17 сентября в Омском УФАС завершилось рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденного в отношении трех крупнейших в регионе молкомбинатов — филиала «Манрос-М» ОАО «Вимм-Билль-Данн», ОАО «Вита» и ЗАО «Любинский молочно-консервный комбинат». После двух заседаний и долгих споров все переработчики молока были признаны виновными в нарушении, предусмотренном статьей 11 Федерального закона «О защите конкуренции» (ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия хозяйствующих субъектов). Впрочем у производителей цельномолочной продукции изначально не было шансов избежать штрафа, если учесть то рвение, с которым власти всех уровней пытаются сегодня регулировать продовольственные рынки.
«Вимм-Билль-Данн» в глухой обороне
Представители федерального производителя были на заседании комиссии Омского УФАС в большинстве, поэтому ВБД сразу взял с места в карьер. Мол, компания чрезвычайно заинтересована в сохранении положительной динамики рынка молочных продуктов, в том числе, в поддержании доступных цен на социальные продукты, поэтому некоторые продукты даже производит с минусовой рентабельностью. А рост отпускных цен в августе 2010 года был вызван летним беспрецедентным ростом цен на сырое молоко во всех регионах России. Учитывая, что доля стоимости сырья в себестоимости готового продукта более 60%, то, по мнению представителей компании ВБД, отпускные цены на продукцию филиала в Омске возросли очень незначительно. Причем повышение вовсе не увеличило прибыль компании, а лишь позволило избежать еще большего падения рентабельности при производстве пастеризованного молока жирностью 2,5% в мягкой упаковке «финпак», которое традиционно считается социальным продуктом.
За период с июля 2009 года по июль 2010 года затраты на сырое молоко возросли, по словам представителей ВБД, на 73%. При этом средняя выручка филиала «Манрос-М» увеличилась на 26%, а среднемесячная рентабельность производства социального молока не просто оставалась минусовой в течение всего периода, но и имела тенденцию к снижению. 2010 год, по мнению менеджеров ВБД, может стать уникальным. Каждый год сырое молоко летом дешевело, а в этом году произошло даже увеличение закупочных цен.
— Рентабельность омского предприятия – она и так одна из самых низких в компании, — пояснил региональный директор ОАО «Вимм-Билль-Данн» по Сибири и Дальнему Востоку Дмитрий МИРОНЧИКОВ. — В Омске меньше доход на душу населения, чем в регионах Европейской части России или Урала, и мы это всегда учитывали. Но если до лета компания могла себе позволить иметь отрицательную рентабельность на социальных продуктах, которые производились в Омске, компенсируя потери за счет более высокой рентабельности предприятий в других регионах, то в сегодняшней ситуации «Вимм-Билль-Данн» не можем себе этого позволить. Даже если взять во внимание рост цен на сырое молоко только в благополучной Омской области, то в сравнении с прошлым годом подорожание составило 3,5-4 рубля.
Ростом цен на сырье объяснил подорожание своей продукции и финансовый директор ЗАО «Любинский МКК» Владимир ДУЛИН. Только за август, по его словам, закупочные цены предприятия выросли на 14%, поэтому рост отпускных цен на 9% вполне объясним. К тому же хозяйства, которые сдают молоко на Любинский МКК, уже заявляют, что у них есть более интересные предложения от других покупателей, которые готовы брать молоко на 1,5 рубля дороже. Так что Любинскому МКК, чтобы не потерять поставщиков, придется, видимо, соглашаться и на дальнейшее увеличение закупочных цен.
Тюменская угроза
Одним из главных источников роста цен на сырье омские переработчики называют своих тюменских коллег. По словам Дмитрия МИРОНЧИКОВА, крупные молкомбинаты из соседнего региона готовы платить за сырое молоко омским производителей 14-14,5 рубля, что на 1,5-2 рубля выше той средней закупочной цены, которая сложилась на сегодняшний день в нашем регионе.
— Что мы можем сделать в этой ситуации? Можем давать такие же цены, как тюменские переработчики, но при этом увеличится и цена на готовую продукцию. А можем биться за сдерживание цен. Но тогда омское молоко уплывет в Тюменскую область, и в Омской области возникнет нехватка сырья. Не нужно забывать, что в 300 километрах западнее находится регион с населением в 2 млн человек, где доход у городского населения в два раза выше, чем в Омской области. Тюмень растет ежегодно по объемам производства сырого молока, это самый динамичный на сегодняшний день регион России. Тем не менее у них дефицит сырья составляет 25%.
Поддержал коллегу и генеральный директор ОАО «Вита» Олег ТРИКОЗ, посетовавший на то, что исилькульские производители молока расположены ближе остальных к Тюмени.
— По Исилькульскому району вообще проходит, так сказать, дорога жизни в Тюменскую область, — рассказал Олег ТРИКОЗ. — А в Тюмени закупочная цена на сырье в среднем выше на 1,5-2 рубля постоянно. И мы вынуждены соглашаться на увеличение закупочных цен, которое запрашивают наши производители молока, чтобы не остаться без сырья вообще. А у нас основная продукция – это молоко в пленке «финпак», и мы не можем себе позволить поддерживать отрицательную рентабельность этого продукта. Это наш основной ассортимент.
По словам Дмитрия МИРОНЧИКОВА, новые технологии транспортировки позволяют молоковозу легко преодолевать за двое суток две тысячи километров, и в итоге у омских производителей в ежедневном режиме закупает сырье молзавод «Ялуторовский». В целом же из Омской области в Тюменскую ежесуточно вывозится порядка 90 тонн молока — почти 10% от всего объема производства.
