Валерий КАПЛУНАТ, председатель совета директоров ООО «Омсктехуглерод»: «Либо шеи свернут нам, либо потеряют свои головы организаторы схем принуждения бизнеса»

Дата публикации: 15 сентября 2010

Седьмого сентября стало известно, что Омск карбон мэтериалс групп получила в числе первых российских предприятий доступ своего продукта на рынки Европейского союза по новому протоколу системы РИЧ. Этим гарантируется, что данный продукт идентичен по всем видам безопасности и стандартов единым унифицированным требованиям европейской химической промышленности. Без него с 1 января 2011 года никакие поставки на территорию Европы были бы невозможны. По словам председателя совета директоров ООО «Омсктехуглерод» Валерия КАПЛУНАТА, к этому достижению холдинг шел три года. С Валерием Николаевичем встретился корреспондент «КВ» Лев АБАЛКИН.

— Какие организации входят в ваш холдинг?
? Холдинг объединяет два завода и сбытовую компанию «Поликарбон». За нами порядка 40% всего российского производства технического углерода и почти 50% экспорта данного продукта за пределы Российской Федерации. Начиная с августа мы вышли на докризисный уровень.
? В физических объемах?
? Да. К сожалению, показатели рентабельности не те, что были до кризиса. Нас пролихарадило несколько лет. Могу сказать, что с января по май мы вообще имели убытки по текущей деятельности. И предприняли титанические усилия по оптимизации расходов, сырьевого портфеля, улучшению эффективности производства, по более агрессивной маркетинговой, сбытовой политике и т.д. Мы диверсифицируем рынки сбыта: помимо Европыначинаем достаточно серьезно работать в юго-восточной Азии. Речь понятно идет о Южной Корее и Японии.
? Это уже поставки или предварительные договоренности?
? Заход на местные рынки технического углерода, учитывая что это крайне консервативный продукт, длится годами. Речь пока идет о так называемой акцептации — испытании. Наша продукция идет в основном на изготовление шин для автомобилей. А к шинам предъявляются жесткие требования с точки зрения безопасности, нагрузки на окружающую среду и эффективности. Все это требует тщательного научно-технического подхода и кропотливых испытаний
? То есть в какой-то степени свойства автомобильного колеса зависят не только откаучука, но и от углерода.?
? В ряде случаев при абсолютно одинаковых качественных параметров технический углерод от разных производителей имеет совершенно разное поведение в резине. Как вы знаете 5 лет назад мы приобрели волгоградский завод технического углерода. И купили его не от хорошей жизни, а под влиянием геостратегического фактора. Фактически покупкой завода в Волгограде мы защитили будущее омского завода, потому что любой иной владелец развивал бы производство в Волгограде за счет рынков омского завода. Конечно, за три года нам пришлось унифицировать технологию производства. Таким образом, что продукция этих заводов практических отличий. Была проведена акцептация у всех крупных шинных брендов мирового уровня и теперь можно с гордостью сказать, что волгоградский завод выпускает сажу аналогичного омскому качества. Более того, это признано ведущими акцептованными лабораториями мира. Поэтому мы можем претендовать на лидерство на территории постсоветского пространства, ибо обладаем необходимыми для этого параметрами: научно-техническая база (в стратегическом партнерстве с институтом проблем переработки углеводородов), великолепный логистический центр (сбытовая компания «Поликарбон»), региональное многообразие источников сырья, единый центр управления, методология, система контроля производственных процессов. В итоге нашими потребителями являются все крупные гранды шинного производства, входящие в первую десятку: Мишлен, Гудиер, Пиреллли, Континенталь, Бриджстоун и т.д. Кроме того мы не впервые обеспечиваем сырьевую комплектацию для такого престижного контракта, как Формула-1 (поставщик Пирелли).
? Волгоградский и омский заводы продают продукцию под разными брендами?
? Под единым брендом, который называется Омск карбон мэтериалс групп. Во всех международных справочниках мы фигурируем под названием «Омск».
? Предполагаете ли увеличивать объемы производства?
? Наращивать объемы мы предполагаем на обоих промплощадках. Но если на волгоградском заводе мы фактически запустили программу коренной модернизации и тотальной реконструкции с доведением объема производства через 3-4 года до 140 тысяч тонн, то на омском заводе мы намерены довести объемы до 250 тысяч тонн исключительно за счет повышения нагрузок, более интенсивного использования оборудования: увеличения производительности реакторов и повышения температурных параметров производственного процесса.
