13 октября не состоялся аукцион, на котором нефтедобывающие компании могли побороться за право 25 лет осваивать перспективные участки недр на севере Омской области. Всего на торги планировалось выставить пять участков: Наталинский, Когитский, Ивановский, Нововасильевский и южную часть Приграничного. Начальная стоимость составляла от 10 до 95 миллионов рублей. Самый дорогой участок — южная часть Приграничного, там есть месторождение нефти, Ягыл-Яхское. Почему не нашлось желающих участвовать в аукционе, какие компании ведут добычу нефти в регионе и что сейчас происходит во глубине сибирских недр, корреспонденту «КВ» Максиму ДУБОВСКОМУ рассказал начальник управления по недропользованию Омской области (Омскнедра) Андрей МАКСИМОВ.
— Андрей Петрович, сколько в Омской области месторождений нефти?
— В Омской области пять месторождений: четыре — нефти, одно — газа. Прогнозные ресурсы углеводородов в недрах Омской области составляют 200 миллионов тонн. Это неплохая цифра. К сожалению, почти все наши месторождения относятся к малым, они пока не освоены. Западно-Крапивинское относят к средним, с 2001 года оно разрабатывается ОАО «Газпром нефть» в тех объемах, которые предусмотрены проектом. Добывают до одного миллиона тонн в год. Условий лицензии на добычу не нарушают, она ведется в рамках проекта. Также в проектных объемах разрабатывается Тевризское газоконденсатное месторождение, оно очень маленькое, но нужды северных районов области обеспечивает. У нас есть еще Тайтымское месторождение нефти, оно никогда не разрабатывалось, найдено было в 70-х годах. Сейчас там есть недропользователь — с 2006 года разведкой этого месторождения занимается ТНК-Уват, дочернее предприятие ТНК-ВР. Там есть небольшие запасы, но месторождение нужно еще довести до ума. Они уже сделали сейсморазведку 3 D в объемах больших, чем предусмотрено лицензией, но это не возбраняется. К сожалению, контуры нефтегазоносности не увеличились, скорее, они даже уменьшатся. Выявлены новые структуры на Табтымском участке.
Прирахтовское месторождение эксплуатировалось ОАО «Тевризнефтегаз». За невыполнение условий лицензионного соглашения Роснедра досрочно прекратили право пользования недрами. На аукционе этот участок выиграла другая организация — ООО «СибирьГеоТЭК». Предыдущая лицензия была на эксплуатацию месторождения, но в Роснедрах приняли решение, что его нужно еще доразведать. Компания провела сейсморазведочные работы. Контур нефтегазоносности значительно увеличивается, но речь о приросте запасов будет идти только после того, как они пробурят скважину. И одно месторождение, Ягыл-Яхское, в настоящее время находится в нераспределенном фонде недр, то есть никто его еще не эксплуатирует. Мы дважды выставляли его на аукцион, но пока никто не заинтересовался. Предварительные запасы, по оценке комиссии, очень маленькие — 1,2 млн тонн. Причем нефть находится в двух пластах. По качеству нефти тоже есть проблемы — она густая.
Ученые считают, что в Омской области хорошие перспективы открытия месторождений нефти — что в Омской области, что в Ханты-Мансийском округе условия одинаковые: там большая изученность и средних месторождений уже не найти, а у нас периферия нефтеносной провинции, есть хорошие предпосылки для открытия мелких месторождений.
— В настоящее время нефть в Омской области добывает только «Газпром нефть»?
— Да, на Крапивинском месторождении работает «Газпромнефть-Восток» — это томское подразделение. К этой компании претензий нет, они ведут добычу в проектных объемах, работают очень аккуратно.
Кроме того, у нас есть еще ОАО «Тевризнефтегаз», они добывают газ на Тевризском газоконденсатном месторождении. Сейчас проводится доразведка участка, к этому их подталкивали и мы, и правоохранительные органы. Правительство Омской области планирует выделить 500 миллионов рублей, чтобы Тевризнефтегаз провел дополнительные геолого-разведочные работы.
— Андрей Петрович, вы сказали, что в Омской области работают 12 компаний, часть вы уже назвали, какие работы ведут оставшиеся?
— Есть еще «Росс Энтер Прайз», группа компаний «Гео ТЭК», ООО «Партнер» и ООО «Амтрейд». «Росс Энтер Прайз» работает у нас уже три года. У них пять участков. Пока ничего серьезного они не сделали, но на прошлом заслушивании, которое состоялось первого октября, предоставили данные, что двадцать миллионов рублей на геологическое изучение истратили. Сейчас они проводят тендеры на сейсморазведку и бурение, провели космодешифрирование. Группа компаний «Гео ТЭК» изучает 12 участков. В этом году ООО «СибирьГеоТЭК» планируют бурить первые две скважины на Прирахтовском и восточной части Улугульского участков. Выполняют лицензионные соглашения и компании ООО «ОмскГеотЭК», ООО «ИртышГеоТЭК». У группы компаний «СибГеоТЭК» недавно сменился генеральный директор, теперь руководитель — Кайрат ИГЛИКОВ, гражданин Казахстана. Насколько я знаю, «СибГеоТЭК» испытывает сейчас финансовые трудности, они вообще могут прекратить свое существование. Но в нефтедобыче это случается часто, скорее всего, компания найдет инвестора, который вложит деньги.
ООО «Партнер» и ООО «Амтрейд» принадлежат Владиславу АВДОШИНУ. В этом году они получили два участка на геологическое изучение. Сейчас ведутся подготовительные работы.
— Насколько я понимаю, чтобы освоить месторождения, потребуются большие вложения?
— Для того чтобы провести лицензионные работы, потребуется несколько сот миллионов рублей. Для сравнения, чтобы пробурить одну скважину, нужно более 100 миллионов. Сейсморазведочные работы тоже недешевые, они стоят несколько десятков миллионов.
Все недропользователи, которые работают в Омской области, в прошлом году вложили в освоение месторождений более миллиарда рублей. Кто-то потратил меньше, кто-то больше. Больше всех средств вложил Сургутнефтегаз: они ведут разведку, начали бурить скважины. Часть ранее выявленных структур подтвердилась, часть списали, выявлены и новые структуры. К сожалению, в шести пробуренных скважинах нефти нет. Кроме Сургутнефтегаза, никто скважин пока не бурил.
— Все ли компании выполняют условия лицензионных соглашений?
У нас работает «дочка» ТНК-ВР — Новосибирскнефтегаз (ННГ). У них три участка. В прошлом году ННГ не выполнила условия лицензионных соглашений по ряду участков. Мы поднимали вопрос о досрочном прекращении права пользования недрами. ТНК-ВР просит дать им время на решение проблем. В феврале состоится еще одно заслушивание, они уверяют нас, что будут работать. Остальные компании условия лицензионных соглашений выполняют.