Омские таможенники перекрыли канал утечки валюты, по которому через омские предприятия были выведены в офшоры 3,3 млрд рублей.
В первом полугодии 2010 года отделом дознания Омской таможни было возбуждено сразу девять уголовных дел по ст. 193 УК РФ (невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте) в отношении нескольких омичей, которые возглавляли предприятия по переброске валюты в офшорные зоны. Вся деятельность таких предприятий заключалась в получении крупных сумм на свои расчетные счета и в переводе этих сумм в иностранные банки по липовым контрактам о поставках оборудования, металлопродукции, лесозаготовительной техники или товаров народного потребления. По первому такому уголовному делу, которое омские таможенники возбудили еще в прошлом году в отношении руководителя ЗАО «Омскэнергосетьпроект» Руслана БОГДАНОВА, Ленинский районный суд города Омска признал г-на БОГДАНОВА виновным и приговорил к полутора годам условно.
На Кипр за китайским цементом
Фигурантов девяти уголовных дел, которые были возбуждены в первом полугодии 2010 года, омские таможенники пока не раскрывают. Известно лишь, что расследование этих дел сейчас ведется следственными органами милиции, а под следствием находятся руководители пяти омских компаний. Известно, что одна из этих компаний перебросила на счета двух офшоров, зарегистрированных на Британских Виргинских островах, почти четыре млн долларов США. Другая омская фирма оплатили офшору с Белиза почти 2 млн долларов по договору поставки лесозаготовительной техники, а эту технику, судя по всему, контрагент из Белиза отгрузить позабыл. Третья отправила 1,7 млн долларов в адрес кипрской компании и тоже ничего в ответ не получила.
Самая результативная омская фирма, по данным таможни, успела безрезультатно поработать с пятью офшорами. Сначала она перечислила 11,7 млн долларов США в адрес компании из Великобритании по договору на поставку строительных материалов, потом попыталась приобрести за 25 млн долларов партию китайского цемента у кипрской компании и металлопродукцию на 22 млн долларов у компании из Британских Виргинских островов, но и этого, видимо, оказалось недостаточно для ведения хозяйственной деятельности, поэтому ей срочно пришлось отдать еще 19 млн долларов за партию спецодежды фирме из Гонконга и 22 млн долларов вьетнамской компании за телекоммуникационное оборудование. В общей сложности, по подсчетам омских таможенников, через пять омских фирм на расчетные счета иностранных контрагентов было переведено порядка 3,3 млрд рублей. Ни по одному из десяти многомиллионных контрактов товары на территорию России не ввозились.
Фанерный завод
Схема операций по переброске валюты в офшоры хорошо просматривается в уголовном деле директора и единственного учредителя ЗАО «Омскэнергосетьпроект» Руслана БОГДАНОВА, которому Ленинский районный суд города Омска в июне вынес приговор, признав виновным в преступлении, предусмотренном ст. 193 УК РФ. Как выяснилось в ходе судебного процесса, летом 2007 года Руслан БОГДАНОВ заключил контракт на приобретение оборудования для фанерного завода с фирмой Carneshill Investment Ltd, зарегистрированной в офшорной зоне бананового Белиза. По условиям контракта ЗАО «Омскэнергосетьпроект» должно было перечислить почти 9 млн долларов в один из швейцарских банков, а иностранный контрагент обязался доставить оборудование в Екатеринбург не позднее 10 месяцев со дня оплаты 75% стоимости контракта. В августе 2007 года БОГДАНОВ оформил паспорт сделки в филиале ООО «Витас Банк» в городе Омске, сделал платеж на расчетный счет фирмы из Белиза на сумму 350 тысяч долларов США, после чего перевел контракт на обслуживание в один из допофисов омского филиала Сбербанка, где оформил паспорт сделки заново. Через Сбербанк с сентября по декабрь 2007 года г-н БОГДАНОВ перебросил 24 платежами на счет офшорной фирмы еще 8 млн долларов.
В том же декабре 2007 года Руслан БОГДАНОВ подписал контракт с другой фирмой из офшорной зоны Белиза — Marple Associated S.A, которая обязалась отгрузить в Санкт-Петербург комплект лесозаготовительной техники почти на 4 млн евро (форвардеры, валочно-пакетирующие машины, трелевочный тракторы). Паспорт сделки БОГДАНОВ тоже оформил в Сбербанке и за пару месяцев (с декабря 2007-го по февраль 2008 года) сделал 11 переводов в швейцарский банк на общую сумму 3 млн евро. Понятно, что в установленные контрактом сроки никакого фанерного завода в 2008 году в Екатеринбург из Центральной Америки не отгрузили. Не пришла в порт Санкт-Петербурга и лесозаготовительная техника для ЗАО «Омскэнергосетьпроект».
Деньги омской фирме из Швейцарии тоже не вернулись, поскольку подписанные БОГДАНОВЫМ контракты с фирмами из Белиза даже сроков возврата средств не предусматривали. Но сам Руслан БОГДАНОВ о безвозвратно потерянных миллионах, похоже, не горевал. Вскоре после перевода денег в Швейцарию паспорта этих сделок в Сбербанке БОГДАНОВ закрыл, а фирму свою продал в Новосибирск, где она была зарегистрирована уже с новым составом учредителей и новым директором.
