В Омске появилось интеллектуальное шоу для предпринимателей

Дата публикации: 15 сентября 2010

8 сентября в Торговой галерее «Сибирская пирамида» состоялось интеллектуальное шоу — «Бизнес-академия». Именно так представили обучающую игру для предпринимателей ее организаторы. Это новый дочерний проект, разработанный авторами ставшей уже известной в Омске городской бизнес-консультативной площадки «Партнеры». Авторская группа, которую возглавляют Сергей КАКОТИН (бывший исполнительный директор Омского областного союза предпринимателей), Геннадий НИКИТИН и Антон КИРЖБАУМ, представляет собой некоммерческое партнерство содействия развитию малого и среднего бизнеса «Партнеры». Игра посвящена была теме продвижения товаров и услуг. В интеллектуальном поединке сошлись две команды — Омского областного союза предпринимателей и Ассоциации молодых предпринимателей. В каждой — по три представителя малого и среднего бизнеса. Командам даны были пять кейсов с описанием реальных ситуаций, с которыми столкнулись в своей бизнес-практике реальные омские компании. На обсуждение каждого кейса — по две минуты, затем участники предлагали свои варианты решения проблем. Ответы строгое жюри (12 человек — акулы омского бизнеса, психологи, преподаватели вузов, представители власти) оценивало по десятибалльной системе. Как и в любом шоу, не обошлось без очаровательной ведущей — ею была 25-летняя директор рекламного агентства «Лето» Мила КРИЦКАЯ, зрительских оваций и подарков спонсоров, были даже музыкальные паузы с настоящей певицей. «КВ» предлагают читателям наиболее интересные из обсуждаемых кейсов и их решения.

Команды:
ООСП — руководитель группы компаний «Зеон» Ярослав РОДИОНОВ, директор ООО «РИТМ» Алексей САЯПИН и директор компании «Олимпус» Елена ЗУБАРЕВА.
АМПР — директор ООО «База снабжения «Агромаш» Наталья МАРТЫНОВА, руководитель проекта «Городовой» Евгений ЛАЗАРИДИ и гендиректор ООО «Дарсиб-Трейд» Александр КЛЮЧНИКОВ.

Кейс №1. Всегда ли нужен бренд?
В Омске ИП Афанасенко успешно производит (примерно 15 тонн в день) и реализует продукцию из куриного мяса. Покупатели знают продукцию компании и с большим удовольствием ее покупают, но не знают, что ее производит ИП Афанасенко. Нужен ли этому предприятию бренд? Если да, то зачем?

Ответы:

Команда АМПР
Считает, что скорее всего этому предпринимателю бренд не нужен, потому что работает он на небольшом рынке. Лояльность покупателя возникает в данном случае не к бренду, а к месту, где он покупает продукцию, — мини-рынки, небольшие розничные точки. У предприятия не такие большие обороты, чтобы оно могло позволить себе тратить лишние деньги на создание бренда, при том, что бренд, по мнению команды, все равно не будет способствовать лучшему продвижению товара. Наверняка у ИП Афанасенко естьограничения по объему реализации куриного мяса, тогда команда советует ему копить деньги и думать о расширении производства или о возможности параллельно развивать какой-то иной бизнес. Данный ответ жюри оценило в 5,7 балла.

Команда ООСП
Наоборот, уверена, что бренд ИП Афанасенко нужен, потому что предприятие должно думать о своем развитии. Если конкуренция на рынке высокая, то без бренда никак не получится выделиться. Команда предложила предпринимателю определиться самому, какой именно ему требуется бренд — самой компании или же продукции. Это зависит от стратегии, которую выбрало себе предприятие. Если фирма планирует в дальнейшем заняться реализацией сопутствующей продукции — колбас, паштетов и т. п., то ей необходимо продвигать свой корпоративный бренд — ИП Афанасенко, которому покупатели уже доверяют. А если фирма собирается специализироваться только на курином мясе — продавать ножки, грудки и т. п., то ей нужен продуктовый бренд. Данный ответ жюри оценило в 8,8 балла.

Мнение зрителей
Директор «Билет Омск» Дмитрий МАШКИН считает, что дополнительный бренд ИП Афанасенко не нужен, потому что продукция данной фирмы и так продается — само название предприятия уже является брендом, пусть и не очень оригинальным. По его мнению, фирме лучше бы подумать о расширении ассортиментной линейки.

