В августе 2010 года в Омске было создано региональное отделение Российского сигарного союза. Его возглавил директор ООО “Ритэйл Групп”, известный сомелье Всеволод ТОПОНАРОВ. Корреспондент “КВ” Ольга УМОВА расспросила Всеволода Владимировичао том, с какой целью была создана новая общественная организация, а также о его дальнейших профессиональных планах.
— Всеволод, в чем идея сигарного союза и с какой целью было открыто омское отделение?
— Российский сигарный союз создан Московским сигарным клубом. Для того чтобы союз получил статус общероссийской общественной организации, сейчас активно открываются отделения в регионах. Мне предложили возглавить омское отделение, и меня это заинтересовало. Мой бизнес связан с торговлей сигарами и элитными сортами табака. Помимо того что мне создание такого союза в Омске интересно как бизнесмену — ведь он будет способствовать развитию отрасли в целом, у меня есть круг знакомых, которые курять сигары или трубки. И мы планируем объединить в союзе всех тех, для кому интересно.
— Сигаро- и табакокурение можно назвать хобби?
— Это увлечение. Люди, которые курят сигары или трубки, очень похожи друг на друга. Сходство здесь не только в их гастрономических пристрастиях к хорошему табаку, но и в складе характера, темперамента: не будет человек, который все время спешит куда-то, тратить послеобеденные полчаса на выкуривание сигары или трубки. Это определенная философия и эстетика. Сейчас мы принимаем в союз всех, без каких-либо членских взносов, независимо от социального положения и рода деятельности. Причем мы планируем проводить не только дегустации и встречи. Мы предполагаем, что можно просто общаться в рамках союза, выезжать вместе куда-то, участвовать в интересных мероприятиях. Цель союза — повысить культуру курения сигар в целом и развенчать мифы, сложившиеся вокруг этого.
— Расскажите о компании «Ритэйл Групп», чем она занимается?
— Табачной продукцией я занялся в июле прошлого года. Для этого было создано ООО «Ритэйл Групп». В нашем ассортименте есть сигары, трубочный табак, кальяны и все для них необходимое. Мы занимаемся поставками сигар и другой продукции в сегменте HoReCa.
— Сигары в ресторанах пользуются спросом? Разве не дешевле и надежнее курильщику принести сигару с собой, нежели приобрести в ресторане, ведь там может и не оказаться любимой марки?
— Прийти в ресторан и при желании прямо там после обеда приобрести сигару и выкурить ее — это очень удобно. Ведь многие потребители сигар курят их только время от времени и не имеют дома хьюмидора — специального ящика для хранения сигар.
— А рестораторы осознают эту потребность клиента?
— Особого труда найти в этом плане общий язык с рестораторами не составляет. Здесь важно самому ресторатору понять, нужно ли это его клиенту. Ассортимент табачной продукции для каждого ресторана свой: где-то вообще нет смысла его вводить, где-то достаточно сигарилл, в каком-то ресторане с хорошей гастрономией не помешает приличная сигарная карта. В этом плане с каждым клиентом работаем отдельно. Наша продукция представлена во всех ключевых ресторанах города — «Голландская чашке», «Сенкевиче», «Балкан-Гриле», Base и многих других.
— Недавно вы заявили в прессе об открытии собственной табачной розницы.
— Пока в планах — открытие единственного розничного магазина. Он будет называться «Портсигар» и располагаться по адресу: Интернациональная, 14/10. Сейчас мы добиваемся необходимого качества от изготовителя оборудования для магазина, и поэтому точный срок открытия пока сказать не могу. Помещение магазина небольшое, курительной комнаты пока нет. Попробуем работать в таком формате.
— Где вы закупаете свою продукцию и какую именно, есть ли в этом плане предпочтения?
— Это рынок не стихийный, мы работаем с официальными дистрибуторами и закупаем продукцию по оптимальным для России ценам. Это компании «ТопСигарс», «Neska», «Калипсо».
— Конкуренты на этом рынке в Омске у вас есть?
— Есть еще одна компания, которая занимается сигарами в Омске, но мы с ней не конфликтуем, у них свои розничные магазины и несколько другое направление.
— Можете оценить омский рынок сигар и табака в объеме, отметить какие-либо тенденции?
— Даже за год работы на этом рынке я еще не смог до конца его оценить ни в объемах, ни в количестве клиентов. Но в целом омичи постепенно уходят от чего-то простого. Разница в цене между элитной табачной продукцией и обычными сигаретами в связи с ростом цены последних сокращается и будет сокращаться и дальше. Поэтому все большее количество людей приходит к пониманию, что может себе позволить качественную табачную продукцию.
— Всеволод, вы несколько лет работали сомелье. К работе с вином не планируете возвращаться?
— Сомелье я работать больше не хочу. Но есть в планах развитие собственного алкогольного бизнеса. Сейчас идет процесс получения лицензии.
— Это будет дистрибуция или розница?
— Это будет дистрибьюторская компания, работающая в сегменте HoReCa. В чем смысл? Сейчас у нас и в магазинах, и в ресторанах как правило предлагается одно и то же: какая-то марка завозится на рынок и появляется повсеместно. А смысл идти в ресторан и покупать втридорога, если то же самое можно купить в магазине? В ресторане и еда, и напитки должны быть именно такими, какие невозможно попробовать дома. Продукция, которую мы будем предлагать, не будет сверхуникальной или исключительно дорогой. Но это будут интересные и — самое главное — правильно подобранные напитки для HoReCa, а не для магазинов.
— Значит, собственная алкогольная розница вас точно не интересует?
— Сегодня хорошие напитки есть в двух местах в городе — в «Винных погребах» на улице Пушкина и в заведении Skopin. Открывать вдобавок к ним еще один магазин, я не вижу смысла. На омском рынке достаточно двух хороших винных бутиков, да и люди, которым действительно нужно что-то хорошее, смогут съездить в один из этих двух магазинов.
— Приобретенный вами опыт сомелье как-нибудь передаете начинающим коллегам?
— Я не участвую ни в каких мастер-классах, только по своему желанию езжу иногда на дегустации. Консультировать я могу, но только в том случае, если меня в этом замотивируют. Проблема омских сомелье в том, что ни они сами, ни те люди, у которых они работают, не готовы сегодня к долгосрочным инвестициям в своих будущих специалистов. Мне в этом смысле повезло — в свое время в меня вложили деньги, сначала компания «ФЭТ» помогла мне пройти обучение в школе вин и высокой гастрономии «Ностальжи» в Москве, затем я работал сомелье в «Сенкевиче» несколько лет и имел возможность выезжать на мероприятия для повышения квалификации. Конечно, отдача была — я делал продажи. Искусство сомелье ведь не только в том, чтобы определить сорт вина по запаху, он должен еще и продавать. А это техника продаж, знание рынка, умение вести переговоры.
— И напоследок, Всеволод, хотелось бы вас немного пожурить — ведь по сути ваша новая организация — отделение сигарного союза — пропагандирует вредную привычку...
— Есть масса людей, которые не курят сигареты вообще, а вот сигары все же иногда курят. Сигара или трубка — явление эстетического и гастрономического порядка. Сказать, что сигары совсем не наносят вред здоровью — неправильно конечно. Но у нас и без того много чего вредного в жизни.