Лихие времена были задолго до девяностых.
Ролан БЫКОВ
Я побит — начну сначала!
М.: АСТ: Астрель, 2010 год. — 761 стр.
Тираж 5 000 экз.
Ролан БЫКОВ (1929-1998) вел дневники с пятнадцати лет. Читатель увидит изнутри жизнь очень сильного актера, которого публика знала по фильмам «Звонят, откройте дверь!», «Служили два товарища», «Мертвый сезон», «Из жизни отдыхающих». «Проверка на дорогах» и «Комиссар» с его участием ждали выхода на экран по десятку лет и более. Фильм «Чучело», как бы ни оценивать режиссерскую работу БЫКОВА, стал общественным потрясением и даже был временно запрещен к показу в нескольких регионах страны.
«Начались кинопробы. Детей сначала искали по школам, потом по подмосковным пионерским лагерям, а затем в Артеке и в «Орленке». За пять месяцев было отсмотрено семнадцать тысяч детей. Все были найдены, кроме Лены Бессольцевой. В какой-то момент он сказал: «Я неверно ищу героиню. Мне нужна наивная доброта, с распахнутыми глазами. А наивность и доброта сегодня под ударом. Их надо отстаивать. Нужно мужество и сила характера». Он вернулся к отвергнутой Кристине Орбакайте. Попробовал ее еще раз. Она была под номером 342 в первой тысяче детей. При утверждении кинопроб остались четверо, и все — замечательные. Николай Трофимович Сизов, директор студии, сказал: «С девчонкой тебе повезло»» — так рассказывает в своих комментариях в дневнике Елена Санаева — вдова Ролана БЫКОВА, а речь идет о подготовке к съемкам уже упомянутого фильма «Чучело», вышедшего на экраны страны в 1984 году. БЫКОВУ пришлось преодолеть кучу идеологических рогаток, чтобы картина увидела свет практически в том виде, в каком была снята режиссером.
Как водится, любые дневники, помимо личной жизни их автора, хотел бы он этого или нет, демонстрируют позднейшему читателю лик ушедшего времени, общепринятые тогда истины и заблуждения, лелеемые обществом надежды и жестокие поражения. Все это есть в быковских дневниках, а помимо того, желающий сможет познакомиться с его взглядами на кинематограф вообще и детский в частности. Быковские времена кажутся на первый взгляд довольно дикими и потому ушедшими навсегда. К примеру, Николай Сизов до своего назначения директором «Мосфильма» работал начальником ГУВД Москвы.