно потребляемых регионом энергоресурсов – электрической и тепловой энергии, а также различных видов топлива составляет 33 млрд рублей, из которых 2,7 млрд приходится на бюджетную сферу. В структуре затрат промышленности доля энергоресурсов занимает в среднем 20%. «Это высокий процент. Поэтому вопрос энергосбережения актуален как для бюджетной сферы, так и для реального сектора экономики», — заметил Игорь МУРАЕВ.

В общем объеме потребляемой регионом электроэнергии – это порядка 10 млрд кВт/часов в год – на долю населения приходится 14-15%. За последнее десятилетие потребление электрической энергии в бытовой сфере выросло на четверть, в промышленности – на треть. Расход тепловой энергии, напротив, немного снизился. Что касается различных видов топлива, объем его потребления оценивается в 6 млн тонн условного топлива в год. Доля угля составляет 52%, природного газа — 44,5%, мазута — 2,3%. Ежегодные потери энергии в сетях в денежном выражении достигают 4,2 млрд рублей. Так, до конечного потребителя не доходит в среднем 22% отпускаемой воды, 12% электроэнергии, 9,8% тепловой энергии.

Бюджет оплатит установку 2,5 тысячи счетчиков

Общий объем финансирования программы по энергосбережению составляет 7,7 млрд рублей в расчете на 5 лет. Из областного бюджета планируется потратить 265 млн рублей, 7,4 млрд — внебюджетные источники.

По словам Игоря МУРАЕВА, программа разделена на два блока. Первый касается бюджетной сферы и предполагает выполнение местными властями требований 261-ФЗ по установке приборов учета энергоресурсов и проведению энергоаудита. Так, до конца текущего года все объекты бюджетной сферы должны быть оснащены приборами учета. Для этого потребуется 2,5 тысячи счетчиков. Энергоаудит всех зданий, занимаемых бюджетными учреждениями (их в области порядка 3 тысяч), должен быть выполнен до 31 декабря 2012 года. Второй блок программы содержит мероприятия по энергосбережению в отраслях ТЭК и ЖКХ. Это проекты по внедрению энергосберегающих технологий, оснащению приборами учета всего жилищного фонда. Согласно 261-ФЗ в каждой организации ТЭК и ЖКХ должна быть утверждена своя программа по энергосбережению. Контролировать их исполнение будет РЭК Омской области.

По расчетам минэкономики, в результате реализации программы энергоемкость ВРП к концу 2015 года должна сократиться на 30% к уровню 2007 года, а расходы консолидированного бюджета на оплату коммунальных услуг — на 15%, или 350 млн рублей в год. Планируется, что экономия бюджета еще в период реализации программы полностью перекроет расходы на нее.

Плата за приборы учета – за счет экономии

Мэр Омска Виктор ШРЕЙДЕР обратил внимание на сложности, которые возникнут с установкой приборов учета энергоресурсов в жилых домах. По закону весь жилой фонд должен быть оснащен приборами учета до 31 декабря 2012 года. По данным минэкономики, в настоящее время общедомовые счетчики установлены только в 8% многоквартирных домов.

— Федеральный закон определил механизм установки приборов учета за счет поставщика с последующей компенсацией, — заметил Виктор ШРЕЙДЕР. — Каков должен быть механизм компенсации?

Игорь МУРАЕВ пояснил, что механизм компенсации прописан в 261-ФЗ. С 1 июля текущего года все поставщики энергии должны предлагать населению услуги по установке приборов учета и заключению энергосервисных контрактов.

— Если переводить на русский язык – это контракт с рассрочкой платежа. Гражданину устанавливается прибор учета, и расчет за него должен вестись за счет той экономии, которая получается от его установки, — рассказал Игорь МУРАЕВ. – Другое дело, возникают вопросы: какие это будут энергосервисные компании, под какой процент они будут предоставлять рассрочку, какие приборы устанавливать. Может получиться так, что сегодня они установят прибор за одну цену, а обслуживание потом предъявят по другим расценкам. За этим должен вестись жесткий контроль.

Председатель правительства Леонид ПОЛЕЖАЕВ предложил коллегам пока «не лезть в чужой огород» – сначала нужно навести порядок в бюджетной сфере.

