Ольга НИКИФОРОВА, директор ООО «Омская инвестиционная компания» «Для вывода омских компаний на IPO необходимо провести серьезную работу с собственниками»

Дата публикации: 06 октября 2010

В середине сентября, в рамках инновационной декады, в городе Омске прошел большой семинар, посвященный привлечению инвестиций в инновационную экономику. В работе семинара принимали участие топ-менеджеры ведущих финансовых институтов России, в том числе руководитель проектного офиса «Рынок инвестиций и инноваций» ЗАО «ММВБ» Дионис Гордин. О деятельности новой структуры, в которую входят региональные «упаковочные» компании, а также о способах привлечения капитала в региональные инновационные проекты обозреватель «КВ» Николай ГОРНОВ расспросил Ольгу НИКИФОРОВУ, руководителя регионального представительства проекта «Рынок инвестиций и инноваций».

— Ольга Валерьевна, ваша компания работает как листинговый агент ММВБ или как представитель РОСНАНО?

— Для начала я хотела бы внести ясность. Проектный офис «Рынок инноваций и инвестиций», созданный в 2009 году при ЗАО «ММВБ», — это инфраструктура, нацеленная на поддержку и развитие инновационных проектов в регионах. Омская инвестиционная компания была создана как результат подписанного в марте этого года Соглашения между губернатором Омской области, председателем Координационного совета по рынку инноваций и инвестиций при ЗАО «ММВБ» Анатолием ЧУБАЙСОМ и президентом ЗАО «ММВБ» Константином КОРИЩЕНКО. Основная цель создания компании — привлечение инвестиций в инновационные проекты Омского региона. В соответстви с соглашением Омская инвестиционная компания в настоящее время проходит аккредитацию на ММВБ как листинговый агент. Одновременно с этим, по некоторым проектам, компания работает и с РОСНАНО, и с другими институтами развития. В этом смысле Омскую инвестиционную компанию можно назвать представителем и ММВБ, и РОСНАНО, и других институтов развития, с которыми мы сотрудничаем в ходе реализации проектов.

— И на какой стадии этот всероссийский проект сегодня?

— В целом по всей России уже подписано соглашение с регионами о создании пятнадцати «упаковочных» компаний, таких же, как наша. Десять из них уже реально функционируют.

— Основная задача «упаковочных» компаний – это организация финансирования?

— Организация финансирования инновационных проектов региона – это действительно наша задача номер один, решать которую мы можем различными способами: привлечением банковского финансирования в рамках программы Российского банка развития, привлечением финансирования в рамках программы Российской венчурной компании, привлечением прямых инвестиций. Но кроме этой задачи, хотелось бы отметить еще и очень важные для бизнеса возможности. Не открою тайны, если скажу, что одним из ключевых факторов успеха инновационных проектов является наличие рынков сбыта инновационной продукции. Так вот, как инфраструктурный проект площадка «Рынка инноваций и инвестиций» – это возможность создания межрегиональных связей по дальнейшему продвижению инновационной продукции. Есть еще одна особенность площадки, а соответственно,и входящих в нее «упаковочных компаний», это возможность получения субсидий на расходы, связанные с организацией финансирования. В частности, в настоящее время завершается работа по решению вопроса о возможности субсидирования части расходов при выходе компаний на IPO (первичное размещение акций на бирже) через площадку РИИ. Готовятся документы для решения вопроса о возможности субсидирования процентных ставок держателям инновационных проектов, привлекших финансирование через РИИ. На мой взгляд, этим можно стимулировать развитие инновационной среды.

— Актуален ли сегодня выход на IPO для омских компаний?

— Я считаю – да. Особенно в контексте вышеназванных возможностей. Конечно, размещение акций – это более интересные условия привлечения денег и другой уровень внутрикорпоративной культуры. Как правило, компании, которые выходят на IPO, не относятся к малому бизнесу, но сегодня у нас уже есть примеры выхода на IPO через площадку рынка инноваций и инвестиций небольших по меркам российского рынка предприятий. Уже прошло размещение акций двух компаний — из Санкт-Петербурга и Москвы. У них выручка в 2009 году была на уровне миллиарда рублей, так что их вполне можно отнести к среднему бизнесу. Для вывода омских компаний на IPO необходимо провести серьезную работу с собственниками, с акционерами омских предприятий — и мы уже начали такую работу, чтобы акционеры понимали возможности и преимущества, которые дает размещение акций на фондовом рынке. Кроме всего прочего, должна быть готовность компаний стать публичными.

— Насколько я помню, необходимость выхода в публичную сферу – это и есть камень преткновения?

— Далеко не всегда. Все зависит от того, какой срочности ставятся цели. Зная омский бизнес, я понимаю, что здесь тоже есть компании, с которыми можно работать в этом направлении. Просто потребуется некоторое время. А пока мы будем работать с проектами, финансируемыми за счет других источников

— А если, например, у собственника бизнеса есть какая-то интересная, с его точки зрения, технология, но он не знает, как ее лучше представить инвесторам. Ему можно обратиться к вам, чтобы эту технологию развить?

— Скорее не развить технологию, а правильно оформить бизнес-идею для получения финансирования под проект. Это одна из наших задач, поэтому можно обращаться к нам.

— На какой стадии инновационного проекта вы берете его в работу? Например, если пришел к вам человек с улицы? Или с улицы к вам не приходят?

