Александр СТЕРЛЯГОВ, министр имущественных отношений Омской области: «КП-Мастер» предлагал нам свой пакет из 25% акций ОТВ-3 за 2 млн рублей. Мы подумали и отказались»

Дата публикации: 08 сентября 2010

На пресс-конференции, которая состоялась 31 августа 2010 года, министр имущественных отношений Александр СТЕРЛЯГОВ подвел предварительные итоги года в управлении областным имуществом, рассказал об исполнении программы приватизации и выделил несколько направлений в работе регионального минимущества, которые будут приоритетными до конца 2010 года. Предлагаем читателям «КВ» наиболее интересные фрагменты из пресс-конференции областного министра.

О регистрации госимущества

На 31 августа 2010 года имущественная база региона по сравнению с прошлым годом увеличилась на 17%. На сегодняшний день в едином банке данных содержится более 9 тысяч объектов собственности Омской области, включая 3,5 тысячи земельных участков. При этом хочу отметить, что уровень государственной регистрации права собственности на областное имущество достиг уже 96%. В реестрах муниципальной собственности 32 муниципальных районов зарегистрирована 51 тысяча объектов, с учетом, естественно, земельных участков. Если смотреть динамику предыдущих лет, то муниципальная имущественная база выросла за последние несколько лет почти в два раза. А степень зарегистрированных прав на муниципальное имущество составляет сегодня 50%.

О доходах от управления госимуществом

За 7 месяцев 2010 года в консолидированный бюджет от управления и распоряжения областной собственностью поступило более 1 млрд рублей неналоговых доходов, что на 200 млн рублей меньше, чем сумма поступлений в бюджет за аналогичный период прошлого года. Но это снижение объективно. Оно связано с тем, что предпринятые правительством Омской области в последние годы организационные меры привели к увеличению доли налоговых платежей и уменьшению, соответственно, доли неналоговых доходов. Такая тенденция прослеживается и по земле, и по недвижимому имуществу. В 2008 году, например, налоговые поступления от имущества и земли составили 4,6 млрд рублей, в 2009 году — 5,2 млрд рублей, а по итогам 2010 года прогнозируется, что налоговые поступления будут уже на уровне 5,5 млрд рублей. Это я называю цифры только по области, без учета города Омска.

О продаже госимущества

Приватизационные аукционы уже не играют существенной роли в наполнении доходной части бюджета. Доходы в бюджет идут в основном от аренды. А приватизация рассматривается сегодня, скорее, как инструмент для решения социально-экономических вопросов и для снижения нагрузки на бюджеты всех уровней. В целом спрос на объекты областной собственности, выставляемые на аукционы в последние три года, значительно упал. Правда, обнадеживает, что в последний год произошла стабилизация спроса, стабилизировались цены и программа приватизации этого года выполняется без каких-либо серьезных сбоев. За 20 млн рублей был продан пакет акций Дворца молодежи, и это больше, чем в прошлом году, когда мы продавали аналогичный пакет акций. Конечно, мы не всегда удовлетворены теми ценами, по которым реализуется областное имущество. Тот же пакет акций МВЦ «Интерсиб» мы вынуждены были продавать на торгах без объявления цены, поскольку даже на публичном предложении не нашлось желающих. И продали всего за 50 тысяч рублей.

Хотел бы обратить внимание, что 15 июля вступили в силу очередные изменения в федеральном законодательстве о приватизации государственного и муниципального имущества, и эти нововведения расширяют возможности для использования рыночных механизмов при реализации областного имущества. В частности, теперь исключено такое понятие, как нормативная цена, которая в большинстве случаев не отражала реальной стоимости приватизируемого имущества. Именно по этой причине на торги объекты выставлялись иногда по заниженным ценам. Или наоборот — завышенным. Рыночная цена — она всегда нестабильна.

Ключевые изменения внесены и в порядок продажи путем публичного предложения. Все помнят, я думаю, историю с приватизацией пакета акций ОАО «Мобильные системы связи». Был даже скандал по этому поводу. Два раза мы объявляли аукцион — желающих не нашлось. А когда объявили торги путем публичного предложения, то с разницей буквально в пять минут объявились сразу два претендента. По действовавшему на тот момент законодательству Центр управления собственностью Омской области, который проводил торги, был вынужден признать покупателем заявителя, который пришел первым. А второй заявитель оставался ни с чем. Сейчас, после внесения изменений, такая ситуация уже невозможна. Если на торги путем публичного предложения поступят две или более заявок, то комиссия должна будет провести аукцион среди этих заявителей. И победителем будет признан тот, кто даст большую цену.