— Да, действительно, в Тюменской области закупочная цена на молоко базовых кондиций 14 рублей, а филиал «Манрос-М» закупает молоко в среднем по 12 рублей, — согласилась с молочниками заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Омской области Надежда ИВАХНОВА. — Но при этом, если мы посмотрим статистику потребительских цен в Тюмени и в Омске, то в Тюмени средние розничные цены на молоко питьевое жирностью 2,5-3,2% находятся на уровне 25,63 рубля за литр, а в Омске – 27,16 рубля. Чем это объяснить?
Но у Дмитрия МИРОНЧИКОВА нашелся ответ и на этот вопрос. Причина, по его словам, в том, что молзаводы из Тюменской области своим производителям молока платят за литр не 14-15 рублей, а 10 рублей. Остальные 5 рублей производителям молока доплачивает региональный бюджет. Естественно, мол, закупая на своем рынке молоко ниже рыночной цены, тюменские переработчики имеют возможность за недостающие объемы сырья, которые они закупают на омском рынке, платить более высокую цену. А наши товаропроизводители легко отдают сырье тюменцам, поскольку в Омской области крупные хозяйства получают дотацию на молоко в размере 40 копеек за литр, а фермерские хозяйства – 1 рубль.
Амортизационный вопрос
Впрочем на себестоимость, по словам Дмитрия МИРОНЧИКОВА, влияет не только цена на сырье. Немаловажная статья затрат молзаводов – это и транспорт, и постоянно дорожающие энергоресурсы. Как заверяет представитель ВБД, даже доставка по городу увеличивает себестоимость одного литра молока в среднем на 1,5 рубля. А еще на рост себестоимости оказывают влияние амортизационные отчисления.
— Ни для кого не секрет, что за последние три года компания «Вимм-Билль-Данн» инвестировала в обновление производства в Омской области 30 млн евро, — напомнил Дмитрий МИРОНЧИКОВ. – Таких инвестиций в молочную переработку компания не вкладывала ни в одном другом регионе. Да, амортизационные отчисления в себестоимости нашей продукции занимают порядка 7,5%. Если это плохо, то получается, что нам не нужно было модернизировать и расширять производство?
— Все равно такой скачок цен на продукцию не очень хорошо характеризует «Манрос-М». Вот ВНИМИ, например, цену не поднимает, — напомнила Надежда ИВАХНОВА (на самом деле продукция ВНИМИ тоже подорожала — прим. «КВ»).
— А расширением или модернизацией своего производства ВНИМИ занимается? — парировал Дмитрий МИРОНЧИКОВ. – И я очень сомневаюсь, что ВНИМИ сможет полностью обеспечить город молочной продукцией. Более того, могу привести еще один пример – молочный завод в Нижней Омке, которому основной доход дает производство масла и сухого молока. А то небольшое количество цельного молока, которое завод все же производит, он реализует еще дешевле, чем у ВНИМИ. В Омской области 26 действующих молзаводов. Здесь присутствуют три завода. Вопрос: чем занимаются остальные? Отвечу: они производят биржевые продукты — масло и сухое молоко.
Напомнил Дмитрий МИРОНЧИКОВ комиссии Омского УФАС и про неурожай. Мол, Омская область меньше других пострадала от засухи, тем не менее, кормов на юге области мало. Производители намерены закупать сено в северных районах, а это дополнительные затраты, поэтому они пытаются добиться новой прибавки к закупочной цене и скоро, по прогнозу Дмитрия МИРОНЧИКОВА, закупочные цены на сырое молоко базовых кондиций в Омской области поднимутся уже до 14 рублей.
Добавил объективности к обсуждению ситуации на рынке цельномолочной продукции и начальник отдела сельского хозяйства регионального министерства экономики Александр СОКОЛОВ. По его словам, определенный дисбаланс между ростом розничных цен на пастеризованное молоко и увеличением стоимости закупочных цен на сырье действительно имеет место. По оперативным данным, которые были получены от десяти основных переработчиков молока Омской области, занимающих порядка 95% местного рынка цельномолочной продукции, с января по август 2010 закупочные цены на сырое молоко выросли в регионе на 42%. По данным же статистики, розничные цены на пастеризованной молоко жирностью 2,5% в упаковке «финпак» выросли за это же время на 26%.
Впрочем никакие аргументы переработчикам молока не помогли. После тщательного анализа представленных молзаводами документов комиссия Омского УФАС пришла к выводу, что молзаводы все же должны отвечать за нарушение Федерального закона «О конкуренции», поскольку все подняли цену хоть и не одновременно, но в течение одного месяца, и на волне ажиотажа получили необоснованный доход. Сверхприбыль у ЗАО «Любинский МКК» составила, по подсчетам антимонопольщиков, 44 копейки с упаковки молока в 0,9 литра, а у ОАО «Вита» — 25 копеек. Особый случай — ВБД. Сергей СУМЕНКОВ согласился с тем, что «Манрос-М» работал с отрицательной рентабельностью, поэтому дополнительную прибыль не мог получить в принципе, но при этом отметил, что повышение цены все равно было сделано необоснованно. Если, мол, компания мирилась с убытками при производстве социального молока полтора года, то и дальше могла бы мириться, не поднимая цену на волне ажиотажа.