— Сейчас мы работаем с проектами, которые уже прошли некий предварительный отбор и рекомендованы нам министерством экономики Омской области. Но есть уже и те, кто услышал о нас, узнал и приходит к нам, как вы выразились, с улицы. Если говорить об этапах, то если в проекте есть только идея, процесс подготовки и оформления документов может занимать более длительное время. Для работы необходимо, чтобы у предприятия было понимание целей и задач. Должен быть сформирован и определенный пакет документов. Пусть они будут хотя бы в том виде, в котором владельцы бизнеса готовили их для себя. А мы уже дальше будем дорабатывать, исходя из стадии готовности проекта. И предлагать возможные варианты финансирования.

— Как начать сотрудничество с Омской инвестиционной компанией?
— Для начала сотрудничества есть несколько вариантов. Самый доступный —
зайти к нам на сайт omsk-invest.ru, заполнить презентацию в формате РИИ ММВБ, которая размещена в разделе «Услуги», и направить нам по адресу info@omsk-invest.ru, далее наши специалисты свяжутся с инициатором сами. Можно договориться о встрече. Наконец, можно предоставить описание проекта в произвольном формате и обозначить себя, а мы определим порядок работ и взаимодействия.

— Венчурное финансирование – это для небольших проектов?

— Да, для небольших. У Российской венчурной компании ограничение на уровне 25 млн рублей.

— Насколько я понимаю, вы занимаетесь сегодня и «упаковкой» объектов проекта «ПАРК», которые реализует ГК «Титан», — заводов по производству полипропилена, поликристаллического кремния и этил-трет-бутилового эфира...

— К заводу полипропилена, если быть точным, мы отношение имеем косвенное. Финансировался этот проект без нашего участия. А сейчас мы совместно с группой компаний «Титан» занимаемся подготовкой концепции и идеологией строительства промышленного парка по дальнейшей переработке полипропилена. В том числе, прорабатываем источники финансирования дальнейшей переработки. Площадка под промышленный парк уже определена, она находится рядом со строящимся заводом. На сегодняшний день подготовлено маркетинговое исследование, технологическое обоснование, то есть сформирован список технологий, которые должны быть включены в промышленный парк. А если говорить о заводах по производству поликристаллического кремния и ЭТБЭ, то мы оказываем «Титану» при подготовке этих проектов только консультационные услуги.

— Расскажите тогда о тех проектах, которыми вы занимаетесь полностью?

— Дело в том, что мы связаны соглашением о конфиденциальности, поэтому раньше времени рассказывать о них мне бы не хотелось. Пока могу лишь сказать, что в работе у нас шесть проектов с общим объемом финансирования 600 млн рублей. Четыре из них – на стадии завершения. По ним у нас уже есть понимание по источникам финансирования.

— С каким количеством проектов ОмИК может работать одновременно?

— В настоящее время завершается процесс централизации проектного офиса, после чего, с учетом поддержки Москвы, наши возможности возрастут многократно. В любом случае, при любой загрузке, если инвестиционные проекты будут очень интересными и у собственников будет готовность выводить их на финансирование, мы не задержим процесс.

— А как вы понимаете, интересен какой-то конкретный проект или нет? Вы же не можете быть экспертами во всех отраслях экономики?

— Для оценки проектов мы привлекаем сторонних экспертов, естественно. Причем именно тех экспертов, оценке которых доверяют финансовые институты, которым мы предлагаем участвовать в финансировании этих проектов. Привлекаем к участию и органы власти. В частности, региональное минэкономики, у которого имеется прямой интерес к реализации региональных инновационных проектов.

— На ваш взгляд, как можно сегодня оценить рынок инноваций в Омском регионе? Насколько он развит или не развит в сравнении с другими регионами?

— Сегодня много говорят об инновациях, но дело это на самом деле новое. Проекты, с которыми мы сталкивается, находятся в большей степени на стадии идеи. А к идее нужно еще приложить понимание, как ее реализовать, вывести на рынок, предложить инвесторам. Но на начальном этапе, на уровне перспективной идеи, проектов у нас в регионе много. Просто их нужно выращивать. И в этом мы тоже видим свою задачу — помочь росту инновационной компании от первой ступеньки развития – к большому бизнесу.

— В каких кластерах генерируются инновации — в научных коллективах, в производстве или где-то еще?

— Конечно, сегодняшняя база инновационных проектов сформирована в большей степени научными коллективами, но есть инновации и в производстве. Люди от науки открывают бизнес, начинают развиваться, понимают, как расти дальше.

— Я так понимаю, что командировки у вас постоянные?

— Да, сейчас очень большое количество времени приходится проводить в командировках.

— А если вдруг появляется свободное время?

— Что такое свободное время? Если это время, не занятое работой, то его я провожу со своей семьей, в общении с друзьями – с теми, кто мне близок и дорог. Я люблю и активный отдых, и люблю спокойно посидеть дома, почитать книгу.

— Какие книги предпочитаете — научные, научно-популярные, художественные?

— Все зависит от настроения. Могу почитать и что-то современное и модное, но вообще-то я люблю классику, юмор. Очень люблю Тэффи и Аверченко.

— Спасибо вам за беседу. И успехов в деле продвижения инноваций.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2010/10/39/376440