? А зачем увеличивать объемы, если вы и так доминируете на рынке?
? Мы видим, что под патронажем премьер-министра Владимира ПУТИНА реализуется программа автомобилизации страны. Это очень масштабная программа. К 2016 году предполагается более чем двукратный рост производства автомобилей на территории РФ практически до 3 млн штук в год. Три миллиона умножаем на пять колес на комплектацию, умножаем на 5 – 6 кг техуглерода и получаем потребность в углероде порядка 450-500 тысяч тонн в год по стране. Сегодня общая мощность производства техуглерода в стране всех заводов составляет 560 тысяч тонн. При этом порядка 60% идет на экспорт. Как вы понимаете, согласно программе автомобилизации к 2016 год образуется двукратный дефицит техуглерода. То есть нам надо поднять объемы производства вдвое. Поэтому мы тоже ставим перед собой такие амбициозные задачи. Пока это, наверное, чуть ли не единственный продукт, импорта которого в Россию не существует. Но если бы мы не пришли на омский завод, все могло быть иначе. На омском заводе мы уже на 30 % превзошли показатели лучших советских лет. А по ассортименту до нашего прихода завод производил порядка 3-4 марок техуглерода, ныне он производит порядка 17 марок. Причем суперсовременные самые востребованные и наукоемкие. Тем не менее мы сейчас стоим у реки Рубикон.
? Каким образом? Вы же говорите, что все наконец опять начало расти и развиваться.
? Это же не дрожжи, которые забросили в тесто и все само вспучивается. Эта проблема подобна тришкиному кафтану: целесообразность вложений при ограниченных ресурсах. К сожалению, уровень нефтепереработки в РФ очень сильно отстает от зарубежного. В частности, в Америке и Европе есть целая индустрия производства так называемых тяжелых нефтяных остатков – сепарация, очистка. У нас нет такой специализированной индустрии. Мы вынуждены использовать очень дорогой по своей сути продукт, такой например как каталитический газойль с не очень–то высоким индексом корреляции. Потому что в силу особенности его производства индексация его цены привязана к индексации цен двух других продуктов – мазут и дизельное топливо. Это резко усугубляет наши возможности в части себестоимости. Поэтому мы и предпринимаем титанические усилия по научным исследованиям для расширения сырьевой базы. Здесь есть и ноу-хау. И главным нашим стимулом в этом отношении является программа автомобилизации. Под нее практически сколачивается гигантский проект, осуществляемый «Сибур-Русские шины», куда уже входят все заводы Амтела – Воронежский, Кировский, традиционные заводы Сибура – Волтайр, Омскшина, Ярославский шинный, Уралшина и, я думаю, в ближайшее время войдут Нижнекамсшина и Алтайшина. Фактически они производят работу по концентрации отрасли и ее объединению. По созданию единых унификационных новейших технологий, по грандиозным программам инвестиция и научных исследований.
? При таких радужных перспективах откуда взялся Рубикон?
? Мы должны осуществит капитальные вложения объемом около 100-150 млн евро. И если программа автомобилизации провалится, то нам кирдык наступит. Так что мы в какой-то мере рискуем. Но риск, как мы полагаем, оправдан, так как мы надеемся на целеустремленность и упорство правительства. И благодарны правительству, что оно выставляет такие амбициозные цели и в свою очередь рассчитываем его не подвести. Мы выполняем по сути дела государственную задачу, хотя являемся полностью частной компанией, которая была создана и развивается исключительно на частные деньги без участия государства. Безусловно, если мы не выполним свои задачи, государственная программа не забуксует: все будет компенсировано поставками импортного техуглерода. Всего лишь. Но мы надеемся не допустить такого. Только бы нам палки в колеса не вставляли.
? Что вы имеете в виду?
? Вы знаете, сложилась парадоксальная ситуация: если за границей и внутри страны перед партнерами мы имеем, не боюсь похвастать, высочайшую репутацию, то перед местечковыми руководителями различного рода федеральных служб мы выглядим коварными, дерзкими злодеями. Послужной список в десятки уголовных дел за последние 15 лет, бесконечное количество обысков и проверок очевидно предполагали реальное вскрытие злодеяний с нашей стороны. Конечно можно было успокоиться, так как ни одно из этих дел не дошло до суда, все они оказались пшиком. Но беспокоит одно: нарастают противоречия между грандиозностью и полезностью для Родины наших планов и эскалацией усилий по дискредитации всего того, что мы делаем. По сути дела от личностной дискредитации противники перешли к откровенным попыткам торпедировать развитие нашей отрасли.
