Евгений РОГАЧЕВ, преподаватель ОмГТУ: «Даже если бы не выделили денег, мы бы все равно над этой программой работали»

Дата публикации: 08 сентября 2010

15 апреля 2010 года подведены очередные итоги программы «У.М.Н.И.К.» (участник молодежного научно-инновационного конкурса) Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Экспертный совет отметил пятнадцать разработок молодых омских ученых, в ближайшее время каждый из них получит грант в размере 200 тысяч рублей. «КВ» продолжают знакомить читателей с авторами наиболее интересных изобретений.

Первый композит — искусственно созданный неоднородный материал, состоящий из двух или более компонентов с четкой границей раздела между ними, изобретенный человеком — железобетон. Он был запатентован французским садовником Жозефом МОНЬЕ в 1867 году и использовался для изготовления кадок для цветов. С тех пор с каждым годом появляются все новые композиционные материалы, расширяется сфера их применения. Композиты имеют как преимущества, так и недостатки. Оценить их свойства, выбрать наиболее подходящие для конкретных задач способна программа, созданная Евгением РОГАЧЕВЫМ. Чтобы узнать о достоинствах нового метода оценки упругих характеристик двухкомпонентных композитов, с программистом встретился корреспондент «КВ» Максим ДУБОВСКИЙ.

— Евгений, расскажите о своем изобретении.

— На самом деле изобретением это назвать сложно. Мой проект заключался в разработке программного обеспечения, которое позволяет моделировать свойства композитных материалов. Сейчас существует множество различных композитов. Для того чтобы разобраться в их свойствах, нужно провести множество экспериментов. На это требуется много времени. Цель была простой — избежать материальных и временных затрат, написав компьютерную программу, которая могла бы сделать то же самое. Это сейчас очень актуально.

— Подобных программ ранее не существовало?

— Нет, подобные программы существуют. Но это просто оценочные формулы, которые могут указать вилку, диапазон, значений. А наша программа, во-первых, моделирует структуру, во-вторых, по этой структуре определяет упругие константы, в перспективе мы хотели сделать определение электрических свойств. Но так как этот проект в рамках диссертации, то сейчас работа над программным обеспечением приостановилась и идет оформление научной работы. Вообще эта программа очень нужная, она экономит время и средства: можно ввести начальные свойства материала, диапазон температур перемешивания и посмотреть, какой материал получится, у нее также много вариантов применения.

— Какие?

— На конференции У.М.Н.И.К. я предлагал поставлять этот программный продукт тем организациям, которые в этом заинтересованы. А члены жюри предложили мне просто предоставлять услуги, то есть, зачем людям разбираться в этой программе, если можно заказать исследование. Программа достаточно универсальна, ее можно использовать как на обычных порошковых материалах, так и на полимерах.

— Вы уже оформили свидетельство о регистрации на свою программу?

— Да, наше ПО зарегистрировано 2 октября 2009 года. Свидетельство выдано на «Программу для анализа кластерной структуры композитов».

— Способна ли ваша разработка принести прибыль лично вам?

— Если найти заказчиков, заинтересовать их, я думаю, люди будут обращаться, будут платить. Если цивилизация подарила нам такой инструмент, как компьютер, грех им не воспользоваться. Хотя, если бы я хотел заработать деньги, я бы создавал не узко-специальную программу, занялся бы более перспективным в плане прибыли проектом.

— Долго ли вы занимались этой программой?

— Я над ней работаю уже третий год, но дело в том, что я в некотором роде продолжатель. Когда я пришел в аспирантуру, идеи алгоритма уже были, мне предложили закончить эту тему. Моя задача заключалась в том, чтобы соединить все наработки в кучу, разработать программное обеспечение. Я написал часть программы, которая отвечает за исследование структуры, сделал оформление. Когда были выдвинуты первые идеи, я не знаю. В настоящее время основные расчеты закончены, идет оформление диссертации. Кстати сказать, когда я занимался разработкой этой программы, у меня возникало множество проблем: во-первых, я не вполне владел темой, во-вторых, институтский курс программирования программированием можно назвать лишь условно. Понадобилось довольно много времени, чтобы подобрать и изучить язык.

— Если говорить о точности, ваша разработка может конкурировать с традиционными методами измерения характеристик композитов?

— Здесь на самом деле есть еще над чем работать. Да, упругие характеристики с экспериментальными значениями неплохо коррелируются, нормально накладываются. Но привязку к структуре у нас не получилось сделать жесткой. Как выяснилось, там есть минусы в алгоритмах, их нужно исправить. Это, кстати, свидетельствует о перспективах нашей программы, — есть еще куда двигаться. В силу того что мы рассматриваем только механические характеристики, а есть еще и другие, например электрическая проводимость.

— Сколько времени вам понадобится, чтобы завершить эту программу?

— Сейчас она уже работает, выдает реальные результаты. Здесь скорее проблема состоит в том, что предела совершенству не существует. Улучшать и дополнять эту программу можно практически бесконечно. В общем, работаем, уже даже акт внедрения есть.

