Дорожные насыпи более эффективно строить из золы ТЭЦ

Дата публикации: 25 августа 2010

Омская отраслевая наука уверена, что будущее дорожного строительства в регионе за золошлаковыми материалами. 

Совместно с омскими дорожниками и учеными из Сибирской автодорожной академии специалисты ТГК-11 намерены в этом году начать реализацию проекта по использованию золошлаковых отходов ТЭЦ-5 для восстановления участка дороги. А рядом с автодорожной академией уже построен опытный участок дорожной насыпи, на котором заведующий кафедрой «Проектирование дорог» СибАДИ Виктор СИРОТЮК планирует разубеждать даже самых закоренелых скептиков, демонстрируя всем омским дорожникам преимущества золошлаков.

Профессор и заведующий кафедрой «Проектирование дорог» СибАДИ Виктор СИРОТЮК занимается вопросами использования золошлаковых материалов (ЗШМ) уже несколько десятилетий, проверяя возможности использования отходов омских станций в дорожных конструкциях. Как считает ученый, золы уноса сухого отбора – это отличный материал, который можно и нужно использовать для многих целей дорожного строительства, и если убедительно продемонстрировать омским дорожникам преимущество ЗШМ при возведении насыпей автомобильных дорог, то можно сформировать спрос, который будет измеряться в миллионах тонн.

— Основные элементы дороги, куда мы рекомендуем использовать ЗШМ, – это укрепленные подстилающие слои и земляное полотно. А это очень большие объемы. Судите сами, 30-40 километров пригородных дорог – это 1 млн кубометров золошлаковых материалов, — рассказал «КВ» Виктор СИРОТЮК. – Совместно с ТГК-11 мы уже разработали и местный нормативный документ, который полностью отвечает требованиям Закона «О техническом регулировании» и основан на тех нормативах по использованию золошлаков, которые действуют сегодня. Этот документ отвечает, с нашей точки зрения, на все существующие вопросы, которые задают производственники.

Правда, и сетует Виктор СИРОТЮК, широко использовать ЗШМ омские дорожники все еще не решаются, поэтому в автодорожной академии для большей убедительности решили отсыпать две одинаковые полутораметровые опытные насыпи. Первую из ЗШМ, а вторую – из традиционного суглинка. На этих экспериментальных объектах ученые планируют не только проводить сравнительные испытания, но и демонстрировать всем скептикам широкие возможности ЗШМ при возведении насыпей. В другом качестве ЗШМ планируется использовать в работах по восстановлению дороги в непосредственной близости к золоотвалу. На этом объекте, по словам Виктора СИРОТЮКА, золошлаки будут применяться в качестве гранулометрической добавки в вящее при строительстве укрепленного подстилающего слоя.

Вопросами переработки ЗШМ активно занимаются и сами энергетики. За десятилетия работы ТЭЦ-4 и ТЭЦ-5, которые используют экибастузский уголь с зольностью выше 43%, на золоотвалах скопилось более 62 млн тонн золошлаковых отходов. И этот объем ЗШМ прирастает каждый год еще на 1,4 миллиона тонн. Понятно, что с увеличением объема ЗШМ возрастают и эксплуатационные затраты на содержание золоотвалов, что оказывает отрицательное влияние на себестоимость производства тепловой и электрической энергии, но ко всему прочему, исчерпали свои резервы и сами золоотвалы. Так что единственный вариант продлить жизнь омских станций – развивать все варианты золопереработки. По мнению энергетиков, нужны комплексные региональные программы по освоению отходов омских станций, в которых следует учесть как мировой, так и российский опыт использования ЗШМ при разработке проектов автомагистралей, планировочных насыпей, рекультивации полигонов ТБО, жилищного и промышленного строительства.

Инвесторов, готовых вкладывать деньги в проекты по изготовлению различных стройматериалов из ЗШМ, в ТГК-11 активно поддерживают. В начале 2008 года на ТЭЦ-4 была введена в эксплуатацию первая очередь новой установки отбора сухой золы, которая может применяться в производстве без дополнительной подготовки. Производительность установки – 210 тыс. тонн в год, что полностью закрывает потребность в ЗШМ двух действующих на ТЭЦ-4 предприятий, производящих строительные материалы.

Впрочем построенным золоперерабатывающим заводам из-за падения объемов строительства потребовалось в прошлом году не двести тысяч тонн золы, как ожидалось, а только 12 тысяч тонн. Прочие же потенциальные потребители, в частности дорожная отрасль, оказались вообще не готовы к использованию золошлаков. Впрочем объемы использования зависят еще и от экологического законодательства, которое в настоящее время весьма несовершенно, и от преференций для тех предприятий, которые захотят работать с ЗШМ. А таких преференций в регионе нет.

В итоге теплоэлектростанции вынужденно продолжают наращивать свои золоотвалы, несмотря на гигантские финансовые и временные затраты. По информации ТГК-11, строительство последней, четвертой секции золоотвала ТЭЦ-5, площадью 189 га, потребует трех лет и инвестиций в размере 1,5 млрд рублей, что сопоставимо с объемом ремонтного фонда компании в 2010 году. Но другого эффективного способа продлить жизнь станции на сегодняшний момент просто нет, и компания вынуждена строить и четвертую секцию золоотвала ТЭЦ-5, и наращивать третий ярус 1-2 секции золоотвала ТЭЦ-4. В обоих проектах, как пояснили «КВ» в ТГК-11, используется ряд инновационных инженерных решений, которые позволяют минимизировать опасность при эксплуатации золоотвала, так что в соблюдении всех установленных экологических требований можно не сомневаться. Для предотвращения загрязнения грунтовых и поверхностных вод предусмотрен противофильтрационный экран из полимерного листа, а против пыления будут применены новые методы орошения. Тем не менее не стоит забывать, что любые меры по расширению золоотвалов – это лишь меры временные.  



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2010/08/33/dorozhnie_nasipi_bolee_effektivno_stroit_iz_zoli_tets