? Например?
? Исчерпав возможности прямого уголовного преследования, некий манипулятор пытается реализовать программу в принципе приводящую к остановке развития наших заводов. Сюда относятся иски о приостановке деятельности омского завода за так называемые экологические нарушения, налоговые решения о крупномасштабном незаконном возмещении из бюджета и тому подобное.
? Поподробнее?
? Например на предъявлялись экологические претензии, выполнить которые было невозможно. Но мы их выполнили путем установки оборудования холодной абсорбции, которая вообще не имеет мировых аналогов. Это плоды деятельности совместного консорциума с институтом, возглавляемым Владимиром ЛИХОЛОБОВЫМ, единственным в Омске членом-корреспондентом РАН. И теперь могу авторитетно заявить, что нагрузка на окружающую среду омского завода сейчас меньше, чем нагрузка аналогичного завода фирмы Дегуса под городом Кельном.
? Но кому нужно топить ваш завод? Существует большое предприятие. Платит налоги, работает.
? Мы полтора года назад осуществили перерегистрацию в Омск. Свели сюда все финансовые потоки. Но нам никто за это даже спасибо не сказал. Никакой реакции не было ни со стороны региональной власти, ни со стороны налоговых органов. Вероятно, у них иные оценки происходящего.
? Ну какой-то заговор вокруг вас разворачивается...
? Вы правы, может быть действительно нами это все преувеличивается. Ну в крайней случае преувеличивается. Обычные реалии российского бизнеса. И казалось бы, ну что такого: не получилось же у врагов свернуть нам шеи. Можно было бы на этом успокоиться, но наступила другая эпоха, при которой происходит интеграция динамичного экспансивного капитала в государственные программы и возникает сакраментальный вопрос: кто кого? Либо шеи свернут нам, либо потеряют свои головы идеологи и организаторы зловещих схем принуждения и закабаления передового бизнеса.
Не зря лицом олицетворяющим наше преследование стал депутат Госдумы ГУДКОВ с его ультрапатриотической тематикой публичных выступлений. Причем мы уверены, что он всего лишь прикрытие для реализации силового давления на нас, ибо настоящий режиссер не может открыто декларировать такие откровенно геббельсовские пассажи. Расчет здесь очень простой: нагнетание атмосферы тотального крестового похода в надежде, что наконец-то не выдержат нервы и мы примем некие условия.
? Какие условия?
? Сначала около восьми лет назад была попытка не допустить нас на западный рынок с помощью антидемпингового расследования. Мы его выиграли. Следующим шагом стало предложение от имени транснациональной компании платить предприятию определенную сумму в евро за каждую тонну непоставленного техуглерода в Европу. Мы отказались. Затем была попытка привлечь нас в создание совместного альянса. Грубо говоря продажа бизнеса. При этом упоминался депутат ГУДКОВ, как фактор невозможности ведения для нас бизнеса в России на независимой основе. А учитывая, что к претензиям налоговой службы и, возможно, прочих контролирующих структур так же имеет отношение господин ГУДКОВ, то возникает ощущение, что здесь есть внешние признаки заговора.
? Вы намекаете, что этот заговор организовали иностранные конкуренты?
? Я не могу так сказать со всей уверенностью. Но события я могу анализировать. А они таковы: за последние два года в Европе закрылось четыре завода технического углерода, и еще шесть под угрозой закрытия. Идут бесконечные диалоги с представителями ведущих мировых корпораций и красной линией проходит тезис о том, что мы не имеем покровительства властной элиты, следовательно, нуждаемся в некоем альянсе, как иной форме защиты бизнеса. И получается, куда бедному крестьянину податься: белые приходят — грабят, красные приходят — грабят. Либо союз с транснациональной компанией либо дружба, например, с региональной властью. Неужели в России у бизнеса нет другого пути?
? Так какой же вы для себя видите выход из положения?
? Мы оптимисты. Если общество нуждается в нашей продукции, оно нас поддержит. Мы делаем благое дело. А те, кто противостоят нам в силу местечковых или конкурентных мотивов вряд ли добьются успеха. Более того, мы уверены, что в силу угрозы их действий национальной безопасности России, они будут выведены на чистую воду. Воли и решительности у современной российской власти для этого достаточно.




 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2010/09/36/587468