Мнение жюри
Директор «Вес-Трейд» Владимир ИЗМОДЕНОВ уверен, что бренд нужен абсолютно на любом этапе развития бизнеса. Гуру маркетинга учат, что, выстраивая бизнес, всегда нужно учитывать четыре инструмента — 4 P (product — продукт, placemante — место продаж, price — цена, promotion — продвижение). ИП Афанасенко, по мнению ИЗМОДЕНОВА, использовало пока только три первых инструмента, не уделяя должного внимания своему продвижению, а оно без бренда невозможно. Политтехнолог Сергей СТАРОВОЙТОВ согласен с прозвучавшим мнением, что ИП Афанасенко само уже является брендом, но, как уверен Сергей, все же не для конечного потребителя, а для дилерской сети, с которой работает это предприятие. ИП Афанасенко, наверняка привозит свежее мясо, которое быстро раскупается, потому дилеры чаще и обращаются именно к данной фирме. Для конечного покупателя в данном случае действительно брендом является место, где он покупает куриное мясо, — мини-рынок, ларек, а не сам товар или фирма, которая его делает. То есть правильный ответ, по мнению СТАРОВОЙТОВА, бренд необходим, но он уже есть. Евгения КЛИМАНОВА же считает, что все зависит от целей самого предпринимателя. Если он намерен попродавать на рынке год-два, срубить по-быстрому денег и уйти, то, конечно же, тратиться на бренд ему смысла нет, а вот если он собирается завоевывать рынок, развиваться, то яркий запоминающийся бренд обязательно нужен. КЛИМАНОВА рассказала, что проводила опрос покупателей в магазине, где продается продукция ИП Афанасенко, однако никто из них так и не смог вспомнить название фирмы, чье куриное мясо они каждый день покупают.

Кейс №2. Как распорядиться рекламным бюджетом для розничного товара, недостаточно представленного в торговых сетях?
Компания вышла на омский рынок минеральной воды с торговой маркой «Жемчужина колоса». Это товар импульсивного спроса. Он мало представлен в торговых сетях города. Как распорядиться рекламным бюджетом, чтобы увеличить объемы продаж?

Ответы:

Команда АМПР
Советует потратить большую часть бюджета на то, чтобы просто-напросто выкупить самые выгодные полки в торговых сетях города и выставить на них «Жемчужину колоса», хотя это удовольствие не из дешевых. Чем лучше полка и заметнее для покупателя, тем быстрее на ней все продается — тем она сама дороже. Если бюджета на это не хватит, то команда советует повысить ценность данной воды в глазах покупателя, приучить его к данной воде, например разливать ее в жару на улице бесплатно, поить людей ею бесплатно на каких-нибудь мероприятиях, в ночных клубах, выступать спонсорами мероприятий и т. п. Данный ответ жюри оценило в 6,1 балла.

Команда ООСП
Предположила, что рекламный бюджет очень маленький, потому рекомендовала фирме потратить его весь на стимулирование не покупателя, а продавца в магазине, который за определенные бонусы сам будет стараться ставить «Жемчужину колоса» на выгодные полки, рекомендовать именно эту воду покупателям и т. п. Это, по мнению команды, обойдется предприятию намного дешевле, чем выкупать полки. А вот потом можно уже проводить промо-акции и дегустации. Данный ответ жюри оценило в 7,4 балла.

Мнение зрителей
Евгений ЕРОХИН согласился с мнением команды АМПР, что «Жемчужине колоса» прежде всего нужно выкупать хорошие полки в сетях — потратить на это 90% всего бюджета. 10% оставить на проведение промо-акций в городе, недорогой и действенный способ продвижения, например, промоутеры в костюмах белочек поили бы людей водой и рассказывали, чем она полезна, где ее можно купить и т. п. А также он посоветовал обязательно снизить цену на минералку при входе на рынок, чтобы сначала завоевать лояльность покупателей, а когда к ней привыкнут, можно уже и повышать.

Мнение жюри
Сергей СТАРОВОЙТОВ не услышал главного, по его мнению, от обеих команд — почему конечный потребитель должен среди множества аналогичного товара даже на самой выгодной полке предпочесть воду именно данной торговой марки? В чем ее уникальность? Какой миф, какая идея, легенда должны сопровождать эту воду, чтобы ее купили? Владимир ИЗМОДЕНОВ же считает, что в данной ситуации задача лежала вовсе не в плоскости маркетинга. Он, как дистрибьютор с 15-летним стажем, знает — первое, что нужно, чтобы товар оказался у потребителя, это сформировать товаропроводящий канал. Если товар недоступен потребителю, если его даже нет на полке, то какой смысл делать что-то еще, устраивать какие-то промо-акции, дегустации, размещать рекламу в СМИ. Потребитель через три часа забудет об этом товаре, если не увидет его в качестве подтверждения на полке магазина. А директор Welcome Media Олег САВЧЕНКО посоветовал фирме перво-наперво сменить название продукта, потому что про санаторий «Колос» мало кто помнит, а «Жемчужина колоса» ассоциируется прежде всего с зерновым колосом, что вызывает вопрос, при чем же здесь минералка. В итоге жюри присудило победу команде Омского областного союза предпринимателей со счетом 47,6 балла против 43,7.  



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2010/09/36/v_omske_poyavilos_intellektualnoe_shou_dlya_predprinimateley_