Особо важное поручение
По версии самого БОГДАНОВА, которую он изложил суду, в невозврате валюты в страну он не виноват. По его словам, он лишь исполнял обязательства, которые взял на себя по договору поручения, подписанному с неким ООО «Вектор» из Санкт-Петербурга еще в 2006 году. Все особо важные поручения от имени ООО «Вектор» ему давал некий господин ПИВЧУК, который представился директором предприятия из Новосибирска. Весной 2007 года этот ПИВЧУК позвонил по телефону и попросил заключить контракт на поставку оборудования для фанерного завода в Екартеринбург. БОГДАНОВ, по его словам, ничего не заподозрил, так как один контракт на поставку оборудования для завода в Усть-Ишиме он уже заключал, и это оборудование пришло, мол, по адресу и в срок.
С русскоговорящим представителем Carneshill Investment Ltd, которого зовут Луиджи, он встречался лично в Москве. Там же, в офисе Луиджи, летом 2007 года и был подписан контракт. В августе на расчетный счет ЗАО «Омскэнергосетьпроект» стали поступать деньги от разных фирм из Омска и Москвы, БОГДАНОВ эти деньги стал конвертировать и переводить на счет Carneshill Investment Ltd в швейцарском банке. Перед заключением контракта о поставках лесозаготовительной техники ПИВЧУК поставил условие, чтобы БОГДАНОВ заключил агентское соглашение с неким ООО «Макс». Договор он получил с курьером, подписал и вернул. Этот же курьер от ООО «Макс» доставил, по словам БОГДАНОВА и пакет документов, в котором был контракт на поставку техники с фирмой Marple Associated S.A. с печатью компании и подписью директора Алана КУПЕРА. Впрочем, как уверяет БОГДАНОВ, все вопросы от имени Marple Associated S.A. решали все те же Луиджи и ПИВЧУК.
А работа БОГДАНОВА заключалась лишь в перечислении денег. За это он и получал вознаграждение. О сумме вознаграждения ему сообщал по телефону либо лично ПИВЧУК, либо те люди, которые уведомляли о необходимости очередной финансовой операции по конвертации рублей в доллары. Указанную сумму вознаграждения БОГДАНОВ просто снимал с расчетного счета предприятия. В месяц его доход от перечисления платежей на счета офшорных компаний составлял 50-100 тысяч рублей.
А по поводу закрытия паспортов сделок и продажи своей компании БОГДАНОВ пояснил так. Мол, в феврале ему позвонил менеджер из допофиса Сбербанка и пригласил на встречу, на которой ему недвусмысленно дали понять, что Сбербанку многомиллионные платежи, которые проводит предприятие БОГДАНОВА, не очень нравятся, поэтому ему и пришлось закрыть все счета. А в другом банке он не успел оформить паспорта сделок, поскольку, когда он по телефону изложил ситуацию ПИВЧУКУ, тот дал команду о продаже ЗАО «Омскэнергосетьремонта» в Новосибирск. Кто стал новым владельцем его бывшей компании — БОГДАНОВ не знает.
В погоне за призраками
В сентябре 2008 года необычным участником внешнеэкономической дельности заинтересовались в отделе валютного контроля Омской таможни, после чего была проведена проверка соблюдения валютного законодательства совместно с сотрудниками отдела административных расследований и оперативно-розыскного отдела. Добровольно для пояснений в Омскую таможню БОГДАНОВ не пришел, и когда таможенники убедились, что никаких действий по возврату денег бывший директор ЗАО «Омскэнергосетьпроект» не предпринимал и предпринимать не собирается, в отношении Руслана БОГДАНОВА было возбуждено уголовное дело.
В ходе следствия таможенникам удалось разыскать многих фигурантов этого дела, но само дело яснее от этого не стало. Новым владельцем ЗАО «Омскэнергосетьпроект» оказалась домохозяйка из Новосибирска, которая не так давно потеряла паспорт. Директором и владельцем ООО «Вектор» с 2002 года числился сильно пьющий сварщик из Санкт-Петербурга, который и не дожил до прихода к нему сотрудников милиции — умер в марте 2009 года. Директором и владельцем ООО «Макс» оказался курьер, который нашел себе работу в новосибирском ООО «Партнерство» по объявлению в Интернете. Про то, что на его имя регистрировались какие-то фирмы, этот человек знал, но не догадывался, что такая работа может плохо закончиться, тем более что он и отработал-то курьером всего месяц. А Интерпол пояснил Омской таможне, что по данным правоохранительных органов Белиза компания Carneshill Investment Ltd на территории этого государства не зарегистрирована.
Впрочем следственные действия по девяти уголовным делам, возбужденным Омской таможней в 2010 году в отношении руководителей пяти других фирм, еще не завершены, поэтому могут появиться и новые подробности.