Шестого октября на заседании комитета Омского городского совета по вопросам жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и строительства депутаты обсудили предложенный департаментом транспорта проект по проведению конкурса среди коммерческих перевозчиков, которые будут работать на территории города. Замечаний было много, поэтому разработчики взяли время для доработки документа.
ГУБЕР предложил для маршрутной сети 2,4 тысячи «газелей»
Директор департамента транспорта города Омска Владимир ГУБЕР уже в начале своего выступления предложил исключить из проекта условие, по которому преимущество в конкурсе дается перевозчику, имеющему опыт работы на маршруте. Такой критерий применялся и при проведении областного конкурса по определению перевозчиков, однако УФАС по Омской области вынесло решение по его исключению из документа, посчитав это ограничением конкуренции. Владимир ГУБЕР сообщил, что СибАДИ разработал новую экономически обоснованную маршрутную сеть, в которой есть место для 547 «газелей» и 790 автобусов средней вместимости.
— Сейчас нет смысла так радикально подходить. Мы предполагаем, что в маршрутной сети будет 2,4 тысячи «газелей». При этом перевозчики берут на себя обязательства в течение одного года или двух лет заменить их на автобусы среднего класса, чтобы разгрузить улицы, улучшить безопасность и экологию. В результате появится порядка 700 автобусов, — сообщил директор департамента транспорта.
Что делать с остальными маршрутными такси, которые не выиграют в конкурсе и не захотят прекращать работать, Владимир ГУБЕР не сообщил. Договор будет заключаться сроком до 5 лет. При отсутствии победителя на маршруте предполагается вводить временный допуск сроком не более 6 месяцев. После чего будет объявлен новый конкурс. Владимир ГУБЕР добавил, что спутниковую навигацию, которой не так давно пугали всех газелистов, будут требовать не со всех маршрутных такси. По его мнению, на маршрутах, где небольшой парк, такая техническая база не нужна. Не нужна и производственная база для размещения «газелей». В конкурсную комиссию, пояснил директор департамента транспорта, войдет пять человек – по два человека от горсовета и мэрии и один представитель ГИБДД. УФАС и УГАДН по Омской области от участия в конкурсе отказались. Более подробно все возникающие вопросы по проекту он предложил обсудить на рабочей группе.
Депутаты потребовали ответственности
Однако депутаты не стали дожидаться создания рабочей группы, а сразу стали вносить свои предложения. Александр ИВАНОВ потребовал к основным условиям отбора включить обязательное страхование ответственности перевозчика перед пассажирами, а также запретить победителям конкурса нанимать на маршруты контрагентов, чтобы не терялась правовая ответственность в случае нанесения вреда пассажиру.
Депутат Ольга КУЗНЕЦОВА также беспокоилась о безопасности пассажиров. Она считает, что победитель конкурса обязательно должен иметь медпункт для осмотра водителей.
— У жителей бытует мнение, что люди, которые работают на наших маршрутных такси, бывают не только подшофе. Они еще и наркотики используют. Об этом я неоднократно слышала. А как они нарушают ПДД, мы видим каждый день. На транспорте боишься ехать. И не надо объяснять, что создание мер безопасности дорого обойдется предпринимателю, который участвует в конкурсе. Это рентабельная отрасль, имеющая великолепные доходы. И теневые в том числе. Я не говорю про наш город. Но наверняка это тоже имеет место быть, — отметила она.
О том, что водители маршрутных такси все чаще стали использовать наркотические вещества, находясь за рулем, сообщил начальник Управления ГИБДД по городу Омску Игорь ДЕРНОВ.
По его словам, сотрудники Госавтоинспекции задерживают газелистов, находящихся в состоянии наркотического опьянения, чуть ли не через сутки.
Игорь ДЕРНОВ предложил включить в критерии отбора конкурсантов наличие автопарка, где будут собираться все машины.
— Это должна быть огороженная и охраняемая территория. А сейчас машины стоят где попало. За ними контроль как таковой отсутствует, — посетовал начальник Управления ГИБДД.
Депутат Владимир ГЕРЧИК заявил, что решение департамента транспорта требовать с одних газелистов спутниковую навигацию, а с других нет, не является правильным. По его мнению, условия для всех маршрутных такси должны быть обязательными, независимо от их количества на маршруте.
Депутаты также попросили Владимира ГУБЕРА отразить в проекте четкую балльную систему оценки, все критерии отбора, а также полный список документов, необходимых для участия в конкурсе. Рабочую группу решили пока не создавать, а дать время департаменту транспорта доработать документ с учетом возникших замечаний и предложений. Обсуждение проекта продолжится в комитете 20 октября.
Стоимость проезда будут определять коммерсанты
На заседании комитета присутствовали и перевозчики. Из них свои вопросы удалось задать только одному человеку – председателю МОО «Межрегиональный независимый профессиональный союз работников автомобильного транспорта» Владимиру ЗАНИНУ.
Именно он в прошлом году обвинил департамент транспорта в нарушении антимонопольного законодательства и обратился в УФАС по Омской области с требованием провести новый конкурс. Владимир ЗАНИН поинтересовался у Владимира ГУБЕРА, почему департамент отказывается допускать для участия в конкурсе предпринимателей, которые не имеют своего транспортного парка, однако предоставляют гарантии, что обязательно обзаведутся машинами. По словам чиновника, в этом случае появляется возможность срыва конкурса, поэтому такой вариант не допустим. Он также ответил на вопрос, почему из условий конкурса был убран тариф на проезд:
— По закону тарифы определяет РЭК. По какой стоимости, не выше той, которую установит РЭК, будет возить перевозчик, он определяет сам. В это мы залазить не можем. Во время проведения первого конкурса залазили в этот вопрос, сейчас не будем.
Отметим, что в 2005 году во время проведения первого конкурса наряду с отчислениями в бюджет тариф на проезд был важным условием для победы. Как оказалось позже, практически ни один победитель не выполнил условия договора, превысив заявленную стоимость.