— Нам нужно добиться 100-процентного учета всех энергоресурсов в бюджетной сфере, а не растекаться мыслью по древу, — заметил губернатор. — Если мы схватимся за все – за экономию ресурсов в коммерческих структурах, государственных предприятиях, мы не достигнем успеха, потому что у нас просто нет влияния на это. Должно быть принято революционное решение – покончить с безучетным расходование энергоресурсов в бюджетной сфере! Это должно стать альфой и омегой нашей работы по подготовке к зиме. Экономия затрат на жилищно-коммунальную сферу – в наших руках.

«Это искусство – обобрать народ!»

По мнению министра имущественных отношений Александра СТЕРЛЯГОВА, негативным последствием установки приборов учета в жилых домах и бюджетных учреждениях может стать рост тарифов.

— Сегодня не все объекты охвачены счетчиками, и мы знаем, что производители и поставщики, как правило, списывают все потери на потребителя, — выступил министр. — И когда счетчики появятся, перед поставщиком встанет вопрос: или нужно снижать издержки, или обращаться в РЭК за повышением тарифа.

— Чем больше мы оснащаемся приборами учета, тем больше сейчас у поставщиков будет болеть голова, как вздуть тариф, — продолжил тему спикер Заксобрания Владимир ВАРНАВСКИЙ. — Каждый из нас, кто имеет счетчик, видит, сколько мы платили по тарифам и по приборам учета. Поставщики уже думают, как обуть граждан на больший тариф.

— Вот газ, к примеру, — заметил Леонид ПОЛЕЖАЕВ. — Его из трубы ни ведром ни продашь, ни обуешь никого. Сколько пришло — столько использовали. Не вижу причин, почему по электроэнергии не может быть такой же статистики.

— Энергетики как начали мерить, так сразу ввели места общего пользования, где дерут больше, чем за квартиру, — гневался спикер Заксобрания. — Это искусство – обобрать народ! Поэтому, может, пока не спешить внедрять счетчики в жилье?

— Закон есть закон, — возразил Виктор ШРЕЙДЕР.

— Законы пишут те люди, которые знают, к чему это приведет. Те же ГРЕФЫ пишут, а потом уходят в Сбербанк, — парировал Владимир ВАРНАВСКИЙ.

Первый зампред правительства Валерий БОЙКО согласился, что массовая установка приборов учета обернется проблемами. Во-первых, нет гарантии того, что расчеты будут вестись строго по счетчикам. Как показала практика установки приборов учета в домах, где проводился капремонт по 185-ФЗ, расчеты ведутся только по 70% счетчиков. Другая проблема – дорогостоящее обслуживание и плановые проверки приборов, оплата которых ляжет на собственников. Энергоаудит, на проведение которого уйдет 90% всего объема финансирования программы, по мнению Валерия БОЙКО, тоже потребует жесткого контроля и тщательного отбора исполнителей. В настоящее время в регионе создано всего два некоммерческих предприятия в сфере энергоаудита.

Члены правительства решили возобновить работу областного совета по энергосбережению и вести еженедельный мониторинг исполнения программы.


Комментарий

Леонид ПОЛЕЖАЕВ, председатель правительства Омской области:

«Это нереализуемый закон!»:

— Это нереализуемый закон (261-ФЗ – «КВ»). Он придуман людьми, которые не очень хорошо знают систему и российский менталитет. Поставщику нужно заявить о проданном объеме ресурса, который бы никто не мог подвергнуть сомнению. А это возможно только тогда, когда нет приборов учета. Почему буксует жилищно-коммунальная реформа в части снижения тарифов? Потому что никакая система не заинтересована в точном учете. Нет стимула. Что касается установки приборов учета и их последующего обслуживания, это один из способов зарабатывая денег. Мы столкнулись с этим, когда обеспечивали учреждения противопожарными системами. Пожарники сами их ставят, сами контролируют и меняют. Это бизнес государственной структуры на бюджетных организациях! Две бюджетные структуры — МЧС и учреждения социальной сферы — и между ними сфабрикована коммерческая структура, зарабатывающая деньги. Точно так же и здесь будет.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2010/07/29/zakoni_pishut_grefi_a_potom_uhodyat_v_sberbank