Ольга ЗАДВОРНОВА, студентка 5 курса ОмГАУ: «Отечественные препараты менее эффективны, чем импортные, а наш работает лучше и стоит меньше. Он будет вне конкуренции»

Дата публикации: 22 сентября 2010

15 апреля 2010 года были подведены очередные итоги программы У.М.Н.И.К. (участник молодежного научно-инновационного конкурса) Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Экспертное жюри отметило разработки пятнадцати молодых омских ученых. Все они стали обладателями права на получение гранта в размере 200 тысяч рублей. «КВ» продолжают знакомить читателей с авторами наиболее интересных изобретений.

Плесневым грибам человечество обязано появлению антибиотиков, дрожжей и нескольких видов сыров. Первый препарат, из продуктов жизнедеятельности вида Pinicillium — пенициллин, был получен Александром ФЛЕМИНГОМ в 1928 году. Но вреда плесень приносит гораздо больше: колонии грибов отравляют пищу, могут сделать жилище опасным для проживания, некоторые виды этих микроорганизмов паразитируют на коже человека и животных. Ольга ЗАДВОРНОВА знает, как победить плесень: она разработала средство, которое эффективно борется с микроорганизмами, паразитирующими на животных. В дальнейшем этот препарат можно будет применять для лечения грибковых заболеваний и у людей. Преимущества нового средства с изобретательницей обсудил Максим ДУБОВСКИЙ.

— Ольга, расскажите о своем проекте.

— Мой проект называется «Перспективное антимикотическое средство защиты животных». Речь идет о плесневых патогенных грибках: о микозах и микотоксикозах. На сегодняшний день эта проблема стоит достаточно остро. С каждым годом эти заболевания все чаще появляются, причем не только у животных, но и у людей.

— То есть вы изобрели лекарство от грибковых заболеваний? В чем его преимущество перед аналогами?

— Да, мы изобрели средство, которое реально лечит грибковые поражения. Существующие на рынке лекарственные препараты очень дороги. В нашем институте 15 лет назад было получено вещество, которое как антимикотическое не использовалось. Из него мы хотим создать препаративную форму. Были проведены исследования, которые показали, что это вещество имеет ряд преимуществ перед аналогами: оно дешевле, нетоксичное и высокоэффективное.

— А что это за вещество?

— Мы пока об этом не говорим. Оно достаточно известно, как я уже сказала, оно было синтезировано 15 лет назад, но как антимикотическое не использовалось, его применяли в других целях.

— В каких?

— Не могу сказать. Единственное, что могу сообщить, это вещество было получено в нашем институте довольно давно, но идея использовать его как антимикотическое принадлежит мне.

— То есть вы еще не запатентовали свое изобретение?

— Еще нет. Я думаю, что мы получим патент в течение двух лет. Наша цель – сделать препарат, который будет реально помогать в лечении грибковых заболеваний. Его можно будет использовать не только для лечения животных, но и людей. Также его можно будет применять для изготовления фуража: когда производится корм для животных, часто нарушается технология, он плесневеет. Это очень вредно, потому что продуктами жизнедеятельности грибков являются токсины, они способны отравить не только животное, но и человека, который потребляет в пищу продукты животноводства. Наше средство можно будет применять как внутрь, так и наружно. Его можно будет использовать не только для лечения, но и профилактики. Наше средство обладает четвертым классом токсичности, это очень низкий уровень.

— Вы говорите, что это вещество давно использовалось, но для других целей, как вы догадались, что его можно применять в данной области?

— Я проводила исследования. И поняла, что это вещество можно использовать для лечения грибковых заболеваний. Испытания дали хорошие результаты. На самом деле работы еще очень много, нужно многое проверить, но результаты уже есть, и они вселяют некоторый оптимизм.

— Сколько времени вы занимаетесь этими исследованиями?

— Полгода, может быть, чуть больше.

— Наверное, много времени приходится проводить в лаборатории?

— Когда как. Я, вообще-то, учусь на вечернем отделении на двух факультетах: ветеринарной медицины и экономическом. А занятия в лаборатории резистентности домашних животных, по большей части, для души. Мой научный руководитель – заведующий лабораторией, доцент Владислав ЗАИНЧКОВСКИЙ сильно заинтересовал меня исследовательской работой. Вообще я занимаюсь в лаборатории с первого курса, попробовала — понравилось, работать там очень интересно.

— Ольга, вы обучаетесь на двух специальностях, занимаетесь исследованиями, хватает ли на все времени? Не пропадает ли интерес к научной деятельности?

— Я стараюсь все успевать. Желание заниматься научной деятельностью не ослабевает. Тем более есть результаты. Если бы все было впустую, то мне, наверное, было бы неинтересно. А когда что-то получается, это подстегивает идти дальше, находить что-то новое. Тем более мою работу заметили..

— Если говорить о цене на ваш препарат, она ниже, чем у аналогов?

— Да, наш стоит намного меньше. Но точные цифры на данном этапе я назвать не могу. Антигрибковых препаратов очень много, что я буду запоминать, сколько какой стоит? Есть еще одна проблема, отечественные препараты менее эффективны, чем импортные, а наш работает лучше и стоит меньше. Он будет вне конкуренции.

— Сколько времени понадобится, чтобы запустить производство вашего препарата?

— Мы планируем начать выпуск года через два, но это весьма приблизительные цифры. Чтобы начать производство лекарства, нужно пройти множество согласований, доказать, что препарат безвреден, что он помогает. На это уйдет много времени и сил.

— Ольга, вы говорите, что вам потребуется два года, чтобы закончить исследования. Вы на пятом курсе, чтобы закончить проект, наверное, придется продолжить обучение. Планируете ли поступать в аспирантуру?

— Я бы хотела поступить в аспирантуру, но утверждать ничего не буду. Все меняется, жизнь течет, я же не знаю, что будет завтра! Может быть, обстоятельства изменятся.

— Вы уже дали название своему препарату?

— Мы назвали его «СИН-антитоксин». Звучит?

— Вы уже получили деньги от Фонда?

— Средства за первый квартал уже перечислили. Но мы их еще не снимали.

— На что планируете их потратить?

— Естественно на исследования. Нужно покупать инструменты, реактивы, животных.

— Животных будете сначала заражать, потом лечить?

— Нет, будем покупать тех, кто заболел. (Смеется). Они дешевле.

— Фонд выделяет 200 тысяч, с учетом налогов получается еще меньшая сумма, как считаете, вам хватит этих денег на то, чтобы закончить исследования?

— А что делать? Будем экономить.

— Следующий этап поддержки Фонда — программа С.Т.А.Р.Т. – планируете ли участвовать в ней?

— Пока не планируем. Как можно загадывать? Если получится подобрать концентрации, дозы для лечения и профилактики, запатентовать изобретение, будем претендовать на 6 миллионов. Пока у нас уверенность в том, что все получится, практически, стопроцентная. Это средство может приносить неплохой доход, ведь плесневые грибки повсюду, а средств, которые давали бы хороший результат в борьбе с ними и стоили бы относительно недорого, в настоящее время нет.

Биография:
ЗАДВОРНОВА Ольга Александровна родилась 6 ноября 1988 года в Омске. В 2006 году окончила школу № 47 и поступила в Омский государственный аграрный университет на два специальности — «Ветеринария» и «Экономика управления». В настоящее время обучается на 5 курсе.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2010/09/37/688939