О продаже акций ОТВ-3

Цена за контрольный пакет акций ОТВ-3 в 20 млн рублей, которая была озвучена, она на сегодняшний день весьма условна. В первом квартале 2011 года будет произведена оценка этого пакета, и тогда начальная цена станет понятной. Если оценщик скажет, что эти акции стоят 50 млн рублей, то за 50 млн рублей мы и выставим их на аукцион. А цены, которые мы называем сегодня, они сильно условные. Дивидендов эта компания не приносила. Во всяком случае, последние три года. А мы оцениваем эффективность любого акционерного общества через дивиденды. По этой причине трудно судить и о цене, и о востребованности госпакета акций ОТВ-3. Нам поступало официальное предложение от одного из акционеров, агентства «КП-Мастер», выкупить пакет из 25% акций ОТВ-3. Мы подумали и решили отказаться. Цена была заявлена, насколько я помню, в два миллиона рублей. Сколько будет стоить госпакет в 51% акций – непонятно. Хотя, конечно, контрольный пакет – это совсем другое дело.

О реформе госучреждений

Федеральный закон №83-ФЗ, который был принят в мае 2010 года, обсуждался на разных уровнях, вызывал множество споров, тем не менее он принят, и мы обязаны его выполнять. Закон вносит, конечно же, множество изменений и в федеральное, и в областное законодательство. Соответствующие изменения должны будут внести и все муниципалитеты. Напомню, что с 2011 года, согласно положениям Федерального закона №83-ФЗ, все бюджетные учреждения должны быть преобразованы в три типа: казенные, автономные или бюджетные. Поскольку большая часть положений этого закона вступает в силу с 1 января 2011 года, то уже до 1 декабря 2010 года и мы, и муниципалитеты должны будем определиться с учреждениями, которые будут преобразованы из бюджетных в казенные. С этой целью была создана специальная комиссия во главе с первым заместителем председателя правительства Омской области, которая будет принимать индивидуальное решение по каждому из более чем 400 бюджетных учреждений, которые являются на сегодняшний день бюджетными. На взгляд нашего министерства абсолютное большинство из них должны перейти в статус казенных. Особенно это касается сферы образования, где на сегодняшний день наибольшее количество бюджетных учреждений. Что касается автономных учреждений, то законом определена их деятельность только в социальной сфере. В Омской области работают сегодня шесть автономных учреждений, и три из них не в социальной сфере, в том числе Агентство по выставочной деятельности. По закону до мая 2011 года правительство Омской области должно принять решение либо по ликвидации, либо по реорганизации автономных учреждений, которые не соответствуют требованиям нового законодательства. Мы этот вопрос в настоящее время рассматриваем.

О зданиях детских садов

Очередность по области на сегодняшний день — 41,3 тысячи человек, в том числе 30,4 тысячи человек в городе Омске. Мы проанализировали обстановку по своим объектам, которые были переданы из областного имущества муниципалитетам районных центров и городу Омску. К сожалению, не все переданные здания сейчас используются под детские сады. Из пяти объектов, которые были переданы за последний год городу Омску, в качестве муниципального детского сада не используется ни один. В переданных зданиях двух бывших ведомственных детских садов УВД по Омской области находятся структуры УВД, арендующие имущество у города Омска. Переданные два детских сада в городке Нефтяников находятся в аренде у Омского государственного университета.

О кадастровых инженерах

С 1 января оказывать услуги на рынке кадастровых работ смогут исключительно кадастровые инженеры, подтвердившие свою квалификацию государственной кадастровой комиссии. Полномочия по организации аттестационных комиссий переданы субъектам Федерации. У нас комиссия уже создана и работает с 26 августа. Оборудован специальный кадастровый класс, соответствующий всем требованиям. Новые требования появились буквально неделю назад – видеонаблюдение. Мы поставили три камеры для контроля. И теперь в режиме реального времени через Интернет любой желающий может зайти и посмотреть, как работает комиссия и сдают экзамен претенденты. Первый экзамен планируем провести в начале сентября. К нам уже поступают заявки, звонки идут из разных регионов, даже из Белгорода, поскольку у них комиссия еще не организована. Мы здесь одни из первых. Всего три региона, насколько я знаю, официально объявили о начале работы комиссии с 26 августа.
В тестовом режиме эта программа уже работала в течение полутора недель. По моему заданию специалисты нашего министерства, включая моего заместителя, попытались сдать экзамен. Скажу сразу, экзамен очень сложный. В ходе двухчасового тестирования соискатели должны будут ответить в онлайн — режиме на 80 вопросов. И не менее 64 ответов должны быть правильными. С первой попытки даже мой заместитель ответил правильно только на 59 вопросов. А сдал, в итоге, только со второй попытки. Фактически для сдачи этого экзамена нужно иметь два высших образования – юридическое и землеустроительное.

О новом механизме аренды земли

Сегодня министерством рассматривается вариант расчета арендной платы за областные земельные участки, исходя из их рыночной стоимости. Этот вариант может применяться, если расчет аренды по кадастровой стоимости в два или более раза выше арендной платы, рассчитанной из предыдущей кадастровой стоимости. Документы по этому вопросу уже подготовлены, сейчас они дорабатываются и скоро будут направлены на экспертизу в региональные общественные организации предпринимателей. Скажу больше, этот вариант вполне возможен не только для областных, но и для федеральных земель, и для неразграниченных земель, в том числе на территории города Омске. Администрации города Омска эта инициатива тоже была озвучена. К сожалению, пока желания поработать в этом направлении у города не появилось.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2010/09/35/155781