Выход из непростой ситуации, которая грозит социальным взрывом, попытались найти участники круглого стола, который состоялся на минувшей неделе, 13 августа, в пресс-центре «КП». Но, даже собравшись вместе, производители лифтов, эксплуатационники, представители контролирующих органов и местных властей так и не смогли прийти к единому мнению. Похоже, что помощи жильцам многоэтажек ждать неоткуда, и необходимость срочной замены подъемников, отработавших нормативный срок, ляжет финансовым бременем на собственников квартир.
Технический регламент о безопасности лифтов, который вступает в силу с октября 2010 года, был опубликован еще в октябре прошлого года, и за это время, как считает генеральный директор ООО «Сибирский лифт» Сергей КОСТРИК, омские власти могли хотя бы попытаться предпринять какие-либо действия, чтобы снять остроту проблемы.
— В 2010 году в Омске не заменено ни одного лифта, — рассказал Сергей КОСТРИК. – И никакой программы у мэрии нет. На тех совещаниях, в которых мне довелось участвовать, все говорили только о том, как собрать деньги с людей. А что такое поменять лифт? Цена вопроса – около миллиона рублей. Самый минимум – 900 тысяч рублей. Реально ли с каждой квартиры собрать по 40 тысяч рублей? На мой взгляд, нет. Нереально. У меня вообще складывается впечатление, что ни областное министерство жилищно-коммунального комплекса, ни омская мэрия не представляют до конца, в какой сложной ситуации окажется лифтовое хозяйство. Бум многоэтажного строительства в Омске пришелся на семидесятые-восьмидесятые годы. И все лифты, которые были установлены в это время, уже выработали ресурс. А все, что у нас в Омске делалось по программе капитального ремонта жилого фонда, это мизер.
Серьезность проблемы не понимают, по мнению директора лифтового завода, ни управляющие компании, работающие в сфере ЖКХ, руководители которых будут в случае чего нести уголовную ответственность, ни эксплуатирующие организации.
— Если лифт выработал свой ресурс и средств на его модернизацию или замену нет, то эксплуатирующая организация обязана лифт отключить, и я не понимаю, что будут делать управляющие компании и почему они не бьют сегодня тревогу, — недоумевает Сергей КОСТРИК. – Мы работаем на этом рынке по всей России, и я могу сказать, что в других регионах ситуацию понимают лучше. В Тобольске, например, уже полностью сменили все старые лифты. В Тюмени заменили в этом году 150 лифтов за счет только местного бюджета, не считая программы капитальных ремонтов жилья.
Однако директор ООО «Омсклифтсервис» Борис ДУБКОВ оценивает ситуацию не столь мрачно. Его предприятие обслуживает сегодня порядка 2 тысяч лифтов, и все эти подъемники, даже те, которые отработали свой нормативный срок, находятся, по его словам, в технически исправном состоянии.
— Безопасность блокировки мы обеспечиваем, — пояснил Борис ДУБКОВ. — Естественно, я не могу дать полную гарантию, для этого и существуют инженерные центры, которые проводят обследование лифтов и дают свои заключения о возможности или невозможности их дальнейшей эксплуатации.
Начальник сектора содействия реформированию ЖКХ министерства строительства и ЖКК Омской области Александр ЗАХАРЧЕНКО тоже считает, что Сергей КОСТРИК несколько сгущает краски. По его словам, 343 лифта, которые установлены в домах до 1980 года постройки, уже были в основной массе своей капитально отремонтированы и срок эксплуатации им продлевался. Проблемным можно считать только 51 лифт. Да и вообще, как говорит областной чиновник, по сравнению с 2005 годом сегодня ситуация в Омске изменилась в лучшую сторону благодаря программе капитального ремонта, которая реализуется уже несколько лет. С 2005-го по 2010 год за счет средств на капремонт жилья были выполнены работы по замене 259 лифтов и капитально отремонтированы 282 лифта. Заменены и 64 лифта производства Никопольского завода, которые вызывали наибольшее количество нареканий по безопасности. В настоящее время из этого списка осталось только 4 лифта, которые отработали по 39 лет, но и они находятся в рабочем состоянии, благодаря, как говорит Александр ЗАХАРОВ, самоотверженному труду эксплуатирующих организаций.
Однако у Ростехнадзора другие данные, не те, что у чиновников. Из 4 812 лифтов, которые эксплуатируются сегодня в жилом фонде, 1554 лифта нуждаются в тщательной диагностике, так что с введением технического регламента в Омске действительно могут возникнуть серьезные проблемы. По словам заместителя начальника омского территориального отдела по надзору за опасными объектами Западно-Сибирского управления Ростехнадзора Сайлау САБИЕВА, под вопросом сегодня порядка 1200 омских подъемников, которые уже выработали свой ресурс и не соответствуют требованиям технического регламента. Правда, осталось до конца непонятным, кто же наберется смелости и отключит подъемники, которые не соответствуют новым требованиям по безопасности.
— Прекратить эксплуатацию лифта можно только по предписанию Ростехнадзора или по решению суда, — уверяет Борис ДУБКОВ. – Мы можем только уведомить о невозможности дальнейшей эксплуатации лифта собственников жилья, управляющую компанию и Ростехнадзор, но окончательное решение принимают собственники.
По словам Бориса ДУБКОВА, даже если специалист Омсклифтсервиса выключит рубильник, управляющая компания на следующий день сможет найти другое предприятие, которое опять запустит лифт в эксплуатацию. Необходимо, по мнению Бориса ДУБКОВА, чтобы проблему осознали сами собственники. А осознание происходит медленно. В тех домах, где требуется замена лифтов, управляющие компании, по словам эксплуатационника, уже проводили общие собрания жильцов и объяснили, что замена старого лифта на новый должна производиться за их счет, но люди вполне ожидаемо ответили, что заменить лифт за свой счет они не в состоянии.
А по словам Сайлау САБИЕВА, эксплуатационники несколько лукавят. Контроль за состоянием лифтового оборудования будет осуществлять именно эксплуатирующая организация. И если никаких изменений в техрегламент до октября не внесут, то именно эксплуатационники обязаны будут принять меры по выводу из эксплуатации тех 1200 лифтов, которые не соответствуют новым требованиям безопасности. И если эксплуатирующие организации не предпримут положенных мер, то Ростехнадзор будет обращаться в суд, чтобы проблемные подъемники вывести из эксплуатации, а тех, кто не остановил лифты, строго наказать.