— Чем вам запомнилась конференция У.М.Н.И.К., тяжело ли было победить?

— Для меня это была рядовая конференция. Потому что из-за работы над диссертацией постоянно приходится готовить публикации, выступать на конференциях. А с У.М.Н.И.К.ом как получилось: я подавал документы на другую конференцию, а наш завкафедрой говорит: «Подай еще сюда заявку». Даже удивился, когда прошел во второй тур. Для меня это был просто опыт. Вообще участие в конференциях приносит много пользы — взгляд со стороны может указать тебе на новые направления работы.

— Вам еще не поступало предложений от производителей композитных материалов?

— Пока нет, дело в том, что я сейчас занят диссертацией. Я еще даже не искал выхода на потребителей. Сейчас моя задача — закончить диссертацию. Потом работа над программой продолжится.

— Евгений, можно ли сказать, что в будущем будет возможно проверить свойства композитов, не проводя исследований?

— Я считаю, что эксперименты тоже должны иметь место. Я же говорю, мне удаются близкие оценочные значения. Если стоит задача получить материал с какими-то свойствами, я могу с помощью программы отработать несколько и выбрать, скажем, из десятка два или три, которые лучше подойдут. А затем на этих двух-трех материалах провести уточняющие исследования. Представьте, либо десять материалов исследовать, либо два!

— Если программа будет доделана, как вы считаете, будет ли она пользоваться спросом у производителей композитов?

— Если у предприятия появится такая необходимость, просчитаем. Возможность у нас есть.

— Вы не думали, сколько будут стоить эти услуги?

— Если честно, пока нет, сейчас голова занята диссертацией. Вообще, если честно, даже победа в У.М.Н.И.К.е получилась какой-то спонтанной. Я очень удивился, когда пришел на первый этап конкурса: люди ходят, переживают, что переживать? Пришел, меня спросили: «Что сделал?». «Вот это сделал». «А, ну ладно, иди!». Я даже списки не смотрел, мне потом сообщили, что я прошел. Для меня это была просто обычная конференция, на то это и конференция, чтобы тебе вопросы задавали, они для того и проходят, чтобы обменяться опытом. Я даже не рассчитывал на победу, приятно, конечно.

— Как планируете потратить деньги?

— Я, честно говоря, еще даже не заморачивался. Однозначно, часть потрачу на защиту диссертации, не секрет, что на это необходимы определенные расходы. Часть пусть лежит на карточке, после защиты начнутся беспокойства о выходе. А так, есть эти деньги, и бог с ними.

— То есть если бы вы не получили грант, работа над программой бы не застопорилась?

— Даже если бы не выделили денег, мы бы все равно над этой программой работали, ведь она нужна мне для диссертации.

— Евгений, вы работали учителем информатики в школе, сейчас вы преподаватель в университете. С кем больше понравилось работать — со школьниками или студентами?

— Я по образованию учитель физики, но руководство школы понимало, что если человек закончил педуниверситет, не так уж и важно, что у него в дипломе написано. Меня взяли на работу без проблем. Эта работа отнимала много времени. Одно дело — провел занятие и ушел, а совсем другое — писать планы, конспекты. Я понял, что на эту работу потребуется слишком много времени, а основная моя задача — написать диссертацию. В школе совсем другая атмосфера, мне больше со студентами нравится работать, они более самостоятельные, хоть и не все.

— То есть в школе вы работать не хотите?

— Почему не хочу, кто знает, как жизнь повернется? Мне в вузе нравится, я здесь освоился. Если будет какая-то крайняя необходимость, я подумаю.

— Не секрет, что ученые, преподаватели университетов получают небольшие зарплаты, не возникало ли у вас желания оставить научную деятельность?

— То, что зарплаты невысокие, это ни для кого не секрет. В принципе научной деятельностью можно зарабатывать. На уровне ассистент-доцент разница ощутима, но чтобы стать доцентом, нужно защитить кандидатскую диссертацию.

— Евгений, вы родились в области, если не секрет, где жили?

— Я уже восьмое место жительства поменял. Помаялся, побегал по всему городу, где я только не жил. Сейчас — в общежитии Политеха. Но все равно раз в месяц езжу к родителям в деревню, там работы тоже хватает, и там действительно отдохнуть можно.


Биография:
Евгений Анатольевич РОГАЧЕВ родился 2 июня 1983 года в деревне Лисино Муромцевского района Омской области. В 2000 году окончил школу и поступил на физический факультет Омского государственного педагогического университета. В 2004 году получил диплом с отличием бакалавра физико-математического образования. В 2006 — диплом магистра по той же специальности. На втором курсе магистратуры работал лаборантом в компьютерном классе педуниверситета, преподавал информатику в школе. В 2006 году поступил в аспирантуру ОмГТУ. С 2007 года работает преподавателем на кафедре физики.
В настоящее время готовится к защите кандидатской диссертации на тему «Моделирование структуры и физических свойств полимерных композитных материалов с использованием принципов клеточных автоматов».

Женат, в декабре в семье ожидается пополнение.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2010/09/35/770035